Офтоп Tatiana Dontsova
562

Онлайн-школа шитья — о «женском» бизнесе без прикрас

Интервью с идейным вдохновителем онлайн-школы шитья «Cut&Sew» Олей Степановой.

В закладки

Она часто использует в своей речи слова на английском языке (виной тому длительный период обучения и работы за рубежом) и за время разговора ни разу не упоминает о гендерных стереотипах в бизнесе и притеснении женщин-предпринимателей (а о них теперь постоянно принято говорить, верно?). Зато Оля откровенно рассказывает о других аспектах своего дела.

Конкуренция в «девчачьей» сфере? Ещё какая! Копирование со стороны новых игроков на рынке? Неизбежно.

Совмещать семью и бизнес? Едва ли возможно. Менять представление людей о школе шитья? Довольно просто!

Основательница и идейный вдохновитель онлайн-школы шитья «CUT&SEW» Оля Степанова

Откуда у тебя возник интерес к шитью?

Это вопрос преемственности. Когда в советское время было сложно купить что-то из одежды, моя мама шила. И не только для себя, но и для своих друзей и знакомых. У нас была стопка журналов «Burda», которые тоже было нелегко достать, и моя мама могла сделать из самого заурядного изделия дизайнерскую вещь. У неё действительно был вкус, своё видение.

Папа говорил мне, что я должна поступить на экономический факультет, что я и сделала, не задаваясь вопросом, чем я на самом деле хочу заниматься. Потом так сложилось, что я провела 2 года в Нью-Йорке, и этот город перевернул всю мою жизнь. Когда я вернулась в Москву, я твёрдо решила, что надо искать себя. Какое-то время я занималась этими поисками, пробовала свои силы в разных сферах и потом поняла, что мне интересно шитьё.

Мне хотелось не просто научиться шить (как многие мои ученицы), а сделать из этого что-то глобальное – стать дизайнером. Я видела себя в американском шоу «Проект Подиум». У меня были амбициозные планы с самого начала. Я начала с обучения в МХПИ (прим. «Московский художественно-промышленный институт»), окончила 4 курса, длившихся по полгода.

Потом были короткие курсы в Нью-Йорке в «Fashion Institute of Technology» (3 месяца), и последним местом обучения стал «Central Saint Martins» (прим. Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина) в Лондоне, который в своё время окончили Джон Гальяно, Александр Маккуин, Стелла Маккартни и многие другие значимые фигуры в мире моды.

Ты была первой на рынке онлайн-курсов шитья? Или к тому моменту кто-то уже начал осваивать эту нишу?

Всё началось с создания коллекции и желания запустить своё производство. Я открыла ателье, и оно успешно просуществовало продолжительное время. Мы развивались в разных направлениях, но в один момент я забеременела. Я уже физически не могла тянуть на себе ателье. Если на начальном этапе ты не находишься в ателье постоянно, то дело точно не выживет. Я сделала выбор в пользу семьи, ребёнка и закрыла ателье.

Когда ребёнку было 6 месяцев, я поняла, что абсолютно не могу сидеть на месте. Идея создать онлайн-школу возникла не просто так. Она возникла, потому что когда я шла к своей мечте, я не могла найти действительно интересные, вдохновляющие, трендовые курсы. Всё выпускали в советской манере: ужасные кабинеты, обшарпанные машинки которые еле шьют. Желание делать что-то сразу пропадало.

Эта мысль не оставляла меня, и я подумала, что было бы здорово основать школу на базе ателье. Своего рода совмещать это. Потом, родив ребёнка, эта идея трансформировалась в онлайн-курсы. Я знала, что не могу бросить семью ради бизнеса и не хочу нанимать няню.

Всё моё окружение крутило пальцем у виска: «Онлайн-школа шитья - это бред. Абсолютно бесперспективное дело!»

Оля Степанова

Когда я приняла решение запустить онлайн-школу, я провела исследование рынка и обнаружила всего одну школу. По подаче материала она была советского образца. А я как раз хотела уйти от этого формата. Я поняла, что сделаю всё кардинально по-другому. Вообще, онлайн-образование - это образованием, которое в плане контента устаревает через 3 года. Нужно постоянно делать обновления, следить за трендами. Невозможно просто снять материал за один раз, который вы будете использовать ближайшие 10 лет.

«CUT&SEW» успешно существует уже 3 года. Собираясь запустить проект, ты была уверена в том, что на него будет спрос?

Честно говоря, когда мы запустили ¼ часть курса и сделали первую фотосессию в современном формате, с той философией, которую я изначально задумывала, продажи стартовали с первой недели. Мы получили множество запросов: видимо, люди долго ждали нашего проекта, и их действительно вдохновил он. Поэтому у меня не было сомнений в том, что проект будет иметь успех.

Я, в принципе, тот человек, который видит гору - цель - и идёт к ней. На пути могут встречаться реки, леса, ямы, болота, поля. Я не вижу всего этого. Я просто иду, и потом оказывается, что, может быть, не всё получается так, как хотелось бы, но я продолжаю взбираться на эту гору и в итоге сделаю это.

Я никогда не сдавалась, но, когда я закрыла ателье, меня это мучило. Мне казалось, что я проиграла, хотя у меня были объективные причины на то, чтобы принять такое решение. Но, открыв онлайн-школу шитья, я продолжила это дело. Первые 2 года было очень сложно, но я не теряла веры. Мой опыт в ателье помог мне в этом, и, вообще, путь в 8 лет, который я преодолела на пути к своей мечте стать дизайнером одежды, привёл меня к тому, что у меня есть сейчас. Этот проект исполнил не только мою мечту. Он ежедневно исполняет мечты тысяч девушек, которые, как когда-то я, хотят развиваться в данном направлении.

Я творческий человек, так что не очень хорошо разбираюсь в маркетинге и рекламе. В какой-то момент маркетолог и IT-специалист предложили мне сотрудничество и мы объединили свои силы. Это был лучший исход.

У многих людей курсы по шитью ассоциируются с журналами в стиле «Burda» и «Шитьё и крой». Тебе же удалось сделать из этого красивую, современную историю с интересным наполнением. Насколько сложно было менять представление людей об этом?

Действительно, эти журналы уже устарели. Если взять оттуда выкройку и сделать её в соответствии со своим размером, ты получишь мешковатую, несуразную вещь.

Менять представление людей о школе шитья было абсолютно не сложно. Это можно сделать только на собственном примере: создавать изделия и говорить: «Это красиво», убеждать, показывать и делать картинку красивой. Иногда нужно дать выбор, а порой лучше целенаправленно указать на то, что следует нести в массы.

Оля Степанова

Честно говоря, я считаю, что причина нашего успеха в хорошем вкусе. Я считаю, что человек даже с отсутствием чувства стиля может отличить прекрасное на подсознательном уровне. Хороший вкус может прививаться с детства, когда тебя окружают красивые вещи и ты их чувствуешь. Либо он вырабатывается самостоятельно. Это вопрос желания.

Каким был первый месяц существования онлайн-школы? Как происходил поиск первых обучающихся?

Первый месяц был посвящён созданию продукта. Мы искали преподавателей, видеографа, методики. Это одновременно было самым сложным и самым захватывающим временем. Мы придумывали коробочку, чтобы она выглядела красиво, и делали первую фотосессию.

Я была с шестимесячным ребёнком на руках, но меня было не остановить. Всё происходило в сумасшедшем ритме, но это было не зря. Когда мы выпустили первый урок, все остальные были ещё на монтаже (а это занимает очень много времени), но у нас уже появились клиенты. Они безумно хотели начать обучение именно в нашем формате. Они нашли нас через «Instagram». Мы просто разместили красивые кадры без каких-либо длинных интересных подписей. В общем, первых клиентов привлёк визуальный образ.

В настоящее время мы выпускаем около 30-40 учеников каждый месяц. Учитывая, что в данный момент мы полностью перестраиваем нашу систему и почти не занимаемся рекламой, не снимаем ничего нового, поток людей остаётся прежним.

Найти хороших преподавателей было не так просто. Таких, которые не просто профессионалы в своей области, но и у которых есть определённый подход к ученикам – заботливый, дружеский. В России в силу нашего менталитета люди не совсем «helpful».

Появились трудности с тем, что нас стали копировать: делать такие же фотографии, запускать онлайн-школы шитью. Произошёл бум! И я абсолютно точно могу сказать, что он произошёл от нас. Сейчас, спустя 3 года наступил расцвет онлайн-образования в области шитья. На рынке можно найти не так много стоящих курсов шитья, но даже блогеры теперь занимаются этим: снимают мастер-классы по пошиву одной вещи.

Почему ты выбрала онлайн-формат вместо оффлайна? Или, допустим, не совместила их?

Я выбрала такой формат, потому что я была работающей мамой. Я специально искала что-то, что позволило бы мне работать из дома. Чтобы я могла смотреть, как растёт мой ребёнок. Как показало время, это было самое лучшее решение, потому что сейчас неважно, мама ты или нет, все переходят в онлайн.

Мир не стоит на месте, человек не находится в одном городе - он мобилен. Скорость жизни - очень высокая, а онлайн-образование удобно тем, что ты можешь получить консультации высококлассных специалистов, и для этого тебе не надо ехать к какой-то Маше Ивановой на другой конец Москвы, потому что она является лучшим специалистом по пошиву пальто.

Теперь наша задача: искать «бриллианты» в сфере шитья и соединять их с ученицами «CUT&SEW». Сейчас мы сотрудничаем с настоящими профессионалами, которые имеют двадцатилетний опыт работы. Ты можешь проходить обучение из любой точки мира, поэтому у нас множество учеников из других стран - Франции, Италии, Кореи, Китая, США, Англии, Новой Зеландии.

Благодаря такому формату у тебя есть возможность планировать своё время более «качественно». Ты не тратишь много времени на дорогу, и именно потому, что ты можешь дисциплинировать себя, результат получается более продуктивный.

Все стартапы так или иначе на протяжении своего развития сталкиваются с трудностями. Какие возникали у тебя?

Когда ты создаёшь свой бизнес, это отнимает у тебя безумное количество времени. Если у тебя есть ребёнок, то это бессонные ночи, потому что днём ты с ребёнком, а ночью ты работаешь.

К тому же, на тебя сваливается огромный объём работы, и это довольно сложно – делегировать полномочия, найти ассистента, потому что в начале пути предприниматели придерживаются позиции: «Кто если не я?» или «Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Поэтому они берутся за всё. Ты не можешь доверить полностью какой-то момент, важный на этапе становления, чужому человеку, потому что далеко не каждый понимает ценность твоего проекта и то, что ты хочешь сказать им.

Как ты оцениваешь состояние рынка онлайн-школ шитья в настоящее время?

По моему мнению, рынок пуст. Нет настоящей конкуренции как в Европе или США. Многие мастерицы перешли в онлайн и дают мастер-классы, и таким образом конкуренции потихоньку возрастает. Я могу сказать, что своими конкурентами я вижу один-два проекта, потому что остальные 90% либо предоставляют некачественные знания, либо осуществляют неудачную съёмку (люди не могут повторить увиденное).

На кого рассчитано обучение в онлайн-школе «CUT&SEW»? Пользуется ли оно спросом у старшего поколения?

Было забавно, когда на старте проекта нам звонили какие-то тётушки и бабушки, увидевшие рекламу «CUT&SEW» и говорили: «Я швея с сорокалетним стажем. Вы обманываете людей! Невозможно научиться шитью онлайн!». / смеётся / Конечно, было сложно реагировать на это. Просто есть люди старого поколения. Но, к моему удивлению, сейчас у нас обучаются женщины 50+. Их не так много, но они есть. Эта аудитория осваивает интернет не только в формате сети «Одноклассники» и скайпа, но и онлайн-обучения.

Чем уникальны курсы? Почему люди выбирают их вместо бесплатных видео-уроков?

Во-первых, чувство стиля, трендовость. Как я уже сказала, это притягивает людей даже с отсутствием вкуса. Во-вторых, это отличается от уроков на «YouTube». Там представлена разрозненная информация, и люди теряются. Им кажется, что они не улавливают основную суть. В отличие от них, в курсе «CUT&SEW» собрана база, которую преподают в институтах. Программа структурированная и основана на максимально профессиональной подаче. Наши видео очень вдохновляющие. Они сняты таким образом, что каждый урок – это мини-фильм.

В-третьих, преподаватели, которые консультируют учениц онлайн в «Личном кабинете». Я всегда говорю, что это составляет 50% нашего успеха и результативности прохождения любого курса.

Наша онлайн-школа шитья говорит с аудиторией понятным языком о сложных вещах. Если забрасывать человека терминами, у него возникает чувство неуверенности, страх, дискомфорт. Сначала мы объясняем так, как ребёнку, а затем постепенно вводим профессиональную лексику.

Всё это в совокупности составляет проект «CUT&SEW». В принципе, успешность любых курсов можно определить на основании работ учениц. Мы считаем, что это их результаты – главный показатель. Их невозможно подделать.

Можно найти подставную ученицу и снять ролик, сделать это раз, два, три. Но когда у тебя сотни и тысячи обучающихся всё по-другому. Конечно, всегда есть люди, которые в какой-то момент останавливаются, несмотря на поддержку наших преподавателей, но это нормально.

Кто разрабатывает планы уроков? Ориентируетесь ли вы на модные тенденции при выборе темы?

Первый классический курс по шитью лёгкой одежды разрабатывала я. Я провела большое исследование, просмотрела различные методики, и затем с практикующими конструкторами и технологами (швеями) мы создали данный курс. Я считаю, что любитель не сможет сделать такой курс.

В этом обязательно должна участвовать команда профессионалов – тех, которые работают на крупных предприятиях и разбираются в данной теме. Каждый отдельный курс имеет свою специфику, и в зависимости от направления (нижнее бельё, детская одежда и так далее) происходит выбор специалистов. Невозможно быть «мастером на все руки». Вроде бы сфера одна, а каждая из её составляющих имеет собственную специфику. Можно провести аналогию с врачами.

Ещё очень важно – найти не просто хорошего специалиста, а того, чьё видение будет совпадать с нашей стилистикой. В этом плане я довольно требовательна.

А пожелания обучающихся учитываете? Или блок уроков строго фиксирован?

Да, мы прислушиваемся к мнению обучающихся, но всё-таки придерживаемся своего видения красоты, своей эстетики. Если мы планируем в этом месяце запустить 3 мастер-класса, то 2 из них будут посвящены пошиву классических вещей и 1 – трендовой. Это наш своего рода принцип.

Классика, так или иначе, модифицируется со временем. Например, тренч становится oversize. По сути, это всё тот же тренч, но с немного изменённым фасоном. А трендовая вещь должна быть яркой, отражать то, в чём дефилируют модели на подиумах. Это тоже важно учитывать.

Пожелания учеников мы узнаём посредством опросов (устраиваем их раз в месяц). Курс претерпел изменения: изначально он состоял из 45 уроков, а теперь – из 120. Что-то мы добавляем с учётом предложений и замечаний аудитории, а на чём-то настаиваем. В итоге получается хороший микс.

С одной стороны, перфекционизм – это плохо. Плохо для человека, который вкладывает все силы в достижение идеала из его головы. А с другой – это здорово. Благодаря этой черте характера создаются крутые проекты, продуманные до мелочей.

Что из себя представляет урок «CUT&SEW»?

Человек проходит регистрацию и получает логин и пароль. При прохождении больших, длительных курсов человек получает на дом коробочку с первыми материалами. Также сюда прилагается тетрадь, где собраны все лекции. Это своего рода доза вдохновения. Если курс не предусматривает отправки коробочки, то обучающийся получает специальные инструкции.

Видео-уроки сделаны в записи, так что человек может смотреть их в любое удобное время. Если у ученика возникает вопрос, он может задать его преподавателю в «Личном кабинете». Они отвечают мгновенно 6 дней в неделю.

Обучение может длиться 3 или 6 месяцев в зависимости от курса. Человек начинает с базовых вещей и по итогу шьёт 10 вещей за 3 месяца. Это серьёзная практика. По окончании курса ученик получает сертификат.

Также в «CUT&SEW» есть мастер-классы. Их можно пройти за 1 день. Доступ к нему имеется в течение 2 месяцев, и есть возможность проконсультироваться с преподавателем.

С новой командой мы разрабатываем систему поощрения для учеников: баллы, оценки, которые будут служить основой для скидок на последующие курсы или мастер-классы.

Как происходит создание одного конкретного видео-урока?

Сложно. / смеётся / Возьмём мастер-класс. Мы хотим выпустить видео о том, как сшить по выкройке одну вещь. Сначала думаем над идеей: тренд или классика. Прорабатываем детали (например, насколько универсальна вещь для разных типов фигур).

Далее конструктор создаёт выкройку в программе (это занимает около 5 дней), после чего отшивается макет. Макет меряется на человека с определёнными параметрами. Конструктор добавляет коррективы в выкройку. Желательно сделать макет для разных типов фигур и размеров. Затем с технологом разрабатывается план пошива: последовательность действий и необходимые материалы.

Далее мы готовимся к съёмке, где задействован технолог, видеограф и я. В самом начале идёт подготовительный процесс: раскроить детали изделия, соединить их в определённом порядке, прогладить ткань. Пошив изделия занимает от 1 до 3 дней. Видеограф должен снять материал максимально близко, чтобы виден был каждый стежок.

После окончания съёмок происходит монтаж, а потом транскрипт (добавляем озвучку и текст) и цвето-коррекция. После того, как ролик готов, мы организовываем фотосессию. Договариваемся с фотографом, арендуем студию (хорошие студии всегда переполнены). Нанимаем модель, визажиста, стилиста. Одним словом, снимаем изделие в той обстановке и с тем посылом, который оно требует.

А если рассматривать данный процесс с коммерческой точки зрения? Сильно затратно?

Да, это сильно затратно. Но из-за того, что у нас достаточно большая аудитория «поклонников» нашей онлайн-школы «CUT&SEW», мастер-класс окупается в первую неделю после запуска (без активной рекламы: 1 – 2 публикации в «Instagram»).

Совсем недавно вы запустили процесс автоматизации. Расскажи, почему появилась необходимость в этом.

Да, теперь многие процессы, занимавшие огромное количество времени (отправить уведомление, сделать рассылку, сформировать логин и пароль с IT, сделать вторую рассылку, проверить «Личный кабинет») стали автоматическими.

Последние 3 месяца мы формировали и тестировали эту систему. За счёт наших амбассадоров и фокус-групп исправляем IT-недочёты и уже сейчас видим результат. Теперь мы можем лучше контролировать всё благодаря внесению всех данных в систему. Это позволит уделить больше времени творческой составляющей и созданию новых продуктов.

Какая ценовая политика у «CUT&SEW»?

Ценовая политика у всех основных игроков на рынке онлайн-школ шитья примерно одинаковая. Один курс стоит 16.000 – 17.000 ₽. Стоимость сокращённого курса составляет половину полноценного (около 8.000 ₽), а мастер-класса – от 1.000 до 3.000 ₽ (в зависимости от сложности).

Отсутствие офиса – значительная экономия бюджета?

У нас не было офиса 3 года, и это не создавало никаких проблем. Но когда проект становится более масштабным (как у нас сейчас), ты начинаешь задумываться об офисе. Но к этому нужно прийти. Мы уже переехали в офис и сейчас разрабатываем экспериментальную студию. На начальном этапе можно обойтись без этого и работать удалённо. Это действительно сэкономит средства.

Какой была прибыль в самом начале развития проекта и какая она сейчас?

Прибыль была порядка 100.000 ₽ в месяц. Эта сумма сразу вкладывалась в производство уроков, инвестировалась в проект. Только спустя 2 года я смогла увеличить свою зарплату в несколько раз. В данный момент прибыль в месяц составляет сумму в десятки раз больше той, которая была на первоначальном этапе.

В «Instagram»-аккаунте школы шитья была публикация, где ты чётко дала понять, что вы не рекламируете ничего на коммерческой основе и не участвуете в так называемом «взаимном PR». Почему?

Потому что «Instagram» сейчас переполнен рекламой различных товаров и услуг. И я считаю, что это неуместно – когда порой человек из швейной темы начинает рекламировать, к примеру, косметику. Это сразу видно, аудитория воспринимает такие публикации как ненастоящие, неискренние и понимает, что человек получил за это деньги. В какой-то момент такой рекламы стало настолько много, что она перестала приносить желаемый результат.

Мы хотим оставить «Instagram»-аккаунт «CUT&SEW» чистым. Мы придумали историю с амбассадорами школы. Амбассадоры «CUT&SEW» - это три ученицы, которые проходят все наши курсы и тестируют её, дают реальный отзыв. Благодаря данному проекту мы сотрудничаем с различными швейными компаниями и магазинами тканей, но только при условии, что амбассадоры действительно протестируют их продукцию, сошьют с их помощью изделия.

А если бы тебе предложили коллаборацию с каким-то крупным брендом, неужели отказалась бы?

Конечно, мы бы не отказались от сотрудничества с крупными брендом, но реклама «в лоб»: «Купи классный продукт» уже не работает. Это должна быть либо действительно творческая коллаборация, либо долгосрочное сотрудничество с планом и стратегией, которое будет выгодно и интересно обеим сторонам.

Например, сейчас мы рассматриваем сотрудничество с компанией швейных машинок «Brother». Она номер 1 в Америке, да и во всём мире. Это был бы полезный урок, где мы не только покажем ученикам суть работы на машинке, но и расскажем об их видах, технологических особенностях и тенденциях на рынке.

«Brother» это интересно, потому что сейчас нет понятных онлайн- консультаций на их машинках. Это не бездумная реклама ради денег. Это более тонкая история.

Есть мнение, что конкурсы, розыгрыши и другие подобные активности обесценивают продукцию / услуги бренда в глазах потребителей. А ты используешь какие-то инструменты стимулирования сбыта?

Да, у нас есть различные конкурсы и розыгрыши в духе: «Сделай репост» и так далее, но людям уже это не так интересно. Их перестало мотивировать это или просто надоело делать это в десятый раз. Если и придумывать какие-то активности сейчас, то более «умные», хотя это тоже может быть утомляюще.

У нас есть классная тема «Капсульный гардероб». Люди не просто учатся шить, а создают набор вещей, которые сочетаются между собой и составляют настоящий гардероб на весь сезон. Это здорово – найти какие-то свои фишки, оригинальные ходы в этом. Розыгрыши имеют посредственное значение, нежели эмоциональные истории. Тем более, что мы живем в мире, где быть популярным – это своего рода тренд.

Некоторые предприниматели постоянно говорят о вдохновении. Насколько это соответствует действительности? Есть ли место вдохновению, когда занимаешься бизнесом?

Невозможно двигаться вперёд без вдохновения. Но, по опыту, первые два года, когда ты осваиваешь всё и идёшь путём проб и ошибок, вдохновение постепенно угасает. Плохо, если оно окончательно пропадает, и человек уже не хочет заниматься тем, к чему стремился.

Обязательно нужен отдых. Когда ты предприниматель, это довольно непросто. На протяжении 3 лет, находясь в отпуске, я работала в режиме «нон- стоп». Помню, что период запуска рекламы пришёлся на мой День Рождения, и я провела этот день, обрабатывая заказы. Только спустя это время я чувствую, что восстанавливаю баланс. Меня вдохновляет то, к чему я пришла, и получение обратной связи: «Спасибо за ваш труд!».

Почти каждой успешной в своей профессии женщине, у которой есть муж и дети, задают вопрос: «Как вам удается всё совмещать?». По твоему мнению, возможно ли достичь баланса между семьёй и карьерой? Или всё- таки одна из этих сфер «перевешивает»?

Я считаю, что невозможно нормально совмещать семью и бизнес. / смеётся / Лично у меня была дилемма между этими сторонами жизни первый год после рождения ребёнка. Муж поддерживал мои стремления, но, так или иначе, 50% времени уходило на семью, другие 50% - на бизнес, и фактически на себя саму у меня не оставалось ничего.

Я допускаю, что совмещать всё возможно, но только какой-то промежуток времени. В целом, лучше выделить определённое время после рождения ребёнка (минимум один год) и посвятить его только семье. Я считаю, что это здоровая и адекватная позиция любой мамы. Малыш потихоньку развивается, и с каждым годом с ним становится проще, а, значит, ты можешь больше погрузиться в бизнес.

Наверное, если бы я не начала этот бизнес фактически параллельно с рождением ребёнка, всё было бы иначе. Я бы добилась успеха в разы быстрее. Хотя, с другой стороны, мой проект появился в какой-то степени именно благодаря рождению ребёнка.

В общем, я хочу сказать, что совмещать личную жизнь и бизнес – сложно. Нужно постепенно идти к этому и делать это дисциплинированно. И обязательно выделять время для себя.

Хотя онлайн-школу шитья можно назвать «девчачьим» бизнесом, правила игры для всех индустрий одинаковы. Насколько жесток рынок, на котором ты основала «CUT&SEW»?

Жесткий настолько, насколько жесткой является женская конкуренция. / улыбается / Как и в любом женском коллективе, были сплетни, обсуждения, недвусмысленные «Instagram»-публикации с цитированием наших слов. Но, в целом, в данное время этого становится всё меньше и меньше. Мы заняли свою нишу на рынке.

Мне кажется, что если ты делаешь своё дело хорошо, с любовью, у тебя всё получается. Если твоя цель – исключительно прибыль, то часто что-то не складывается.

А что насчет конкурентов? Следишь за их деятельностью?

Раньше следила. Вообще, по всем законам бизнеса это глупо – не быть в курсе деятельности конкурентов. Сейчас я делаю это крайне редко, потому что это высасывает много энергии. Иногда, когда ты чересчур увлекаешься процессом «слежки», ты можешь неосознанно начать копировать, повторять за конкурентами. И я поняла, что если так происходит, продукт, который я выпускаю (например, мастер-класс) не выстреливает так, как продукт, не основанный на опыте других. Это своего рода закон: когда ты создаёшь что-то уникальное, взятое из своей головы, то это имеет больший успех.

Если и мониторить деятельность конкурентов, то по минимуму и с «холодным сердцем».

Оля Степанова

Какие плюсы и минусы есть в работе твоего вида бизнеса?

Плюсов довольно много. К примеру, я свободна в перемещении, в выборе. Я могу решить, что день я посвящаю ребёнку, а вечером, после того, как уложу его спать, занимаюсь накопившимися делами.

Будучи предпринимателем, у меня есть возможность зарабатывать достойную сумму. Если я начну работать по специальности в офисе, моя зарплата будет в 5 раз меньше. Но так происходит не у всех. Нужно учитывать, что это зависит от многих факторов.

В какой-то момент ты начинаешь получать удовольствие от процесса. Когда ты смотришь на чей-то проект, у которого всё идёт хорошо, и думаешь: «Сделаю так же, и у меня будет много денег и счастья», но всё намного сложнее. Такая мотивация не приводит к успеху. Только то, что идёт от души, имеет отклик в сердцах людей.

Что касается отрицательных моментов, то были месяцы, когда мы не просто уходили в ноль, а в минус. Это стресс. На тебя работает пусть даже 5 человек, но им надо платить зарплату. Я говорила, что я свободна в передвижении, но в начале запуска проекта ты постоянно в бизнесе. Ты не можешь расслабиться, отдохнуть. Многое зависит от тебя и твоей мотивации. Некоторым людям это придаёт сил, но и есть и те, кто боится ответственности. Каждому – своё.

Я знаю, что недавно ты продала большую часть акций проекта. Почему?

Да, я действительно продала 70% акций. Я сделала это при условии, что я не выхожу из бизнеса, потому что без моего участия этот проект ровным счётом не стоит ничего. Всё завязано на моей идее.

Наверное, это решение далось тебе непросто?

Я – человек-продукт, поэтому продажа была для меня максимально комфортной. Мне нужен был человек-система, который будет структурировать все процессы в школе. Нас трое партнёров: я отвечаю за продукт, за творческую, визуальную составляющую, технологию пошива – в принципе, за то, что мне как раз нравится; один из партнёров отвечает за техническую составляющую – сайт, функционирование систем, а второго является одним из топовых маркетологов в Москве и преподаёт на многих бизнес-тренингах. С ним мы обсуждаем дальнейшее развитие онлайн-школы.

Именно поэтому решение о продаже далось мне очень просто. С одной стороны, я смогла получить значительный результат от своего бизнеса и почувствовать его, вложить эти деньги в другие свои цели. С другой стороны, оставив себе 30%, я знаю, что сейчас мы можем достичь гораздо большего вместе, нежели я одна. Мне всегда сложно было работать в команде, но, когда я встретила своих нынешних партнёров, я поняла, что они идеально подходят мне. Более того, я многому учусь у них и при этом нахожусь в «здоровой» системе работы.

И заключительный вопрос: какой совет ты бы дала молодым девушкам и женщинам, которые хотят быть успешными в бизнесе?

Большим препятствием является страх, которые «прививается» нашими родителями или менталитетом. Ещё не приступив к созданию проекта, у людей в голове появляется барьер – трудности, которые могут возникнуть. Над этим нужно работать, потому что это мешает нам не только в бизнесе, а, в принципе, в жизни. Кто-то боится не выйти замуж, кто-то – уволиться с работы, а кто-то – открыть своё дело.

Очень многие люди не начинают бизнес, видя только трудности. А за мечтой обязательно нужно идти.

Оля Степанова

Ещё один довольно банальный совет: работайте. Work hard! Нужно быть к этому готовым. С 16 лет я работала 24/7. Соответственно, открыв свой бизнес, я придерживалась того же пути.

И последнее: делайте исключительно то, что нравится. Если ты занимаешься тем, что тебе по душе, количество сложных ситуаций сокращается до 0,1%. Если ты общаешься с тем, с кем тебе комфортно, носишь одежду, которая тебе нравится, живёшь в том городе, который тебе нравится, выходишь замуж за мужчину, которого ты на самом деле любишь, в твоей жизни будет гармония, и во всех сферах придёт успех.

Фото: Анна Кожемякина

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Tatiana Dontsova", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 1, "likes": -1, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 39828, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Jun 2018 08:05:15 +0300" }
{ "id": 39828, "author_id": 177177, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/39828\/get","add":"\/comments\/39828\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/39828"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Не может быть оправдания бедности языка. Неважно где и как долго человек обучался. Уже затрагивали этот синдром Зои Вексельштейн.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }