{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Подводные камни российского франчайзинга

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Однако столь стремительный рост имеет и обратную сторону. Давайте подробнее разберемся, на какие именно подводные камни можно сегодня наступить, покупая франшизу. Рассказывает об этом директор по франчайзингу компании Domino's Pizza Ирина Топоркова.

Отсутствие четкого законодательства

Согласно данным Российской Ассоциации Франчайзинга, по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Но, в отличие от США, где франчайзинг появился более ста лет назад, в России отсутствует четкая правовая система, юридически регулирующая отношения франчайзи и франчайзера, — за исключением 45 главы ГК РФ. В таких условиях на рынке России появляется множество недобросовестных франчайзеров, которые искажают понятие франчайзинга, предоставляя лишь бренд или свод инструкций по действиям. Очень часто, у таких франчайзеров отсутствует собственная сеть, а франчайзинговая сеть быстро меняется ― на смену закрывшимся партнерам идет набор новых и далее процесс повторяется. Как правило, такие франчайзеры гарантируют высокую рентабельность и краткие сроки возврата инвестиций, однако не предоставляют какую-либо поддержку операционных процессов.

Утром деньги ― вечером стулья

Если франчайзер при первой встрече быстро переходит к обсуждению оплаты, не готов досконально обсуждать план реализации открытия нового объекта, обучения персонала, предоставляет для получения обратной связи от действующих франчайзи лишь один контакт или, что тоже случается, только отзывы в интернете без живого общения— это может быть сигналом, что франчайзер не имеет достаточного опыта и знаний для развития сети посредством партнерства. Сильный франчайзер обладает опытом построения собственной сети, за время развития которой уже отработаны все возможные процессы, вопросы, есть понимание как решать возникающие сложности, как выстраивать коммуникации и управлять всеми операционными процессами. Все эти нюансы он не только готов обсуждать на встречах, но и будет претворять в жизнь, поскольку задачей является не продажа бренда и получение платежа, а рост сети и успешность в бизнесе – франчайзинговая модель строится на принципах взаимовыгодности для всех сторон. Поэтому выход на завершение сделки требует времени на детальную проработку и обсуждение с потенциальным франчайзи.

Не ведитесь на типовую бизнес-модель

Если вам предоставляют типовую бизнес-модель, вне зависимости от специфики региона, локации, фактических данных по помещению, то риск, что реальные финансовые показатели будут далеки от прогнозируемых, очень велик. При принятии решения, помимо прочего, необходима обратная связь по локации, так как именно она является одним из существенных факторов успеха. Сильный франчайзер неоднократно открывал собственные локации и имеет четкую систему и поиска, и оценки. Если франчайзер не проводит оценку локации, не оказывает сопровождение в поиске, вы можете получить очень небольшой клиентопоток, а иногда ― и непрофильный.

Одна из причин, по которой франчайзеры решаются разрабатывать и продавать недееспособные франшизы, — это получение от франчайзи выплат паушального взноса. Также любая компания понимает выгоду позиционирования себя на рынке как компании, которая продает франшизу. Это свидетельствует о зрелости и устойчивости бизнеса. Однако в этом случае необходимо видеть не только рост, но и стабильность сети ― без перепродаж и/или хаотичного закрытия-открытия новых локаций.

Лучший способ избежать сотрудничества с недобросовестным франчайзером — убедиться в наличии многолетнего опыта работы с собственной сетью, в предоставлении полной поддержки по операционным процессам, обучению персонала и готовности детально погружаться в экономические модели, базируясь на текущих показателях действующей сети.

Несмотря на все подводные камни, франчайзинг все больше и больше набирает популярность на отечественном рынке. Во избежание неприятных ситуаций франчайзи должен прибегать ко всем возможным способам защиты от рисков: консультироваться со специалистами, изучать рынок, ответственно подходить к поиску качественной франшизы и добросовестного франчайзера.

Помните, что любой предпринимательский бизнес не застрахован от неудач, но, выбрав успешную бизнес-модель, вы значительно сокращаете возможные риски.

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда