Офтоп Владимир Речкалов
313

Отказаться от сдельной оплаты труда

Статья Виктора Вальчука, сертифицированного консультанта TOCICO по Теории ограничений, для сообщества Теории ограничений tocpeople.com

В закладки

Начну с конкретной ситуации. Она произошла несколько лет назад на одном из российских предприятий деревообработки. Проблема, с которой столкнулось тогда это предприятие, заключалась в срыве сроков поставок и потере части клиентов. Проблема не приводила к снижению продаж, поскольку спрос превышал тогда предложение. Но ситуация, когда 30-40% заказов отгружается позже обещанных сроков, вполне могла привести к отрицательным последствиям для бизнеса. Поэтому была поставлена задача – научиться производить продукцию в срок. Все предпринятые заводом меры (внедрение системы менеджмента качества, контроль качества поступающего сырья, борьба с браком на отдельных операциях, рассмотрение конкретных претензий клиентов и т.д.) не привели к нужному результату. Планы раз за разом срывались по срокам. Проходил месяц за месяцем, а ситуация не менялась.

Столкнувшись с этой задачей, мы тогда предложили найти корневую проблему, используя методику теории ограничений. Совместная работа с менеджментом предприятия заняла один день.

То, что мы тогда обнаружили, оказалось неожиданным для всех: виной всему оказалась сдельная оплата на одном из переделов. Руководство предприятия никак до этого не могло предположить, что сдельная оплата может сдерживать развитие предприятия. Весь их предыдущий опыт говорил им, что такая оплата справедлива, позволяет создать правильное поведение рабочих, и выгодна самому предприятию, ведь мы платим только за результат. Но на самом деле, она приводила к тому, что тот продукт, который нужен именно сейчас предприятию, не обязательно совпадает с тем продуктом, который выгоден рабочему (при сдельной оплате труда рабочий зарабатывает по-разному, производя разные продукты).

Рано или поздно, рабочий найдет возможность производить именно то, что выгодно ему. Он при этом по-своему прав, ведь именно руководство установило расценки и предоставило ему право получать оплату за результат. И рабочий выдает результат. Тот, который ему выгоден и за который предприятие обещало ему платить больше. Тут интересна еще позиция мастера – того руководителя, который единственный в курсе ситуации. Именно он позволял рабочему производить не то, что нужно сейчас по графику поставок. Дело в том, что мастер понимал, что если он не даст рабочему заработать, тот может уволиться. А это создаст новую, не меньшую проблему. В том числе лично для мастера, у которого тоже зарплата от выполнения объемов зависит.

С того времени я наблюдал такую картину много раз, на предприятиях разных отраслей (пищевое производство, оборонная промышленность, розничная и оптовая торговля, услуги). Конечно, не всегда сдельная оплата труда приводит к таким печальным результатам. Но она всегда таит в себе эту потенциальную опасность, поскольку создает скрытый конфликт между интересами предприятия и интересами сотрудника. Рано или поздно этот конфликт становится определяющим.

Давайте копнем глубже. Почему мы используем сдельную оплату труда? Конечно, вы можете себя убедить в том, что она справедлива. Но я видел предприятия, на которых рабочий умудряется выполнить норму на 500-700 процентов (встречается на оборонных предприятиях). Платят ли ему в этом случае всю зарплату? Нет. Куда пропадает справедливость? Значит дело не в справедливости оплаты. Дело в том, что мы убеждены, что без сдельной оплаты рабочие вообще не будут работать в полную силу, поскольку они ленивы. И если платить рабочему просто оклад, он не будет стремиться выдавать максимально возможный результат. В этом все дело. Именно поэтому сохраняется сдельная оплата труда на российских предприятиях.

Но правильное ли это убеждение? Соответствует ли оно действительности? Спросите себя лично (если вы не на сделке): почему вы стараетесь выполнять свою работу ответственно – только потому, что она высоко оплачивается? Будете ли вы завтра стараться в два раза больше, получать в два раза больший результат, если вам будут платить вдвойне? Вы скорее всего выполняете свою работу ответственно потому что она вам интересна, потому что вам нравится получать удовольствие от процесса и нравиться расти профессионально. То есть у человека гораздо больше мотивов, чем одно материальное вознаграждение. Недавно я разговаривал с руководителями одной челябинской организации (автоуслуги). Так вот, они уверяют, что у их рабочих заработная плата – далеко не на первом месте. Прежде всего рабочим нравится результат, который они получают и сам процесс. Они получают удовольствие от процесса и результата.

И вот что еще интересно. Если вы остаетесь убежденным, что «человек ленив и единственная возможность заставить его работать по максимуму – это сдельная оплата», вы будете получать этому постоянное подтверждение. Ведь именно так до сих пор и было, правда? Вы видите, как человек просит добавку к зарплате за расширение функционала, за повышение квалификации, за совмещение профессий, как он замедляет свою работу, чтобы вы не подняли нормы. А еще специально не выполняет работу полностью, чтобы иметь возможность получить еще сверхурочные. Эта ситуация называется самоисполняющееся пророчество. Отражаются ли эти последствия вашего убеждения на работе вашего предприятия? Решать вам.

Лично я для себя выбрал другое убеждение: «Люди по своей природе хотят работать и получать от этого удовольствие. Им нравится быть частью сообщества, им нравится принимать решения, расти профессионально и достигать результатов». Сдельная оплата при таком убеждении неуместна, она ему противоречит. И знаете, я тоже постоянно получаю подтверждения своему убеждению.

Еще один довод. На западных крупных предприятиях практически не встречается сдельная оплата труда, хотя (как мы знаем), производительность там намного выше.

Я уверен, что мы живем в интереснейшее время с точки зрения управления организациями. В мире происходят кардинальные изменения, не все из которых мы вовремя замечаем, а значит и не используем. Некоторые из этих изменений настолько кардинальны, что даже заметив их, мы не можем себе позволить ими воспользоваться. Просто потому, что мы к ним не готовы.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Речкалов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 7, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 42181, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 19 Jul 2018 08:10:57 +0300" }
{ "id": 42181, "author_id": 187362, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42181\/get","add":"\/comments\/42181\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42181"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

17 комментариев 17 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Хочу пояснить для горячих товарищей. Автор вовсе не призывает не платить зарплату. Зарплата должны быть, как минимум, не ниже конкурентов, а желательно, повыше.

И да, сделка хорошо работает для самых низкоквалифицированных работ типа копания ям.

Ответить
0

Вы вообще были на оборонных предприятиях? Там 70-80% рабочих это пенсионеры практически. Которым в советском союзе мозги прочистили что ты должен выполнить и перевыполнить план. Вот и появляются 500% выработки но за теже самые деньги.
И где же здесь справедливость?

Ответить
0

Деньги это совсем не важно для работников. Сборник сказок народов России.

Ответить
0

Не правильно поняли. Дело не в деньгах, а в мотивации. У меня у самого была проблема, когда на сделке продажники падали в зону комфорта и не хотели от туда вылезать. Ты сделай больше заработаешь больше, ничего не помогало и увольнять не было смысла, так как стабильно делали плюс минус хорошие результаты. Потом ввёл, фикс + процент + градация по разряду(от которой зависел фикс и сами заявки) + подведение итогов каждый 3 месяц лучшего продажника с награждением и материальным подарком и грамотой с кубком. Только так дело сдвинулось с мертвой точки. Удачи.

Ответить
0

Не уверен, что подобное прокатит с теми же автослесарями.
Тут именно сделка мотивирует людей работать быстрее и качественнее.
Быстро потому, что сделав работу за 2часа на которую норма времени 4часа человек может идти выполнять другую.
А качественно потому, что за брак никто не хочет платить из своего кармана. А запороть можно деталь стоимость в две месячных зарплаты.

Ответить
0

Ну в сервисах есть градация по разряду. От этого и стоимость норма часа разная у 1 и 3 разряда. И в тех оф. дилерах что я был на стажировке и занимался ремонтом. Была не здоровая атмосфера, что механиков постоянно общитывают, а они из за этого все медленно делали. А обсчёт был веселый, например работы нету, у тебя 1 разряд, только ходовку можешь по идее делать, а тебе дают заменять ремень ГРМ. И при этом платят как 1 разряду за норма час, а не как 3. И получается либо работаешь и хоть что то зарабатываешь, либо штаны протираешь и хрен с шаровой домой принесёшь. От этого ещё и клиенты страдали, то масло недольют, то тормозуху. То и вовсе видят в заказ наряде женщина, колодки не поменяют, а протрут и все. Короче че тока не повидал я там.

Ответить
0

Да ужасные вещи творятся на многих сервисах.
Но не на моих. У меня люди работают долгие годы, текучка минимальна, все по честному, все прозрачно

Ответить
0

И градация стоимости н/ч работника от его специализации зависит. У слесарей одна, у электриков другая, у агрегатчика и моториста третья, у сварщиков и токарей четвертая.

Ответить
0

Это я ни как не забуду прикола одного. Короче в новые Ситроены идёт набор подарочный, зонтик фирменный + сумка с ништяками. Так вот комплектовали все это механы и постоянно их тырили. То зонт то сумку, вот я тогда и понял что не хочу стать таким челом лет через 10. Доучился и ушёл на другую профессию. А там и своё дело через пару лет открыл.

Ответить
0

Начальство которое такое допускает гнать в шею

Ответить
0

Самое интересное, что все механики которых я знаю знал. Добрые и смешные люди, а не вурдалаки какими их считают клиенты :) А начальник этого дилера был сын одного из акционеров сети, нихера не понимал вообще что к чему. Как в рем.зону заходил и чёт, где то скажет, в анекдоты превращалось сразу. Ещё прикол был, они 13 % с офиц. Снимали, а как то раз при мне ещё и с чёрной хотели снять 13%. Если бы не начальник рем.зоны, директора и бухгалтера не нашли бы никогда 🤣🤣🤣

Ответить
0

Что за сеть?

Ответить
0

Довелось поработать месяцок на сдельной оплате на заводе. Дело было так:
1. Дали станок, который постоянно ломается.
2. Для починки станка надо звать электриков, которые сидят на зп.
3. Электрики клали на все и могут дойти до станка лишь через 2-3 дня.
4. Все эти 2-3 дня ты простаиваешь, пытаясь хоть как то наговноляпать делали.
5. Едва укладываешься в норму к концу месяца, с браком и соответствующими штрафами.

Была бы ЗП у работников и сдельная оплата у электриков, ситуация была бы куда лучше.

Ответить
0

В подобной ситуации на нормальных предприятиях для наладчиков/ремонтников вводят премии, которые составляют хороший процент от з/п. Если в месяц станок простаивает более определенного времени, то размер премии уменьшается с каждым часом простоя. Так не поверите, эти ребята попросили перенести им обед, чтобы в обеденный перерыв делать профилактику оборудованию.

Ответить
0

В подобных ситуациях на нормальных предприятиях производят капремонт или замену оборудования.

Ответить
0

Статья напоминает новости одной известной страны, где "Солнце Нации/Блистательный товарищ" посещает завод/колхоз/больницу и зайдя в цех/свинарник/больничную палату сразу находит решение проблемы, которую до его прихода никто не мог решить (как увеличить выпуск готовой продукции/правильно откармливать свиней/лечить геморрой,рак,СПИД).
Здесь в подобной роли выступил "сертифицированный консультант TOCICO по Теории ограничений", одного появления которого было достаточно для решения проблемы.
А вообще при прочтении сразу возникли странные вопросы.Как могло быть такое, что мастер идет на поводу у рабочего(!!!) и сам решает, что нужно сделать?Такое понятие, как план производства не знакомо? На этом предприятии вообще отсутствовал учет готовой продукции, полуфабрикатов, сырья? Куда смотрели бухгалтерия, директор производства?
Если руководство завода, описанного в статье, не могло в течение многих месяцев решить проблему выпуска продукции в срок (которая оказывается решается за один день), то это руководство нужно было выгнать .
Подобная ситуация уже давно решена во многих компаниях, правда применительно к продажникам. Суть проблемы: есть товар, который продажнику приносит большой бонус, а есть товар который бонус почти не приносит. Если по итогам месяца/квартала план продаж в %% соотношении был не выполнен - например товар с минимальным бонусом был продан менее определенного количества, то общий бонус очень сильно срезается. И проблемы, описанной в статье никогда не возникает как раз благодаря сдельной оплате труда.

Ответить
0

Что касается того, "куда смотрело руководство"... Это отдельная большая тема. Очень часто руководство и внешний консультант видят ситуацию в прямо противоположном свете.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }