Инженеры заячьих душ Статьи редакции
Белорусские дизайнеры открыли анимационную студию и продают права на собственный мультсериал Sunny Bunny в 30 стран мира.
Андрей Леденев и Сергей Гашников — инженеры электронной техники, Андрей Толкачёв — математик и системный программист. В середине 2000-х годов они открыли компанию Digital Light Studio (DLS) и стали производить анимацию для 5D-аттракционов.
Позже им пришла в голову идея создать собственный анимационный сериал, и тогда студия взялась за работу над Sunny Bunny.
Сняли свой стереофильм вслед за Кэмероном
«Солнечные зайчики», или в англоязычной версии Sunny Bunnies, — это сериал из коротких, трёх-четырёхминутных анимационных эпизодов для самых маленьких зрителей.
Круглые забавные персонажи веселятся, играют и познают мир. В каждом сезоне 26 серий, сейчас к концу подходит производство третьего сезона.
«Мы познакомились с компьютерами в конце 1980-х годов, — рассказывает Андрей Леденев. — Нам нравилось осваивать новые профессии. Начинали, как и все, с программирования, но возможности зарождающейся компьютерной графики поглотили нас без остатка».
Корни DLS уходят в начало 2000-х: тогда наши герои устроились в минский офис американской компании Cronaintsep. По их отзывам, компания была «большим пылесосом для веб-дизайнеров». Они занимались аутсорсом для американского рынка, а когда компания закрылась, то стали самостоятельно делать мультимедиа и рекламные ролики для ТВ.
Потом был период популярности 5D аттракционов: мини-кинотеатры с подвижной платформой появились в парках развлечений по всему СНГ, и короткометражки для них хорошо покупались.
Идей было много, но после фильтрации в шорт-листе осталось три: паровозная гонка Steam Speed (в русском варианте — «На всех парах»), сериал про мяч, который боится играть в футбол Kick Me If You Can («Путь мяча») и сериал для малышей про солнечных зайчиков.
С питч-библиями (брошюрками, описывающими идеи проектов) основатели DLS отправились в Канны на выставку MIPCOM (Marché International des Programmes de Communication) — ежегодный международный рынок телевизионного контента, где находят друг друга производители, покупатели и дистрибьюторы.
Там они надеялись не только познакомиться с новым для себя рынком, услышать мнение профессионалов, но и найти инвестора для своего проекта. Инвестора не нашли, зато наладили контакты с дистрибьютором. А ещё осознали, что на MIPCOM надо приезжать не с набросками, а с уже готовым продуктом.
Как делается раскадровка «на огурцах»
Первые серии опробовали в детских садах: смотрели, как дети реагируют на происходящее на экране. «Нам казалось, что мы такие крутые и наши серии будут интересны десятилеткам. Оказалось, наших шуток хватает на детей от двух до четырёх».
Как происходит творческий процесс: авторская группа «зайчиков» собирается и устраивает мозговой штурм — решает, чем персонажи будут заниматься в следующей серии.
Близится Пасха? Отлично, значит, зайчики будут красить яйца. Скоро чемпионат — прекрасно, играем в футбол. Дальше художники создают наброски (скетчи), а режиссер и аниматоры вживую отыгрывают сцены — вовсю кривляются, чтобы лучше понять задумку. Когда скетчи готовы, делается раскадровка.
Работа над одной серией длится не меньше двух месяцев, параллельно студия делает три-четыре эпизода.
Над каждой серией работает один аниматор, один художник и один визуализатор. Для команды это своего рода небольшой творческий проект. Кроме этого, есть режиссёр, который ведёт все серии.
То обстоятельство, что мультсериал придумали самоучки, не мешает его коммерческому успеху. Телевизионные права на Sunny Bunnies проданы в более чем 30 стран мира, при этом Евросоюз в этой статистике проходит как одно государство.
Среди других покупателей сериала — США, Канада, страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Китай, Индия.
«Солнечных зайчиков» крутят Disney, Discovery, Sky Kids, Panda и другие телеканалы. На собственном канале в YouTube у Sunny Bunnies полмиллиона подписчиков и почти 400 млн просмотров.
«Как оказалось, на рынке детской анимации очень высокая конкуренция. Все хотят попасть в эфир топовых телеканалов. А мы, не имея практического опыта в этой сфере, смогли этого достичь. В нашем случае рецепт был такой: бездиалоговое шоу, одна короткая история и побольше шуток», — рассказывают авторы проекта.
Для зрителей из Беларуси и других стран СНГ мультсериал пока доступен только в интернете. Это связано с особенностями ведения такого рода бизнеса: чем меньше рынок, тем меньше от него отдача. Поэтому в первую очередь DLS начала работу на крупных рынках.
Есть два основных способа монетизации сериала: доходы от продажи лицензий телеканалам и доходы от просмотров рекламы на YouTube. Стоимость лицензий для телеканалов невысока, но присутствие в эфире является своего рода рекламой сериала на YouTube, который и приносит основной доход.
Поэтому к трансляции в каждой новой стране надо подходить системно. Для студии эта сторона работы очень важна, так как внешнего финансирования она не имеет и развивается за счёт собственных ресурсов.
О цензуре
Работа с лидерами телеиндустрии учит аниматоров терпеть и смиряться. Что такое цензура, они знают не понаслышке.
В другой раз американский канал отказался покупать серию про то, как зайчик по имени Большой Бу много ел и стал толстым, а другие зайчики помогли ему при помощи физических упражнений снова стать стройным. Зайчики смеются над толстым товарищем — это же буллинг.
В третий раз каналу не понравился эпизод, где зайчик с большим трудом тащит холодильник, ему очень тяжело. Потом дверь холодильника открывается, а внутри — его друзья, они хохочут.
«Не взяли: потому что дети начнут повторять — закроются в холодильнике. Пришлось переделывать этот шот», — вспоминают основатели DLS.
На вопрос, как они реагируют на такие вмешательства цензоров, руководители DLS отвечают по-разному.
«Да бесимся мы», — восклицает Андрей Леденев. «На самом деле, мы не бесимся, — сдержанно возражает Андрей Толкачёв. — Мы производим коммерческий проект и делать серии, которые не покупают, нам просто не выгодно. Поэтому мы вынуждены работать по правилам этого рынка».
Андрей Толкачёв считает, что зачастую отказ покупать какую-нибудь серию продиктован не политикой телеканала, а мнением конкретного специалиста, закупающего контент.
«Главное — не должно быть занудства»
Что должно быть в характере мужчин среднего возраста, чтобы на протяжении нескольких лет сочинять истории мультяшных персонажей? «Главное — не должно быть занудства, — говорит Андрей Толкачёв. — А так ничего сложного в этом нет».
На невольный вопрос — почему ваши зайчики так похожи на «смешариков», — авторы Sunny Bunnies готовы терпеливо объяснять, что сходство — только на первый взгляд.
А уже на второй видна огромная разница: «Смешарики» — поучительный сериал для детей постарше, Sunny Bunnies — сугубо развлекательный для самых маленьких.
Сейчас создатели зайчиков уже жалеют о выбранной форме персонажей. Кажущаяся лёгкость анимации круглых героев оказалась обманчивой, к тому же их функционал — сильно ограничен.
«Всем кажется, что круглых персонажей создать легче, и они могут сыграть любую эмоцию. Многие садятся в эту лужу, ну и мы не испортили общую статистику. Ручки-ножки — маленькие, взять ими ничего нельзя, почесать нос нельзя, даже палку в руки не возьмёшь, — жалуется Андрей Толкачёв. — Поэтому многие вещи зайчики делают или ушами, или одной лапкой».
Один из аниматоров студии работал сварщиком в Борисове
Сейчас команда DLS уже подустала от «Солнечных зайчиков» и мечтает сделать что-нибудь более серьёзное для публики постарше. В портфеле остались два нереализованных проекта — про паровозы и мяч.
Гонка на паровозах могла бы стать как сериалом, так и полнометражным фильмом, однако для её реализации нужны серьёзные инвестиции. Идти длинным путём «Солнечных зайчиков», когда деньги на проект поступают от реализации самого проекта, студия больше не хочет.
«Когда мы начинали «зайчиков», нам говорили, что деньги проект начнёт приносить только через пять лет. Мы в ответ смеялись. Оказалось, над собой смеялись», — рассказывают основатели DLS.
Отчасти ради новых проектов DLS и вступила в Белорусский парк высоких технологий: «Основная причина — нам тяжело конкурировать по уровню зарплат с ИТ-компаниями. А ведь они задействуют кадры, которые нужны и нам, — визуализаторов, моделлеров, дизайнеров, художников. Мы вступили в ПВТ, чтобы получить доступ к рынку сотрудников и предложить им конкурентную зарплату».
Хотя в студии работает много талантливых специалистов, одна из проблем — нехватка кадров. Прежде всего не хватает аниматоров, хотя к людям этой профессии и нет жёстких карьерных требований, попадают в студию они из самых неожиданных сфер. Кто-то пришел сразу после института, кто-то решил радикально сменить профессию.
Курсы по анимации, провести которые DLS вынудил кадровый голод, только частично удовлетворили потребности студии. Чтобы аниматор смог самостоятельно работать с персонажами, он должен практиковаться не менее двух лет.
Это плохая новость. Хорошая же состоит в том, что для того, чтобы стать аниматором, не обязательно быть художником — достаточно просто иметь богатое воображение.
Материал подготовлен Dev.by, сайтом об информационных технологиях в Беларуси и в мире.
Статьи по теме:
Я один вижу Смешариков с ушами кролика?
А я один слышу в заставке мотивчик из чернушного Happy tree friends?
Судя по адским образам на картинке эволюции, она была нарисована после, для оправдания. Не может быть, чтобы такой ужас реально разрабатывали.
В чем ужас? Чебурашку вспомните.
Чебурашка вас пугает? Впервые такое встречаю.
Бомбануло то как)
я вообще вижу телепузиков
"Вставить комментарии о правильном написании слова Беларусь"
Вы Финляндию Суоми называете? А Германию Дойчланд?
Беларусь в Беларуси, Белоруссия в России, Weißrussland в Германии - кто как привык и пусть Китай будет China кому так удобнее, что за проблема?
"Беларусь" или "Республика Беларусь" - это русскоязычные наименования. Примеры с переводами тут неуместны.
"Республика Беларусь" - это русскоязычное название в Республике Беларусь, где русский является вторым государственным языком. Русский в то же время кроме первого в России является вторым официально и неофициально много где еще, кроме РБ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Как им там - в Казахстане, Киргизии, Абхазии, Молдавии, Украине, Прибалтике и на Брайтон-Бич и т.д. т.п. - называть на своем русском кого угодно - их дело. Наши МИД и АН их все равно не заставят (равно как и украинские с "в" вместо "на"). В общем, "эту бы энергию, да в мирных целях" :) А бывает и хуже, Македонию из-за названия в ЕС и НАТО не пускают.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5
proof of wikipedia?
Комментарий удален модератором
Норм деньги аниматоры зарабатывают не на продаже прав и ютьюбе, а на брендированной продукции. Маша, Смешарики и еще миллион примеров.
Игрушки, тетрадки, соки, и черт знает что еще с изображением героев.
Ну так то да, во всём мире мультфильмы рисуют для продажи мерча, а не наоборот.
Я, оказывается, потенциальный аниматор) В копилку знаний о себе.
Редкая статья про чьи-то достижения, которая не поучает в тоне очередной "истории успеха", вроде: шли они через тернии, шли долго, оступались, падали и поднимались - и вот, дошли, добились. Сейчас такие статьи - через одну. Мол, вот как надо, чтобы все получилось.
А от статьи хорошее ощущение. Она про людей, которые занимаются тем, что им интересно. Да, добились, да, не без сложностей. Хорошо так, спокойно написано. Без менторского тона. Прочитала с удовольствием. Молодцы ребята)
Your bunny road))
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
А какое ПО используете для анимации и прочего?
Комментарий удален модератором