{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Network effect в авторском праве или как перестать бояться воровства идей

Сценарные группы в соцсетях наполнены страхом, что вокруг толпы голодных продюсеров-хищников, которые спят и видят, как бы украсть идею. Поэтому очень важно идею оберегать, как зеницу ока. Но продать ее, никому не показывая, не получится. Выходом из этого замкнутого круга может стать сетевой эффект. Попытаемся разобраться, как это может сработать.

Констатировать факт кражи сценария можно только тогда, когда вы видите готовый продукт (фильм, сериал). До тех пор, пока его нет, о краже говорить сложно. Ведь это всего на всего текст. Вряд ли кто-то будет его воровать просто так, для души, или с целью последующей перепродажи. Если только это не текст, написанный известным автором десятки лет назад, как в фильме «Сможете ли вы меня простить».

Тем не менее, существует много публикаций сценаристов, которые знают кого-то, кто знает кого-то, у кого действительно украли идею. Поставьте себя на место главного героя этой трагической истории:

вы удачно выступили на питчинге, и ваша идея понравилась, глаза продюсера заблестели, и он подошел и предложил вам за нее 5 тысяч рублей, но вы гордо сказали «нет» и потребовали миллион. Тут он, конечно, слегка обалдел от такого ответа и пошел своей дорогой. Затем позвал дружественного автора и попросил быстренько накидать вашу идею и сверстать все это в сценарий. Вы этого, конечно, не знаете, но вот спустя год (или пять) видите, что весь город заклеен рекламными плакатами нового киношедевра, выходящего в прокат, и сердце ваше не по-хорошему ёкнуло. Вы пошли в кинотеатр и… О, ужас! Там идет что-то отдаленно напоминающее вашу заявку.

Поворотный пункт: если это напоминает вашу заявку отдаленно, то это не воровство, и это никак не помешает вашей оригинальной заявке быть еще раз куда-нибудь поданной и проданной. А если фильм еще и удачный, то это даже повышает ваши шансы на продажу. Продюсеры ведь любят покупать то, что «зашло» зрителям.

Если же фильм, вышедший в прокат, ну ооочень похож на то, что вы когда-то питчинговали и фамилия продюсера напомнила вам про неполученный миллион, и у вас сохранилась видеозапись этого питчинга, то идите в суд, и велика вероятность, что суд примет вашу сторону. Только оцените сначала, готовы ли вы тратить на это год-два жизни (о потерянных деньгах даже не говорю), или лучше это время посвятить совершенствованию навыков писательского мастерства или коммуникационных навыков? Или поучиться продажам и в следующий раз, когда вам предложат 5 тысяч за идею, вы сможете более успешно провести переговоры, не ошарашивая покупателя своим желанием получить миллион?

Сейчас кому-то может показаться, что я на стороне продюсеров, которые, как принято считать в широких кругах сценарного интернет-комьюнити, охочи до чужих идей и готовы иметь их вагонами и бесплатно. Но это не так. Я сама сценарист, и хочу, чтобы мой труд приносил мне доход. А то пока получается, что зарабатывать можно стабильно исключительно на копирайтинге.

Ну, так что же делать?

Допускаю, что некоторые недобросовестные кинодеятели действительно используют чужие заявки и сценарии совершенно безнаказанно, потому что сложно доказать насколько готовый фильм базировался именно на вашем тексте, если у него другое название, изменены имена главных героев и прочее. Повторяющиеся то тут, то там рекомендации «отправьте себе сценарий по почте заказным письмом и не открывайте конверт» или «отправьте себе файл на свою собственную электронную почту» можно взять на заметку, но вряд ли это кому-то поможет в суде. По крайней мере, мне о таких случаях ничего не известно.

А как быть, если автор проживает, например, в Казахстане, а идею презентовал на питчинге в России, а использовали ее вообще в Латвии? Ответ напрашивается: да ничего.

Сейчас русскоязычный рынок производителей кино- и видеоконтента выглядит малоцивилизованным: междусобойчики, закрытые конкурсы, отсутствие обратной связи, копирование и тиражирование чужих идей часто в искаженном и урезанном виде… Все это не позволяют свободно работать и развиваться талантливым авторам.

Единственное, что может спасти ситуацию, это если сценарные заявки будут выложены в свободном доступе с указанием даты публикации и авторства. Тогда любое воровство заявки так же станет публичным. Его уже не забубнить в телефонных разговорах, закрытых группах и темных коридорах. А публично пойманный за руку продюсер с большей вероятностью захочет решить вопрос полюбовно и выплатить компенсацию автору, чем идти в суд.

Похожая ситуация с опубликованными в интернете статьями СМИ – если тема статьи или ее герой понравились продюсерской компании, то она покупает права на экранизацию. Конечно, можно написать сценарий по понравившейся журналисткой работе, даже не вступая с автором в контакт, но сегодняшний мир так устроен, что лучше связаться с автором, заплатить ему каких-то денег, и получить благодаря этому поддержку от него самого и его подписчиков, которые станут лояльными потребителями будущего продукта. Чем большее количество людей вовлечено в проект на ранней стадии, тем больше шансов на успех.

Следовательно, именно выкладывая свои работы в сети, а не пряча их в стол, шанс быть увиденным и услышанным увеличивается в разы, как и увеличивается в разы количество свидетелей потенциальной кражи, а значит и шанс защитить свое авторство.

Вот такой сетевой эффект.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда