{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как запускать бизнесы, которых раньше не было

Предприниматель из Уфы Ильдар Закиров, руководитель проекта FeedBackSystem, расскажет, как формировать спрос на новый для рынка проект и почему не стоит расстраиваться, если ваш бизнес вдруг (или не вдруг) схлопнулся.

Привет! Мы уже много лет знакомы, поэтому давай и в этом интервью будем на ты.

Окей, давай!

Тебя смело можно назвать серийным предпринимателем. И этот конкурс интервью — хороший повод для меня расспросить о твоей бурной предпринимательской деятельности, которая длится уже… сколько лет?

Я начал заниматься предпринимательством в конце 90-х: это была продажа ручек и тетрадей перед школьным сезоном «в полях». Схема была простая, но вполне рабочая: оптовая закупка, наём людей, которые будут бегать с товаром по городу, по объявлению в «Из рук в руки» и продажа по розничным ценам.

Звучит неплохо, и долго это продолжалось?

Ну… ровно до 1 сентября (улыбается). Сезонность спроса никто не отменял.

Печаль. Но ты никогда не унываешь, насколько я тебя знаю.

Это правда (смеется). И даже хорошо, что тогда эта тема затухла. Иначе бы я, наверное, никогда не решился переформатировать эту местечковую историю, которую и бизнесом-то не назовешь, в полноценную компанию по торговле бумагой для офиса и канцтоварами. Название выбрал с размахом — «Мир бумаги». Мы работали по всей Башкирии, я открыл филиалы, нанял не меньше сотни человек. Компания просуществовала 13 лет и была закрыта мной в 2010-м — мы так и не оправились после кризиса 2008 года, к сожалению.

Ого, и как ты это пережил?

Ну грустно было, конечно. Жена в тот момент очень меня поддержала, она умеет найти правильные слова.

Не было желания бросить предпринимательство и уйти в наемные работники?

Мне кажется отсюда не возвращаются. Для меня это бы означало сдаться, а я сдаваться не люблю. Когда руки опускаются (а они в тот момент, конечно, опустились), даю себе попереживать недолго, а потом снова в бой. Да и банально — семью надо кормить и времени на размазывание соплей просто нет.

Если идея — огонь и продукт нужный, люди все равно купят, не обращая внимания на то, что сайт неидеальный, а доставка не самая быстрая.

Позиция заслуживает уважения. Но это, как я понимаю, был классический бизнес, каких много. А какие из твоих реализованных идей были новыми на рынке?

Я запускал проекты, аналогов которым прежде просто не существовало, трижды.

Первая была Служба информации по телефону. 20 лет назад Сири не было и узнать расписание киносеансов, номера телефонов такси, где купить цветы и так далее можно было в нашей телефонной службе. Я лично объяснял владельцам бизнесов, что размещение в нашей базе данных приведет им новых клиентов. Люди верили мне, и проект развивался.

Я так понимаю, что его смерть наступила «в результате естественных причин»?

Да, все верно. Когда в нашу жизнь ворвался интернет — необходимость в телефонной службе отпала.

Так, это был первый проект-новинка. Какой второй?

Реклама на подголовниках в маршрутках. В 2009 году такого вида рекламы — очень эффективного с точки зрения продвижения локального бизнеса — в России просто не существовало. А я нашел идею на просторах Сети (его запустили в Украине) и взял, да и сделал.

Сейчас такая реклама есть уже везде, по-моему.

Да, но первыми были мы (в Уфе), и еще один товарищ запустил одновременно с нами эту же тему в Ростове-на-Дону. Я активно пропагандировал этот вид рекламного носителя в интернете, на форумах, и идея распространилась на всю страну. Это принесло плоды, у нас начали размещаться федеральные клиенты. Рекламное агентство приносило хорошую прибыль вплоть до очередного кризиса, в 2014 году. Затраты на рекламу в трудные времена сокращаются первыми, и пришло время снова менять профиль.

Опять? И чем же ты занялся?

Открыл ЦЮПН.

Это что еще за зверь?

Центр юридической помощи населению. Работает с 2015 г. Мы оказываем услуги по банкротству физических лиц. Опять же — мы снова были одними из первых на рынке. Кризис отразился на населении таким образом, что желающих обанкротиться хватает.

В студии башкирского телевидения. Прямой эфир

С ума сойти, должна сказать, что я восхищаюсь твоей способностью раз за разом идти и запускать что-то новое. Есть какой-то секрет, как не впадать в уныние?

Хм, секрет? Даже не знаю (думает). А смысл унывать? Ползти на кладбище из-за того, что очередной бизнес накрылся медным тазом, я точно не собираюсь. Думаю, фишка в том, чтобы не относиться к работе слишком серьезно, немножко «играть в бизнес». Делать выводы и идти дальше. Оглядываясь назад, я вижу, что каждый мой закрывающийся проект открывал окно новых возможностей.

Целый портал, я бы даже сказала (хихикаю).

Да ладно тебе! (смеется) К тому же не всегда это вина самого предпринимателя, что дело перестало приносить прибыль. Иногда так складываются обстоятельства. Те же пейджеры, например, — их просто вытеснили мобильники. Поэтому биться головой об стену по этому поводу не считаю нужным.

Понимаю. И как сейчас дела у юридической конторы?

Все прекрасно, дело (тьфу-тьфу!) движется по накатанной. Считаю, что я занял нишу в правильный момент. К тому же тут я могу расслабиться, потому что успешно реализую политику делегирования и отсутствия незаменимых сотрудников.

Это как?

Прописал бизнес-процессы, все автоматизировал. Вообще, опираясь на свой опыт, я могу дать совет: настраивайте работу так, чтобы один сотрудник всегда мог подменить другого, а задачи передавались одним кликом в программе. Это один из моих постоянных приоритетов — грамотно прописывать структуру ведения клиента и делегировать большинство задач.

Работу надо настраивать так, чтобы один сотрудник всегда мог подменить другого, а задачи передавались одним кликом в программе.

Если ты все делегировал, чем же сам сейчас занят? Куришь бамбук на пляже?

Ну не без этого (смеется). Но я все-таки оставил себе одну задачу.

Какую?

Настройку таргетинга в «ВК». Это я делаю сам, таргетологов не нанимаю, трачу пару часов в день. Мне нравится самому докручивать идеи, как уменьшить стоимость клика, искать нестандартные решения. В прошлом году я поделился своими наработками в тематическом сообществе. И приятным сюрпризом для меня стало то, что мой кейс занял 1-е место по итогам 2017 года среди всех публикаций в сообществе.

Подборка лучших постов в сообществе TargetHunter за 2017 год

Ух ты, это круто!
Задача одна, значит, свободного времени у тебя достаточно?

На самом деле нет, ведь, если честно, то я…

Запускаешь новый бизнес?

Именно!

Ну ты неутомимый энтузиаст! Расскажи подробнее!

Буквально месяц назад я запустил FeedBackSystem — систему положительных отзывов. С помощью этого инструмента владельцы оффлайн-бизнесов могут получать отзывы от своих клиентов на любой удобной площадке (соцсети, онлайн-карты, сервисы рекомендаций). Выгода в том, что можно без усилий получить реальные мнения, на которые опираются потенциальные клиенты, когда принимают решение о покупке.

Я про такое раньше не слышала.

Вот именно! Это мой третий бизнес из серии «такого еще не было». Аналогов в России нет, надо рассказывать и показывать, как это работает, на пальцах. Но формировать спрос мне не впервой, я этого не боюсь, к тому же я уверен, что проект выстрелит, потому что это действительно нужный сервис. Это подтверждают и опросы, которые мы проводим в «ВК». В них стабильно лидируют ответы: «Я читаю отзывы, они нужны» и «Отзывы нужны, но не знаем, как заставить клиентов их писать».

Как это все работает?

Наша система отправляет SMS с просьбой оставить отзыв и ссылкой, которая хранит в себе прямые линки на посты или обсуждения в соцсетях, где заказчик хочет собирать комментарии. Получателю сообщения это удобно, количество отказов минимально. Вопрос «Как заставить клиента написать отзыв?» — больше не вопрос. Достаточно вежливо попросить. Наш личный опыт показывает хорошую конверсию: более 80% получивших SMS переходят по ссылке и оставляют, что важно, именно положительный отклик!

Так выглядит «Меню площадок», в которое клиент попадает по ссылке из сообщения от Системы

Что ж, похоже, тебе действительно удалось найти решение проблемы. На чём, на твой взгляд, надо фокусироваться в продвижении нового на рынке продукта?

В первую очередь, это информирование. Люди должны узнать о том, что ваш продукт или услуга существует. Для этого хорошо подойдет блог, публикации в СМИ. Мы, например, завели канал на Яндекс.Дзен, на котором рассказываем, как работать с отзывами, почему они важны и, конечно, описываем и наш сервис и принципы его работы.

Канал сервиса FeedBackSystem на Яндекс.Дзен

Сейчас в тренде продвижение личного бренда. Ты к этому как относишься? Это может помочь запустить новый продукт или сервис?

Думаю, да. В качестве руководителя юридической фирмы я регулярно выступаю на башкирском ТВ. И люди часто приходят заключать договоры со словами: «Мы видели вас по телевизору». Узнаваемость, безусловно, повышает степень доверия, человеку «из телика» верят больше.

В чем отличие создания очередного на рынке проекта от запуска принципиально новой истории?

В первом случае ты всегда можешь опереться на опыт предшественников, просчитать риски, подстелить соломку, а во втором — придется делать собственные ошибки.

Что труднее всего?

Сформировать спрос. В нашем случае возьмем, к примеру, автомойки — они пока вообще не понимают, что им надо собирать отзывы в интернете. А ведь им даже не нужен сайт или, прости господи, аккаунт в фейсбуке. Достаточно будет метки компании на гугл- и яндекс-картах и нашего сервиса!

Потенциальные клиенты откроют карту и выберут из условно трех ближайших моек ту, у которой есть хорошие отклики. Просто, как дважды два. Но это еще нужно донести хозяину мойки, убедить его, что это принесет ощутимую пользу.

Это, наверное, действительно сложно.

Сложно, да. Но интересно! Главный плюс для меня — быть неким революционером, новатором, это вдохновляет.

А не проще было бы открыть кофейную точку в торговом центре?

Нет, для меня это скучно.

А сеть кофе-точек?

Нет, все равно нет. Мне нравится быть на передовой, делать то, что раньше никто не делал.

А ты советуешься с кем-нибудь? К чьему мнению прислушиваешься?

Вообще, я привык по работе ни с кем не советоваться, брать всю ответственность на себя. Но идею FeedBackSystem показал сначала детям — они студенты МФТИ. И взял в разработку уже после их одобрения.

Ильдар Закиров с сыновьями

Какие ты видишь перспективы для FeedBackSystem?

А давай я тебе сначала сайт покажу?

Давай, конечно.

(Показывает на ноутбуке). Ну как тебе?

Не хочу тебя обижать…

Согласен, пока не супер. Так в том и фишка! Сейчас сайт визуально и по начинке далек от совершенства, мы дорабатываем техническую часть, и главная страница тоже будет меняться, но (!) люди уже регистрируются и начинают пользоваться сервисом! Спрос формируется! Я уверен, что о нашем сервисе люди захотят рассказать друзьям лично и на своих страничках в соцсетях, а журналисты — сделать обзор. Так что перспективы я вижу самые широкие — выход на федеральный уровень как минимум.

Главная страница сайта FeedBackSystem, оформленная в мультяшном стиле

Слушай, ну я прямо впечатлилась твоим экспириенсом в предпринимательстве. Захотелось тоже замутить свое дело. Дашь совет?

Конечно. Первое — ничего не бойся. Страх — это то, из-за чего большинство даже не двигается с места, и если ты отбросишь сомнения в сторону и начнешь действовать, то уже обгонишь на пятьсот шагов тех, кто еще размышляет.

Второе — когда начнешь, показывай еще в сыром виде, сразу начинай продавать, не жди, пока все будет идеально. Если идея — огонь и продукт нужный, люди купят, несмотря на неотшлифованный сайт и, допустим, не самую быструю доставку. Плюсы в таком сценарии для тебя: ты получишь обратную связь и сможешь оперативно внести изменения.

И еще: первые успехи/продажи вдохновят и прибавят энтузиазма, а на старте важно именно гореть идеей, а не страдать перфекционизмом.

Страдать перфекционизмом — звучит, как страдать фигней.

Не я это сказал.

Хорошо :)

Предлагаю блиц-опрос. Я спрашиваю, ты отвечаешь быстро, не задумываясь.

Согласен, спрашивай!

1. Онлайн или оффлайн?
Однозначно, онлайн — хотя и оффлайн-бизнес можно настроить так, чтобы каждый год зимовать в Таиланде без ущерба для доходности (как я и делаю последние 4 года).

2. B2B или В2С?
Для меня сейчас приемлемы оба варианта. Но помогать компаниям развиваться мне нравится больше. Поэтому B2B.

3. Кризис — это конец или начало?
Всегда конец чего-то старого и начало нового, окно для новых возможностей. Так что и то, и другое.

4. Стабильность или американские горки?
На горках я уже накатался, поэтому сейчас — стабильность.

5. Занятие мечты?
Наставничество. Считаю, что набрался достаточно опыта и могу делиться знаниями с молодыми предпринимателями.

Ильдар, твой путь предпринимателя — это потрясающая история взлетов и падений, в которой взлетов все-таки больше — и это, наверное, самое главное! Спасибо за этот вдохновляющий разговор, ты настоящий предприниматель #навсюголову!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда