{"id":8499,"title":"vc.ru \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=8499&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=34698330acc58f51615fd71105e84a558eebd5a4f60d32de70f3a794ef4ca846","isPaidAndBannersEnabled":false}

Американский инвестор: инструкция для стартапов

Мы с командой LinguaTrip.com получили 100 тысяч $ от американского акселератора в 2015 году и переехали в Сан-Франциско. В этой статье делимся своими наблюдениями, как правильно общаться с инвесторами из США.

Справа-налево: Дима Пистоляко, CEO LinguaTrip, Дима Кравчук, CTO, и я

Где знакомиться

Искать американских инвесторов можно на встречах для стартапов или презентациях новых продуктов. Расписание таких мероприятий публикуют на meetup.com.

Если есть возможность, приезжайте на две недели в Сан-Франциско, Маунтен Вью или Сан-Хосе. Эти города — мекка для стартаперов и тут можно встретить нужных людей, которые смогут помочь вашему бизнесу. Например, CPO Google или менеджера местного банка.

Иногда американского инвестора можно встретить в России. Так было с нами. В Петербурге мы пришли на встречу с Джоном Ремеем — бизнесменом, который продал свой бизнес и теперь помогает стартапам.

Идея LinguaTrip.com Джону понравилась и он дал нам контакты наставника из «500 Startups». Мы поговорили по Скайпу с координатором и через день получили приглашение в Кремниевую долину и чек на 100 тысяч $.

Что рассказывать о бизнесе

Перед встречей с инвестором нужно подготовиться: сформулировать one-liner и главные показатели, придумать подход. Это поможет не растеряться на встрече и отвечать без неловких пауз.

Для начала придумайте оne-liner — короткую фразу, которая описывает, чем занимается компания. Например, мы говорим, что LinguaTrip.com - платформа по бронированию обучения за рубежом и онлайн-обучению языкам. Из этого предложения видно, чем мы занимаемся.

Еще важно подготовить метрики, которые впечатлят инвестора. Это могут быть темпы роста или выручки. Но тут тоже есть своя хитрость — это акценты. Например, если скажете, что выручка увеличилась с 1000 $ до 5000 $ за месяц, навряд ли впечатлите инвестора. Но если сделаете акцент на том, что выручка выросла в пять раз, то этот аргумент может сработать.

Также к каждому нужно искать свой подход. Например, недавно познакомилась с инвестором на вечеринке и коротко рассказали, что мы делаем. Он кивнул. Потом озвучили метрики компании, — инвестор заинтересовался. Потом добавили, что я веду каналы на YouTube с миллионом подписчиков. После этого инвестор дал свою визитку.

Как вести переписку

Первое письмо нужно писать сразу после знакомства с инвестором. Например, инвестор дал вам днем свою визитку. На нее нужно ответить емейлом в этот же день. В электронном письме напишите о себе: какой у вас бизнес и выручка, на каком мероприятии получили визитку и что вам нужно от инвестора.

В первом письме не стоит писать о том, что вам нужны инвестиции. Сначала «прощупайте почву» — попробуйте попросить о небольшой и бесплатной услуге. Например, дать фидбэк по презентации.

Если вам ответят, то можно действовать смелее. В следующем письме спросите, не знает ли инвестор кого-то, кто захочет инвестировать в ваш проект. Если ему интересно, он сам инвестирует в ваш проект. Если неинтересно, он либо с кем-то познакомит, либо не ответит.

С первого письма нужно заинтересовать инвестора. Покажите ему метрики, расскажите о том, как планируете развиваться и выходить на новые рынки. Но не пишите длинные письма, их не дочитывают до конца. Попробуйте уместить все два-три абзаца.

Где вести переговоры

Обычно есть два варианта, куда инвестор может пригласить для обсуждения проекта: в офис или кафе.

Если общаетесь с крупным инвестором, то вам назначат первую встречу в офисе и, возможно, сначала с помощником. Он изучит проект, покажет своей команде, а уже затем начальнику. К такой встрече нужно быть готовым: сделать презентацию с преимуществами компании и цифрами — выручкой, показателями роста, охватом аудитории.

С частным инвестором, которого встретили на вечеринке или другом неформальном мероприятии, можно обсудить свой стартап за ланчем. Если он сам ведет дела, то, скорее всего, придет на встречу один. Презентация тут тоже нужна, но не такая масштабная, как в первом случае. Достаточно взять с собой планшет, на котором будут главные показатели компании.

Что еще учесть

Даже если инвестор заинтересован, между ним и вами еще много барьеров: визовый, культурный, языковой. Их нужно учитывать и, если возможно, устранять.

Хорошо, если у фаундеров решен вопрос с визами. Инвесторы всегда спрашивают: «А как вы останетесь в США?». Мы сразу подались на О-1 — это временная рабочая виза для людей с выдающимися способностями — и говорили, что у нас все в порядке с документами. По туристической визе можно участвовать в акселераторе и даже зарегистрировать компанию, но инвесторам важно, чтобы у вас была рабочая виза — H-1B или O-1.

Чтобы завоевать расположение инвестора, нужно вести себя как американец. Например, в США принято крепко и энергично жать руку даже женщинам, улыбаться и смотреть в глаза во время разговора. Часто бизнес-встречи назначают на 7 или 8 утра — среди американцев это привычное явление.

Английский язык важен для коммуникации: без него не рассказать о себе и не получить денег. В устной речи ошибки и оговорки случаются даже у носителей. В этом нет ничего страшного. Для письменной коммуникации: писем, емейлов и документов нужен идеальный английский. Письмо с ошибками — это признак лени и невнимательности для инвестора. Чаще всего они первыми уходят в спам или корзину.

Перед тем, как отправлять письма инвестору, проверяйте их на ошибки и опечатки. Для этого есть множество онлайн-сервисов. Например, fluent.express. Там носители языка исправят грамматику и структуру — так, как это сделал бы американец.

Резюме

• Посещайте все мероприятия, на которых бывают инвесторы.

• Правильно презентуйте себя и свой стартап: подготовьте one-liner, впечатляющие метрики и соблюдайте американскую культуру общения.

• Не просите денег, пока инвестор сам не предложит. А когда это случится, покажите, что к нему вернутся не только вложенные деньги, но и прибыль.

• Учите английский, уделяйте внимание письменной коммуникации и не ленитесь проверять свои емейлы и релизы по нескольку раз. Это поможет избежать ошибок и покажет инвестору, насколько серьезно вы относитесь к его времени.

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Непонятно (бесит) преклонение перед инвесторами.
Ведь не только они "дают" бапки, но и вы предоставляете им возможность кратно вырастить капитал (причём ещё неясно кого больше - И или С). Но бегают не за стартапами, а за инвесторАми...

0

Просто стартап нынче ленивый только не делает. Все вокруг "стараются сделать мир лучше", хотят заработать, вырастить компанию.
А инвесторов хороших очень мало. Отсюда и спрос на последних и такое скептическое отношение к стартаперам)

0
Читать все 2 комментария
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Как у меня украли 600 тысяч с карты, а Тинькофф нарушает федеральный закон

Спойлер: я НЕ вводил никуда код, НЕ переходил по ссылкам и НЕ сообщал данные карты.

Я всегда считал себя финансово грамотным человеком, сам когда-то работал в банке, соблюдал цифровую гигиену, держал деньги на нескольких счетах, не привязывал основную карту в непонятных сервисах, в 90% оплат пользовался Google Pay. Когда родственники присылали…

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
Мы сделали бот, который печатает и отправляет ваши фото маме. В 2 клика
Катя со свежими фотками для родителей

Мы запустили Kind Bot — доброго бота, которому в 2 клика можно скинуть свои фотки. Он их напечатает и отправит по почте вашей маме. Или другому близкому человеку.

Наследник Рокфеллера, сын Софи Лорен, боксёр и продюсер: история француза, обманувшего Рурка, Ван Дамма и других звёзд Статьи редакции

СМИ прозвали Кристофера Роканкура звёздным мошенником: его жертвами были голливудские знаменитости и американские предприниматели. Точная сумма ущерба от действий француза неизвестна, но сам он утверждает, что за свою жизнь «заработал» $40 млн.

Кристофер Роканкур и Наоми Кэмпбелл francetvinfo
Как я заработал свой первый миллион просмотров на лонгридах

Мой опыт ведения текстового блога на «Виси», «Пикабу», «Хабре», Дзене и еще пачке площадок. Сколько потратил на них сил и какую отдачу в итоге получил.

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Как мы с двумя кошками из Москвы в Прагу летели

Данная статья будет полезна тем, кто собирается лететь из России в Чехию со своими пушистым в салоне самолета. Почему пишу именно такой маршрут? Потому что условия для всех стран очень разные.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

null