Базовые правила для тех, у кого свой бизнес
Выработаны на своём, не всегда успешном опыте.
Ремарка. Любители теорий о взаимной бескорыстной любви наемного работника и собственника не читайте во избежание моральных травм, лучше отправляйтесь на многолюдные конференции слушать теоретических гуру и мотивационных спикеров с успешными примерами такой любви. Туда же любителей мегакорпораций с инновационным лицом, повернутым инновацией и клиентоориентированностью к своим потребителям.
Для остальных - правила. Не со всем можно согласиться, не всё можно принять, не всем может понравится. Каждый волен выбрать то, что ему подходит. Ну, а если не подходит, уважаемые читатели, тогда выработайте свои правила, отличные от этих, добивайтесь успеха, я буду только рад. Чем больше умных и успешных, тем интереснее жить и развиваться самому и развивать то, чем занимаешься.
1. Сотрудники дают измеряемый и предсказуемый результат за измеряемые и взаимно согласованные деньги по правилам взаимной договорённости. Объем работы без результата, любые усилия без результата - не равны ничему. Умножение на ноль - всегда ноль.
2. Сначала оплата за результат, потом разные нематериальные плюшки по желанию сторон. Но не наоборот.
3. Проблемы собственника по наличию оборотных средств работников не должны интересовать. Проблемы планирования - проблемы собственника, а не исполнителя. Продай хоть свою почку, но зарплата работникам всегда должна выплачиваться вовремя.
4. Готов просить у сотрудников подождать с оплатой результатов? Будь готов считать их соинвесторами своего бизнеса со всеми вытекающими. С выплатой процентов за кредитование твоих косяков.
5. Работник должен знать правила игры. Правила игры всегда трактуются одинаково и однозначно. Наказание всегда наказание, поощрение - всегда поощрение. Для всех. И ветеранов, и новичков. Поэтому никаких родственников, друзей в бизнесе.
6. Не должны оставаться без наказания: подставы, интриги в коллективе, нытьё и негатив. Наказание - выход из компании.
7. Недовыполнение плана - зло. Перевыполнение плана - ещё большее зло. Зло не должно оставаться безнаказанным. Недовыполнение - проблемы в будущем с развитием. Перевыполнение - избыточная нагрузка на финансы и авральный поиск компетенций и ресурсов, чтобы как-то справиться с внезапно свалившимся объемом работ. Как этого избежать - в продолжении.
8. Стратегию развития должен создавать собственник. Если он не делает этого, перепоручая другим рисовать стратегии развития - он не собственник, а так, сбоку, вкладчик в чужие идеи, рантье, посредник между идеей и результатом. Посредников никто не любит.
9. Работник, предложивший повысить оплату на основании того, что в другом месте платят больше за то же, отправляется в другое место. Незамедлительно.
10. Незаменимых сотрудников нет. На требование как следует оценить незаменимость - выход с рекомендацией применить незаменимость в другом месте.
11. Ушедший из компании возврата в компанию не имеет. Никогда.
12. Премии - зло. Платить дополнительно за то, что выдаётся результат, который утвержден в плане и который должен оплачиваться заработной платой - чушь и стимулирование ничегонеделания и снижения результативности.
13. Готов сделать добро или помочь сотруднику в жизни, делай, но не требуй ничего взамен. Движение души - личное дело, а не сделка по конвертации добра в капитал и рост лояльности.
14. Долю в доходах может иметь только тот, кто пропорционально вкладывается в бизнес. Одновременно зарплаты и доли в доходах не должно быть. Либо ты наемник, либо ты собственник.
Продолжение следует...
"Продолжение следует..."
Пожалуй, не следует... спасибо.
Я считаю, что любая статья с советами должна начиаться с представления автора и списка его достижений, чтобы читатель понимал призму опыта.
Согласен. В последующем так и сделаю.
Комментарий удален модератором
Вам спасибо. :-)
Сотрудники хорошо знают правила игры. Поэтому даже с теми, кто нормально, без подлостей ушли в свой бизнес, и в чём-то конкурируем, делаем совместные проекты :-)
Комментарий удален модератором
Успешно применялся этот подход не только мной, но и моими партнёрами - нефтесервис, логистика, разработка ПО (middleware), типография. Не сработало полностью в производстве ЭК, производстве ПП и в торговле, пришлось адаптировать правила под региональные и отраслевые особенности.
Комментарий удален модератором
Абсолютно.
Комментарий удален модератором
Давайте спишемся уже не в ленте
Спасибо за отклики и комментарии, за минусы и плюсы. Всем хорошего дня! :-)
Какой незамутнённый разум у человека. Я могу сказать только одно: глупость, помноженная на принципиальность и негибкость - вредит бизнесу всегда. Это аксиома.
6. Формируйте коммуникационные каналы. Многих вещей вы избежите;
7. Зло - не ощущать момент. План не выполняется не внезапно в конце месяца, а перевыполнение - повод задуматься о более тщательном планировании. В обоих случаях это проблема управляющего;
8. Путаете собственника и директора. Пока это один человек - верно. Когда их несколько - уже мимо;
9. Всё зависит как это подано. Если как диалог - всё может быть. Если ультимативно, то надо смотреть ценность человека для компании. С вашей стороны это ультимативно, а значит что-то вам мешает вступать в диалог, а это плохо для дела;
10. Согласен. В идеальном мире. Во многих компаниях, численностью до 100 человек, есть ломовые лошади, которые знают почти всё как и что ведётся. Уход такого человека сильно ударяет по бизнесу. Ещё не факт, что в будущем он не станет вам конкурентом с более лучшими условиями для развития;
11. Комплексы руководителя не должны вредить интересам компании. Если человек давал компании много, уходил куда-то в другое место и вернулся с большим опытом и есть понимание, что он даст ещё больше - вы каждую курицу, несущую золотые яйца, пытаетесь порубить на суп? :)
12. Премии - зло, но в одном случае, если их платят просто так. В других - хороший стимулирующий инструмент;
14. Уточните, что вы имели ввиду? Не совсем понимаю. Если вы не можете платить сотруднику больше, но на нём держится часть бизнеса (своими знаниями и умениями), разве он не может быть партнёром? Может. см. п.4.
Глупость вредит. Незамутнённость тоже. Как и вешание ярлыков.
6. Кто Вам сказал, что нет коммуникационных каналов? Есть, поэтому любые негативные факты не пускаются на самотёк "сами резберитесь между собой".
7. К Вам не приходит заказчик с большим заказом? Когда ему приспичило, а не тогда, когда у Вас в плане стоит?
8. Если идёт речь от первого лица, значит, он и директор и собственник. В следующий раз буду подробнее обозначать, что подразумевается.
9. Естественно, диалог. Но аргументация в стиле "А вон в Гугле, Газпроме столько получают" - не принимается.
10. А для этого существует общение с сотрудниками. И справедливые правила. Для всех. И помощь. Когда надо вне работы. Кому-то это надо. Тот остаётся. Кому-то - нет. Тот уходит. И пусть будет конкуренция. Я - за.
11. Если он ушёл по согласованию, в компанию клиента, например, естественно. А если он ушёл в Газпром, ему там не понравилось, и он решил вернуться обратно, то - нет.
12. Так об этом и речь. Зарплата воспринимается обычно как компенсация затрат работника за пребывание от и до. А премия - за результат.
14. Если он предложит идею, которая позволит перейти на новый уровень - тогда обсуждается вопрос партнёрства. А если он требует долю на основании того, что он хорошо как специалист и как часть команды реализует чужую идею, и не более того - однозначно нет.
6. Гиперопека сотрудников вредит делу Во-первых, там попросту неприятно работать. Во-вторых, практически всегда присутствует микроменеджмент;
7. Придёт - это проблемы владельца. Есть обоснованные метрики выполнения и установленные сроки. Попытка сжатия приводит к большим ошибкам, демотивации сотрудников, если продолжается сколь-либо долгий период даже несмотря на премии;
9. Я бы уборщицей туда пошёл. :) Будьте гибче: хочешь - попробуй. Это диалог.
12. Вы категоричны. Я также категоричен, но премии - это стимуляция. При постоянной стимуляции требуются более крепкие наркотики. Это особенности устройства мозга;
14. У меня был такой работодатель. В результате реализовал идею на стороне. Профит был больше. :)
А в целом, спасибо за диалог, я чересчур рьяно и эмоционально взялся. Прошу извинить!
Вам спасибо за конструктивный диалог и интересные мысли. :-)
6. Нет гиперопеки. Есть желание иметь здоровый коллектив, а не провинциальный театр на гастролях. Поэтому нет анархии. Да и специфика бизнеса такова, что работают не только погружённые в себя тихони. И задача управленца защитить тихонь от избыточно резвых любителей манипуляций.
7. Знаю много примеров, когда собственник кидался на большой проект и в результате прогорал, так как не мог переварить внезапно свалившийся объем. И речь не о разработке ПО.
9. Предпочитаю пить из своей чашки :-). Поэтому ушёл в свой бизнес из корпоративного мира.
12. Лучшая стимуляция не премия, а рост оплаты труда на следующий год. :-) Любой подход хорош, если он работает с правильным результатом. :-)
6. Здоровый коллектив основывается на саморегуляции, а не на внешнем регулировании. Анархии нет. :) Задача управленца в том, чтобы правильно пасти котов: не допускать драк, но не влезать в отношения. Методов для этого предостаточно;
7. "Нельзя впихнуть невпихуемое" - лучший девиз. Это, к сожалению, понимают не все. Хрен с заказчиком - он может быть таким, но когда не понимают профи - плохо всем;
9. И я к этому приду, но чуть позже;
12. Ситуации разные бывают. Бывают такие ситуации, когда премия очевидна (закрыт чужой косяк, выполнено то, что вообще вне обязанностей (всё не предусмотришь)). Она платится за дело.
Сейчас у оптимизаторов другой подход. Была ЗП, её поделили на две части, одна из которых премиальная. Как способ манипулирования - замечательная вещь.
9 - Пожелаю удачи :-) Работать на себя - самый хороший вариант поставить себя по ту сторону системы управления. :-)
Комментарий удален модератором
Пункт 5 противоречит пункту 12 и пункту 2
В чём противоречие, уточните пожалуйста.
Вы сначала пишете, что премии - зло, а потом расписываете о том, как выдаются нематериальные плюшки.
А с каких пор премия нематериальна? Премия это деньги. Нематериальная - звания "лучший кабельщик-распайщик", "дизайнер месяца", и так далее. Спасибо за разъяснение своего ответа (без иронии).
ловко переобулись в прыжке
Не буду спорить. Каждый видит то, что хочет видеть. Спасибо.
Антон, в чём противоречия? Объясните, будьте любезны.
Да собственно п. 9 и п. 10 выгладят так, будто это принципы "обиженной девочки". Поверьте, сотрудник сам уйдет, если почувствует, что вы не выдерживаете конкуренцию на рынке оплаты труда
Поверю. Всегда есть выбор. Где жить, где работать.
К чему написаны эти субъективные заметки? Под каждым пунктом хочется задать вопрос "потому что...?"
Чтобы Вы задали свой вопрос. Спасибо за отклик.
Не зашло, почти ко всем пунктам есть обратные примеры из личного опыта. В самом начале вы говорите, что это правила, и сразу после этого предлагаете придумать свои, что противоречиво. Но зато действительно заставило подумать над своими, спасибо)
Алекс, спасибо за отклик. :-) Так это мой личный опыт. Был и обратный опыт, не сработал, а вот эти правила можно сказать выстраданы, и годятся для моего бизнеса. И доказали свою жизнеспособность. Кому-то они подойдут, кому-то - нет. А вот применять их или отложить на подкорку для будущего, каждый решит сам для себя. :-)
Мир тем и хорош, что нет унификации всего и вся. :-)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором