{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Андрей Федоров, Fedorov-steklo: «Захотелось все сделать хорошо и по-своему»

Для конкурса интервью я решил побеседовать с основателем и владельцем стекольной мастерской Fedorov-steklo. Андрей Федоров открыл компанию в 2011 году, а в разговоре со мной предприниматель рассказал о том, как молодой студии начать работать без дизайнера, отправлять витражи в Сибирь и продавать без офиса.

Андрей Федоров

Главный вопрос: как ты пришел к предпринимательству?

С самого начала мы занимаемся бизнесом вдвоем с супругой Аленой, поэтому рассказывая свою историю, я всегда буду говорить за двоих. После института встал вопрос: чем заниматься дальше. Я некоторое время работал в торговле в сфере продажи бытовой химии, но внутренние амбиции не давали покоя. Тогда мы решили развивать свое дело. Изначально хотелось заняться мыловарением. Сфера знакомая, спрос на товар есть. Но в один прекрасный день по телевизору шла передача о витражах. Идея показалось интересной, тем более работа на бытовой химии не приносила удовольствия. Решили «промониторить» местный рынок на наличие конкурентов, он оказался не таким и большим — крупных компаний с хорошим сервисом почти не было. Производство витражей происходило в «полулюбительском» виде, все усугублялось фирменным тамбовским сервисом. Захотелось все сделать хорошо и по-своему.

Как это «по-своему»?

Сделать витражи доступными по средствам массовому сегменту, в первую очередь благодаря частичной автоматизации процесса. Ввести мойку и упаковку выпускаемого изделия. Организовать красивый выставочный зал на европейском уровне.

Федоровы на открытии салона в Липецке

Читателям будет интересно узнать, сколько требуется средств на открытие подобного бизнеса. Как формировался стартовый капитал?

Мы копили деньги в течение года, а также использовали средства с государственного гранта. В 2011 году на старт нам потребовалось около 600 тысяч рублей.

На что пошли эти деньги?

Купили наш первый маленький, но уже профессиональный ЧПУ-станок по изготовлению заливных витражей, коробку краски и арендовали маленькую комнатку на 36 квадратных метров.

С чего начинали?

Мы начали с заливной технологии нанесения витражей. Со временем по мере увеличения спроса освоили другие направления: пескоструйное нанесение, мозаику, эгломизе, декор хрусталем, витражи «Тиффани». Потом открыли собственный цех по обработке стекла, стали производить стеклянные двери, перегородки, душевые кабины.

Лампы, выполненные в технике «Тиффани»

Я знаю, что пример успеха вашей компании уникален еще и потому, что у тебя нет художественного образования, которое, как правило, требуется для работы в этой сфере. Сложно было наладить эффективную работу дизайнеров, не зная всех нюансов?

Поначалу с этим были проблемы — рисовать приходилось самим. Когда мы поняли, что на этом далеко не уедешь, решили взять в штат дизайнера. Деньги платили ему с моей зарплаты. Около года дело не приносило прибыли, и мы тянули его за счет моей работы в торговле. Чтобы вовремя платить зарплату дизайнеру и арендную плату, пришлось найти подработку. Но дизайнер на самом деле являлся не самой большой проблемой, сложнее было найти и обучить мастеров, которые будут работать на производстве. Со временем штат вырос — появились новые люди и задачи. На данном этапе, помимо производственного и офисного персонала, у нас есть две своих монтажных бригады.

Первые продажи проводились «на пальцах». Мы встречались с клиентами где угодно: на улице, в кафе, в торговом центре, на лавочке.

Андрей Федоров, основатель компании Fedorov-steklo

Какими были первые продажи?

Первые продажи проводились «на пальцах». Мы встречались с клиентами где угодно: на улице, в кафе, в торговом центре, на лавочке. В руках были пара каталогов и маленькие образцы витражей. Тогда самым сложным было убедить человека в том, что мы его не обманем и сделаем все хорошо.

Потенциальные клиенты охотно соглашались на встречу без офиса?

По разному получалось. Был интересный клиент, с которым мы подписали договор на улице, на детской площадке.

У тебя каждое изделие производится на заказ. Не пробовали наладить реализацию готовых изделий? Чтобы можно было работать со всей Россией и продавать через интернет-магазин?

Поначалу были такие попытки, но в дальнейшем мы полностью переключились на заказную продукцию, а совмещать эти два типа крайне сложно. Мы сделали ставку на высокое качество исходного сырья, но потеряли низкую цену для серийной продукции.

Какие особенности у этого бизнеса? В чем сложность работы со стеклом?

Я думаю, что никаких особенностей нет — нужно просто знать и любить свое дело, постоянно учиться и развиваться. А главная сложность работы со стеклом в том, что у нас нет права на ошибку — со стеклом после изготовления сложно что-либо сделать.

Как продвигаете продукты?

Чаще всего люди приходят через интернет и соцсети, хорошо работает «сарафанное радио», многие клиенты становятся постоянными, приводят своих родственников и друзей. Некоторые идут к нам за какими-то сложными изделиями, которые в нашем городе, да и в России, никто не предлагает. Мы стараемся развивать дружеские отношения с коллегами из других регионов, они тоже дают нам заказы.

Вы работаете не только в Тамбове, но и в других городах Черноземья. Выполняли проекты для клиентов из Москвы, Петербурга, Тюмени. Как к вам приходят такие заказчики и насколько сложно с ними сотрудничать с точки зрения логистики?

Мы работаем в ряде эксклюзивных техник декорирования, поэтому люди после долгих поисков выходят на нас. Такое происходит с большими мегаполисами и в особенности с северными городами. По большей части это рекомендации наших многочисленных клиентов и партнеров. С логистикой проблем не возникает. Мы можем доставить заказ сами или с помощью транспортной компании. Витражи едут в фирменной безопасной упаковке. А все согласование и оплата проходят в удаленном режиме, этим сейчас уже никого не удивишь и не напугаешь.

Как часто появляются новые услуги?

В этом вопросе мы стараемся быть в первых рядах. Поэтому по мере появления новых технологий в нашей области мы их стараемся внедрять и у себя. Например, сейчас в разработке в нашей производственной лаборатории порядка 4–5 новых технологий, которые постепенно будем выводить на рынок.

Расскажи о самых важных достижениях за семь лет работы.

Мы гордимся нашей мастерской и салонами в Тамбове и Липецке. На данный момент у нас есть два полноценных производственных цеха общей площадью 600 квадратных метров и 150 «квадратов» торговых площадей. Производство расположено на территории индустриального парка «Пигмент».

Последний вопрос — сейчас нет сомнений в правильности выбора? Нет желания все бросить и все-таки начать варить мыло?

Сомнений нет и никогда не было. Бросить можно все, только зачем начинать?! Как всегда говорит мне отец: «Если что-то делаешь, делай это хорошо, а плохо само получится».

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда