{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Интервью с создателем первого в мире виртуального планетария Алексеем Ирковым

О том, как давняя мечта о мировой образовательной площадке в VR воплощается в жизнь.

Путь молодого предпринимателя, чья цель — создать новый формат обучения с применением технологии виртуальной реальности. От работы по найму и предательства партнера до развития франчайзинговой сети виртуального планетария и выхода на американский рынок.

Алексей Ирков — технический директор и сооснователь компании «Альтаир Диджитал»

С чего начался ваш путь в сфере ИТ? Сразу поняли, на какую специальность учиться?

Определиться с будущей профессией было сложно. В 8 классе я перевелся в лингвистическую Германию, потому что мои родители хотели переехать жить в Германию. К 11 классу я прокачался в языке до уровня ребят, учившихся там с первого класса.

Я успешно сдал шпрахтест, который позволял мне поступить в любой вуз в Германии. Но за три года немецкий надоел. Я тогда увлекся программированием и сообщил родителям, что планирую поступать на факультет физики НГУ, там была нужная мне кафедра.

Сложно было учиться?

Как выяснилось, я не технарь, а больше гуманитарий. Учиться было трудно, требовался высокий технический уровень, уходил даже в академический отпуск, был на грани вылета. Но я упорно посещал все лекции и ходил на пары, вуз все-таки окончил.

Куда пошли работать после выпуска?

Устроился менеджером по продажам. Родители, конечно, хотели, чтобы я работал по специальности, но я понял, что программирование не мой вид деятельности. Я решил научиться продавать. Работал я тогда в рекламном агентстве, продавал рекламу в СМИ и могу сказать, получалось у меня неплохо. Но я недолго там пробыл, чуть позже со старой знакомой мы открыли свое рекламное агентство, у нее была база клиентов, а я их вел.

Почему решили прекратить этот бизнес?

Реклама никогда не была моей страстью. В то время мне важно было попробовать себя в бизнесе, я попробовал. После ухода я взял небольшую паузу, нашел подработку, в свободное время от работы, а его было много, размышлял, пытался понять, чем заниматься дальше. В один из таких моментов, наткнулся на идею запуска своего мобильного планетария, тогда это было новинкой. Люди ездили по городам с кассетами, на которых были записаны фильмы, а у австралийцев покупали оборудование.

Мобильный планетарий старого образца, 2011 год

Что из себя тогда представлял мобильный планетарий?

Надувной пятиметровый купол, но вместо красивых фильмов, владельцы просто показывали звездное небо и читали лекции. Для того, чтобы «стартануть», нужно было примерно 200 тысяч рублей. Я подал заявку в Фонд развития малого и среднего предпринимательства в Новосибирске, написал короткий бизнес-план, и мне выделили 85 тысяч рублей, этого хватило, чтобы купить проектор.

Недостающие деньги занял и купил все остальное. Первый свой купол заказал в Китае, но он оказался непригодным для работы, был из странной серебристой ткани, помню отдал его своей маме, она им до сих пор грядки в огороде накрывает.

Что из себя представляла ваша работа?

Когда я собрал оборудование, я еще работал в другом месте. Все просто: на обеде звонил по школам, потом отпрашивался на какие-то дни, закидывал оборудование в машину и ехал на показы к школьникам.

Как быстро вы раздали долги и заработали свои первые деньги?

За первые два дня работы с мобильным планетарием я заработал 36 тысяч рублей. Для 2011 года это были очень даже неплохие деньги. В один момент я стал зарабатывать больше, чем мне платили на работе, я уволился и продолжил заниматься планетарием.

Единственное, что у меня не получалось, так это договариваться со школами, заказов было не так много, как хотелось, 2-3 в неделю. Заработанных денег хватало, но стали появляться конкуренты. Однажды мне позвонил человек из Омска и предложил поработать в Тобольске, я согласился, мой менеджер, который у меня появился, находила по 2 садика в день. Оттуда я привез 250 тысяч рублей, и это за пару месяцев работы.

Вам было комфортно вести бизнес и выстраивать работу самому?

Да, я все делал сам. Уезжал в города на 2-3 месяца — в Тобольск, Омск, был даже в Казахстане. Потом отдыхал пару недель. Но я мечтал о масштабности. Тем более, резко упала выручка, появилось еще больше конкурентов. Ну и самая главная проблема, возникшая тогда на рынке — проблема пиратского контента.

Была лишь одна студия, которая занималась дистрибуцией фильмов на российский рынок, но один их фильм стоил дорого, порядком 2-3 тысяч долларов. Русские предприниматели скидывались вдесятером, выкупали фильм и перекидывали его друг другу на флешки. Я приезжал в школы со своими программами и понимал, что у конкурентов их больше, что детей уже своими не удивишь.

Позже зарубежные студии и вовсе перестали продавать свой контент в Россию, я пытался с ними связываться, но они были непоколебимы - им нужны были гарантии защиты их фильмов. Тогда я решил, рынку просто необходимы перемены и основал со своим старым знакомым компанию.

Как вы решили проблему пиратского контента?

Нашим решением стало создание проекционной системы для планетариев на базе проектора и iPad, которую мы назвали AllinOne. Система позволяла студиям безопасно продавать свои фильмы и получать роялти за каждый показ. Мы с партнером попали в ИТ Бизнес-Инкубатор в Технопарке Новосибирска. В команде помимо нас также был дизайнер и программист. После того, как

разработка была закончена, начали списываться со студиями и на старте сумели добавить в систему около 10 эксклюзивных полнокупольных шоу для планетариев. Я быстро сделал сайт по схеме Бизнес Молодости, запустил рекламу и, о чудо, пошли продажи. Проекционная система стоила 189 тысяч рублей.

На какую аудиторию был нацелен ваш продукт?

Бизнесмены, которые хотят начать свое дело в сфере планетариев и ищут оборудование. Кроме нас было еще три компании, которые продавали мобильные планетарии, но у нас были эксклюзивные фильмы и возможность покупать их по показам, а не выкупать целиком за огромные деньги. Дела пошли в гору.

В то время, кстати, я еще параллельно учился в президентской программе, она длилась год. После выпуска тебя отправляют в любую страну с целью партнерства с зарубежными компаниями. Я выбрал Германию и в конце 2013 года полетел туда общаться с новыми студиями. Но после возвращения увидел на столе у себя бумагу, в которой говорилось, что я уволен.

Почему так вышло?

Формально в компании я числился соучредителем и техническим директором, а партнер занимал позицию генерального. Он мог меня уволить. К сожалению, соучредитель в России - это человек, который не имеет никаких полномочий. По сути, от меня просто избавились.

Продажи росли, права на разработку принадлежали компании, сайт и реклама были настроены, я стал больше не нужен. Начались переговоры, партнер очень хорошо подготовился, был даже нанят юрист. Мы договорились, что он будет выплачивать мне дивиденды, но, естественно, за два года никто ничего не заплатил.

Что стало с компанией и продуктом в дальнейшем?

Когда я покинул компанию, работа над AllinOne остановилась. По договоренности я отдал ему все доступы взамен на его обещание, что он продолжит развивать проекционную систему. Но ничего толком не делалось.

Как вы чувствовали себя после этой ситуации и сколько потребовалось времени, чтобы снова «встать на ноги»?

Примерно два года. Что только не делал, пробовал открывать бизнес с нуля. На тот момент у меня не было никаких накоплений. Начал заниматься перепродажей - от сухофруктов до пенобетона. Быстро делал сайт, запускал рекламу, смотрел, «выстрелит» или нет. Крутился так до конца 2014 года.

Потом мой старый знакомый, который на тот момент уже имел крупную сеть мобильных планетариев, предложил воссоздать систему и развивать ее дальше, но я отказался. Сказал, зачем ломать чужой бизнес.

Но как только выяснилось, что система AllinOne была заброшена моим экс-партнером, и что он даже не выплатил роялти студиям, чьи фильмы он продавал, я принял решение закрыть сайт и попытаться исправить ситуацию. В конце 2015 года мы с Константином Урванцевым основали компанию Altair Digital и совместно начали разработку новой проекционной системы SpaceTouchOne.

Август 2017 года. Презентация Виртуального Планетария на выставке в Москве

Чем отличается старая система от новой?

По физическим характеристикам ничем. В обеих базой был планшет и проектор, но отличалась программная часть. Я снова начал общаться со студиями. С трудом вернул расположение тех, кому не были выплачены деньги. Две из них снова согласились сотрудничать.

Я лично перевожу им роялти каждый месяц. Плюсом нашел новые студии. Мой партнер взял на себя продажи, я занимался разработкой, тогда же мы наняли нашего первого сотрудника. Я уже понимал, как должна выглядеть система и старался ее улучшить. На все у нас ушло около 3 месяцев. От звонков не было отбоя.

Как вам пришла идея перенести контент для планетариев в виртуальную реальность?

Качество мобильных планетариев оставалось на прежнем уровне, ничего нового на рынке не появлялось. Мы начали думать, что можем сделать, и я случайно наткнулся на статьи про VR технологию. Помню, как заказал первые китайские очки. Посмотрел, что это такое и остался в восторге.

То есть вы сразу разглядели потенциал в VR?

Да, ведь VR стал нашей возможностью решить проблему - сделать качественный продукт за недорого. Есть огромное количество планетариев с лучшим качеством, но они не мобильные и дорогие, чтобы создать хорошее изображение, необходимо использовать несколько проекторов, а их цена растет по экспоненте.

К примеру, зал Новосибирского планетария обошелся их создателям в $2 млн. Оставалось понять, сможем ли мы сделать так, чтобы фильм в очках могли смотреть сразу несколько людей. Мы наняли еще одного программиста и сделали демо-версию.

Купили пару телефонов, провели тесты. Все работало. Таким образом, мы оставили действующую бизнес-модель, но добились качества, сравнимого с лучшими планетариями мира. Конкурентов у нас не было. Далее мы начали думать, как продавать новый продукт и пришли к идее франшизы.

Сентябрь 2017 года. Участие в инновационном ТВ-шоу «Идея на миллион»

Насколько я знаю, вы отнеслись к идее продавать Виртуальный Планетарий по франшизе скептически. Почему?

Сначала думал продавать Виртуальный Планетарий как «бизнес под ключ», но так как на рынке с данным продуктом мы были одни, мой партнер Константин Урванцев предложил делать сразу масштабируемый и контролируемый бизнес, предоставляя франчайзи эксклюзив на их территорию.

Как вы занимались упаковкой франшизы?

Мы сделали все сами, ориентировались на топ лучших франшиз в сфере развлечений и образования. Посмотрели, что предлагают другие и сформировали свой пакет. Главное преимущество Виртуального Планетария состоит в том, что мы строим единую сеть, в которой все франчайзи помогают друг другу.

На их территории нет конкурентов. Один город или область — один франчайзи. Мы не продаем кому попало, проводим собеседования по скайпу и тщательно отбираем каждого. Сейчас у нас занято 23 города в России. Моя зона ответственности - разработка ПО и работа с зарубежными студиями, создающими эксклюзивный контент для планетариев.

Декабрь 2017 года. Выставка стартапов в холле Государственной Думы РФ

У вас есть еще один продукт в сфере b2c, расскажите поподробнее?

Когда мы поняли, как запустить франшизу, пришла еще одна идея. Почему бы не дать возможность посмотреть полнокупольные фильмы любому пользователю VR очков. Такого контента ведь нигде нет.

В январе 2017 года состоялся релиз приложения Amazing Cinema. Цели там были очень амбициозные, в планах было создание онлайн кинотеатра с возможностью подписки на месяц. Но мы столкнулись с двумя проблемами. Первая - как повысить конверсию в покупку, вторая - высокие комиссии VR площадок.

Я так понимаю, подпорченная репутация VR-технологии мешала вам?

Намекаете на контент для взрослых? Порно-индустрия, как таковая, первая разглядела потенциал в VR. Они там очень хорошо зарабатывают. Еще у многих технология ассоциируется с развлечением, мы же хотели сделать акцент на образовательном контенте.

Что с вашим приложением сейчас?

Все прошлое лето мы занимались его прокачкой. Мы видели в нем большие перспективы, 300 тысяч американцев скачало наше приложение, нам удалось выйти на 1 место в рейтинге Oculus Store и увеличить конверсию к покупке, но все это нивелировалось с тем, какую комиссию взимал Oculus. Подписка стоила около $30, 45% была комиссия, еще надо было платить студиям. До нас деньги просто не доходили.

В этом направлении можно и нужно биться дальше, это не тупиковый путь, просто нужны инвесторы и хорошая команда, которая бы занималась развитием продукта и проверкой гипотез. К осени мы переключились вновь на направление франшизы, взрывными темпами продавали по 4-5 штук в месяц.

В тех реалиях мы понимали, что просто не сможем заработать на приложении, пока к нам с партнером не пришла идея создания собственной образовательной VR площадки без посредников, в которой условия диктовать будем мы.

Как вы планируете внедрить VR в образование?

Наша цель сейчас — сделать свою образовательную площадку, Виртуальную Энциклопедию — VR-мир, в котором каждый смог бы что-то исследовать и развиваться. Сейчас мы делаем первые два VR-опыта по астрономии и химии, Amazing Cinema, кстати, тоже перекочует на платформу и будет существовать как один из экспириенсов.

Сейчас наш ИТ-отдел создает базовую локацию как в компьютерных играх, пройдя которую пользователь поймет механику и получит первичный опыт. Ведь все-таки VR — это про ощущения. На платформе можно будет перемещаться во времени, пространстве и менять уровни восприятия, он молекул до края вселенной. Активно готовимся к релизу, который ориентировочно состоится осенью. Мы активно растем, у нас крутая команда.

Что вы цените в сотрудниках при найме?

Я считаю, что у каждого человека есть какие-то особенные скиллы, то, в чем он профессионал. Когда я ищу себе человека в команду, я прежде всего смотрю, интересно ли ему заниматься тем, что мы предлагаем. Мой спортивный опыт показал, что если человек постоянно развивается, значит, и в работе он будет постоянно расти.

С моей стороны такому сотруднику будут все привилегии, мне это важно. У него будет крутой опыт, а позже он и вовсе скажет - я в этой компании очень круто «прокачался». Своеобразная карма компании.

Вы часто находитесь в командировках, как эффективно управлять командой дистанционно?

Поначалу было сложно. Когда впервые покинул офис и уехал, столкнулся с проблемой взаимодействия. Переживал, что у сотрудников упадет мотивация, но проблему решить удалось. Самое главное, что ребятам интересно заниматься тем, что они делают. Спустя время, я пришел к выводу, что без меня команда стала работать даже лучше, главное найти правильных людей.

Май 2018 года. Блокчейн-конференция в Катаре

Сколько вы работаете часов в день в условиях такой нагрузки?

Раньше работал в среднем по 10-12 часов в день. Мне казалось, что таким образом я делаю больше и качественнее, сейчас пришел к пониманию «углубленной работы». Когда фокусируешься на сложной задаче, исключая все отвлекающие факторы. Даже Telegram отключаю. Переписки отнимают очень много времени. Получается, что сначала углубленно работаю 3-4 часа, потом возвращаюсь к операционным задачам.

Какие бизнесовые книги могли бы порекомендовать? Много читаете?

С прошлого лета взял за правило читать одну книгу в неделю. Когда начал, понял, что вообще ничего не знаю. Мне очень понравилась книга «Цель» Голдтратта. Читаю много бизнес-литературы. Люблю эзотерику.

Судя по вашим фото в социальных сетях, вы много занимаетесь спортом?

С текущим графиком заниматься получается не так много, как хотелось бы. Моя цель — получить черный пояс по карате. У меня сейчас синий. Спорт — это важно, это умение ставить правильные цели, он развивает выносливость и силу воли. Люди, которые ставят себе цели в спорте, как правило, добиваются всего и в профессиональной жизни. Бизнес, ведь, тоже игра.

Что бы вы могли посоветовать начинающим предпринимателям?

Все самое крутое я делал вне зоны комфорта. Когда я боялся что-то делать. Ну и дело любить свое надо. Если меня что-то зажигает, я делаю все задачи очень эффективно.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда