Неправильное делегирование — величайшее зло: разбираем управленческие ошибки Джокера, Дарта Вейдера и других
Бизнес и управление — это сложно, но не сложнее преступного мирового господства. В этом материале доктор Зло разберет ошибки начинающих злодеев, не умеющих в управление, и расскажет, как делегировать рутинные дела приспешникам, чтобы переключиться на глобальные задачи.
Источники материалов:
- Теория: книга «Делегирование и управление», Брайан Трейси
- Практика: Роман Швецов, основатель Delegator 24, резидент клуба Reforma
- Личный опыт: доктор Зло, глава тайной преступной организации
3 причины научиться делегировать задачи
Освободишь расписание для решения глобальных и стратегических задач. Пока сотрудники будут генерить выручку по уже проверенным алгоритмам, ты придумаешь, как кратно эту выручку увеличить, выйти на новый рынок или задействовать новый сегмент аудитории.
- Сделаешь сотрудников более опытными и самостоятельными. Они смогут работать, даже когда руководитель (ты) заболел, отлучился на мероприятие или уехал в отпуск. Давно, кстати, в нормальном отпуске был? Вот и мы о чём.
- В компании больше не будет незаменимых сотрудников и «узких горлышек», которые тормозят масштабирование. Чем больший спектр задач делегируешь — тем больше уверенности, что любая задача может быть решена без тебя.
Что можно делегировать
Основатель Delegator24 и резидент клуба Reforma Роман Швецов делит все задачи на 3 типа:
операционные — стандартные регулярные задачи, которые приносят прибыль компании;
- проектные — направлены на создание чего-то нового или совершенствование старого. Например, процессов, направлений, продуктов;
- стратегические — определяют курс развития, политику и тактику компании.
Руководитель компании должен заниматься только стратегическими задачами, а всё остальное — делегировать сотрудникам и топам.
4 ложных убеждения, которые мешают делегировать
«Слишком долго, у меня нет на это времени»
Хочешь построить процесс — используй принцип «точи пилу», а не пытайся рубить дерево тупым топором. Нерационально говорить «у меня нет времени, чтобы освободить себе побольше времени». Поэтому, если оказался в яме, первым делом перестань копать.
«Никто не справится с этим так же хорошо, как я»
Высоко задранная планка качества нравится клиентам. Но, если она достижима только для одного человека в компании, это нужно менять. Варианта всего два:
- Снизить планку качества выполнения задачи до уровня исполнителей.
- Подтянуть исполнителей до нужной планки качества — обучить их или нанять новых, более опытных.
«Некому делегировать — таких специалистов просто нет»
Нет где? При каких условиях? Если нет при ставке 50 тысяч рублей — поднять ставку. Если нет специалистов в компании — найти и нанять. Нет в городе — найти удалёнщика. В стране — найти за границей.
Если говорить про узкоспециализированные задачи с уникальными особенностями конкретной компании, то, безусловно, таких специалистов может и не быть даже во всём мире. Но есть куча специалистов из той же сферы, которых можно быстро «заточить» под нужную задачу.
Мораль: делегирование — это не просто «прощай, задача», а почти всегда предварительное обучение исполнителя и только потом «прощай, задача». Обучение может быть как ультракоротким, в формате ТЗ, так и более основательным — на несколько месяцев.
«Я потрачу время и обучу, а он возьмёт и уйдёт»
Рано или поздно сотрудники уходят, поэтому даже эту ситуацию нужно предусмотреть и превратить в заранее подготовленный процесс. Например, законспектировать все знания, которые понадобятся новому сотруднику: принципы работы над задачей, требования к результату, необходимые книги, ссылки, сервисы, инструменты, алгоритмы — всё. Если один сотрудник уйдёт, другой сможет изучить эту информацию и заменить его.
Как правильно делегировать
1. Сформулируй задачу и цель
Методика и результат выполнения задачи во многом определяются целью. Если сотрудник не знает конечную цель задачи, он может выполнить задачу на 100% верно, но цель так и не достигнет.
2. Найди подходящего исполнителя
В зависимости от задачи, искать исполнителя можно как внутри компании, так и за её пределами. Чтобы определить компетенции и понять, справится ли он с задачей, нужно дать тестовое задание. Также нужно сопоставлять сложность задачи с опытом, навыками и мотивацией сотрудника.
При этом нужно разделять задачи на операционные и проектные. Операционную задачу следует делегировать только тем, кто уже работает в операционке, а для проектных нужно нанимать новых специалистов и при возможности формировать отдел развития, если его ещё нет. Запомни: операционные сотрудники никогда не найдут время для решения проектных задач. А если найдут, ты этому не обрадуешься.
3. Дай подробное ТЗ
В ТЗ нужно указать:
- суть задачи;
- цель — для чего мы делаем эту задачу;
- метод выполнения задачи;
- инструменты и ресурсы;
- идеальный конечный результат;
- критерии оценки результата;
- сроки.
4. Контролируй выполнение и давай фидбэк
При проверке задачи нужно учитывать эффект «ямы делегирования»: первое время сотрудник будет выполнять задачу не так качественно и быстро, как тот, кто делал её раньше. Ему понадобится несколько недель или месяцев, чтобы набраться опыта и научиться работать так же эффективно. Всё это время нужно давать максимально развернутый фидбэк с описанием ошибок и способов их избежать. Воспринимай это как процесс обучения на практике. Брайан Трейси тоже советует делегировать постепенно, параллельно развивая скилл сотрудника и его чувство уверенности в себе.
Резюмируем
4 частых ошибки делегирования
Обратное делегирование
Если ты делегировал задачу «написать статью в Forbes», а сотрудник приходит и просит помочь ему с темой интервью — это обратное делегирование. Чтобы задачи не возвращались, введи принцип «приходить с решениями», чтобы тебе нужно было только выбрать один вариант из нескольких, одобрить идею или дать карт-бланш. В таком случае сотрудник вернётся с тремя темами на выбор, а ты выберешь лучшую или дашь возможность выбрать самостоятельно.
Чрезмерный контроль
Брайан Трейси советует не контролировать и не дёргать исполнителя после делегирования задачи, потому что это отнимает у него чувство ответственности. Сбалансированной и гармоничной золотой серединой можно считать принцип «прошло 50% времени — проверь, готово ли 50% задачи». Так и задача будет под контролем, и сотрудник не потеряет чувство личной ответственности.
Переделегирование
Если для решения задачи ты выбрал сотрудника по компетенциям и опыту, а он передал задачу другому, скорее всего, результат будет не таким, как ты ожидал. Если задача важная и её должен сделать конкретный сотрудник, сразу объясни, что именно он должен её сделать, потому что от этого зависит результат.
Контроль формы, а не содержания
Никто не может думать и действовать точно так же, как ты (если у тебя нет своего мини-клона, конечно). Всё, что касается чувства вкуса, предпочтений и субъективного восприятия и при этом не влияет на итоговый результат, не обсуждается, не корректируется и не считается ошибкой.
Делегируй правильно и стань великим!
взрыв планеты это всё-таки ни разу не рядовое событие
лично я бы такие задачи на самотёк не пускал