{"id":13642,"url":"\/distributions\/13642\/click?bit=1&hash=b1d04d123bef3157778955d4fff0f37b6ea4b9628be659b0252c803d9c42eced","title":"\u0412\u044b \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439? \u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"7b44ef31-f829-53ec-90f8-add9595cf252","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Татьяна Крылова

Творческое развитие ребенка: в чем польза и как им заинтересовать

Photo by Kateryna Hliznitsova on Unsplash

При рождении каждый ребенок обладает огромным творческим потенциалом. Аналитический психолог Ольга Коротько (основатель Школы творческих ментальных состояний) расскажет, как развить творческие способности у детей.

Мария Монтессори однажды сказала: «Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие именно творческих способностей».

Возможность создавать что-то новое – естественная способность психики, необходимая для гармоничного развития человека. Ребенок познает окружающий мир именно благодаря врожденному дару искать, пробовать, экспериментировать и создавать.

Однако в настоящее время с приходом в детскую жизнь современных технологий творческое мышление у малышей развивается заметно хуже, чем у их предшественников. Современные дети все чаще играют только со смартфоном или планшетом. Вместо того чтобы создавать фантастические миры из подушек и одеял, тем самым развивая свое воображение.

Стандартизированное образование также вносит свою негативную лепту в затухание творческих способностей ребенка.

Талантливый педагог Евгения Александровна Флерина говорила: «Обучение «засушило» детское творчество».

А русский советский писатель, сценарист и педагог Константин Георгиевич Паустовский отмечал: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Для полноценного развития ребенка необходимо развитое творческое мышление и воображение. Именно эти способности помогут маленькому человеку увидеть вещи под другим углом и дадут ему огромные преимущества, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Именно поэтому так важно поддержать и сохранить творческий способ мышления у ребенка с самого раннего возраста. Кроме того, не стоит забывать, что сотворчество поможет укрепить и углубить детско-родительскую связь.

Неоспоримые плюсы творчества

1. Инструмент самомотивации

Способность мыслить творчески – значит всегда иметь под рукой прекрасный инструмент самомотивации. Иными словами, умение человека превратить любую проблему в творческую задачу, не только делает сам процесс работы интересным, но и повышает шансы найти нестандартное решение на поставленный вопрос.

Чтобы естественным образом повысить мотивацию ребенка заняться чем-либо, нужно лишь добавить элемент творчества в любую его деятельность. Например, самая обычная столовая ложка, которая неожиданно превратилась в ищущий на посадку вертолет, тут же поможет малышу доесть ненавистную манную кашу. А кисточка, превратившаяся в инопланетянина, захватывающего территорию, мотивирует более старшего ребенка покрасить забор на даче.

2. Достижение высоких результатов в обучении

Развитое творческое мышление открывает перед детьми многие двери, начиная с обучения в школе и заканчивая далеким будущим. Ведь творчество напрямую связано с развитием воображения, а оно в свою очередь напрямую влияет на память.

Все мнемотехники, помогающие запоминать новые слова, формулы и концепции, базируются именно на воображении. Например, благодаря развитому воображению усвоить прочитанный материал из учебника будет значительно проще.

Кроме того, подключение воображения делает ребенка более вовлеченным в сам процесс обучения, то есть воображение «запускает» активное участие малыша в чем-либо. Например, чтение текста без подключения воображения – пассивно, поэтому и не способствует запоминанию. Но стоит лишь начать во время чтения воображать прочитанное в своей голове, как процесс автоматически становится активным, а ребенок – вовлеченным.

3. Радость от обучающего процесса

Каждый ребенок любопытен по своей природе и имеет естественную тягу к знаниям. Но с одним «но» – ровно до тех пор, пока малыш в процессе обучения находится в позиции исследователя, испытателя и творца.

Попытка загнать ребенка в установленные рамки, стандарты и требования, как, например, это бывает в традиционной школьной системе, ведет лишь к полному угасанию интереса к знаниям со стороны малыша. Но если в обучающий процесс интегрировать творческую часть, ребенок будет с большой радостью заниматься, открывать для себя что-то новое и добиваться отличных результатов.

А если ребенок обладает развитым творческим мышлением и воображением, а также умеет пользоваться этими способностями в процессе освоения нового материала, то он сам способен превратить стандартную форму обучения в истинное удовольствие. Дети гораздо легче и лучше усваивает информацию, когда учебный процесс захватывает их полностью.

4. Расширение мировоззрения

Занимаясь творчеством, ребенок наблюдает, пробует, исследует и экспериментирует. Он учится устанавливать связи между разными вещами, соединяя все это с уже полученными знаниями.

Находясь в состоянии творческой любознательности, ребенок стремится узнать больше о том, что ему нравится и интересно. И в этом состоянии ребенок всегда открывает для себя гораздо больше информации, развиваясь естественным образом как личность.

Поэтому организация творческих занятий с ребенком позволяет ему развить собственное мышление, расширить видение мира и врожденную любознательность.

5. Развитие мелкой моторики рук и головного мозга

Практически все виды творческой деятельности (рисование, лепка, создание аппликаций и коллажей…) позволяют ребенку развивать мелкую моторику рук, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии мозга малыша.

Нейробиологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно заметили и доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием мозга ребенка. Те дети, которые отличаются более развитой мелкой моторикой, имеют значительно более развитый мозг.

Особенно благотворно эта деятельность сказывается на отделах мозга, отвечающих за речь малыша. А правильная речь в свою очередь влияет на дальнейшие успехи ребенка в обучении письму и чтению.

6. Развитие умения концентрироваться

Работа руками всегда требует большой концентрации и сосредоточенности. Рисование кистью, создание аппликаций, лепка – все это процессы, во время которых ребенок думает, задает себе вопросы, размышляет над тем, что собирается сделать. Поэтому, безусловно, все это способствует развитию интеллекта малыша.

Умение концентрироваться, способность оставаться сосредоточенным – это те качества, которые помогут ребенку преуспеть в обучении, а в дальнейшем достичь небывалых высот на профессиональном поприще.

7. Успех в карьере

По результатам исследования, проведенного социальной сетью для поиска и установления деловых контактов Linkedin в 2019 года, креативность (умение мыслить нестандартно и находить уникальные идеи / решения), вышла на первое место среди желаемых навыков, которые работодатели хотят видеть в потенциальных сотрудниках.

А в 2020 году по итогам Всемирного экономического форума (Future of Jobs report 2020, World Economic Forum) креативность вошла в тройку самых важных качеств для развития и построения успешной карьеры. И это совершенно логично.

Например, врач, который способен мыслить шире, чем его коллеги, станет тем, кто найдет нестандартный и эффективный способ для проведения сложнейших операций. Или учитель, который несет в себе не просто набор книжных знаний, а умеет превратить подачу материала в захватывающее приключение, станет самым востребованным и высокооплачиваемым специалистом. А бизнесмен, открывший не просто очередную кофейню, а уникальное пространство, привлекающее внимание посетителей – станет по-настоящему счастливым и успешным предпринимателем.

Иными словами, какую бы профессию не выбрал ваш ребенок в будущем, способность мыслить творчески – сделает его уникальным, высококлассным и востребованным специалистом. А умение находить нестандартные решения и способность быть креативным даст ему абсолютное преимущество в любой области.

Ведь, как сказал когда-то Чарли Чаплин: «Все дети в той или иной форме гениальны – задача в том, чтобы эту гениальность выявить».

8. Развитие эмоционального интеллекта

Для ребенка творческий процесс – это безопасное пространство, в котором он легко обретает спокойствие, а также получает возможность выпустить накопившуюся энергию и самовыразиться.

Кроме того, благодаря творчеству ребенок легко находит экологичный способ справиться со своими переживаниям, а значит, может легко научиться регулировать свое эмоциональное состояние и проживать различные чувства. Что, несомненно, поможет ему в будущем, как в личной, так и в профессиональной жизни.

9. Развитие силы духа

Творчество – это деятельность, где процесс важнее результата, но и тут есть пространство для столкновения с различными «неудачами». Через творческую деятельность ребенок осознает, на что он способен и какие препятствия может преодолеть.

Например, у кого-то не сразу получится правильно держать кисточку, а у кого-то уверенно работать с пластилином. Благодаря творчеству малыш сможет развить в себе такие важные качества как настойчивость и усидчивость.

Находясь в творческом процессе, ребенок тестирует, экспериментирует, терпит неудачу, пробует заново, находит правильное решение, и, наконец, добивается успеха, испытывая при этом гордость и удовлетворение от процесса.

Мэри Лу Кук как-то заметила: «Творчество – это изобретение, экспериментирование, рост, риск, нарушение правил, совершение ошибок и получение удовольствия».

Радуясь своим достижениям, ребенок обретает уверенность в себе, раскрывает чувство самоценности и обретает веру в то, что у него достаточно сил, чтобы преодолеть любые неудачи в будущем. Поэтому творческий процесс тренирует силу духа не хуже любой секции карате.

Как приобщать ребенка к творчеству: практические советы

1. Не упустите время

Предложить ребенку начать заниматься творческой деятельностью можно начиная с года. До этого, он не будет проявлять интерес к творчеству, так как перед ним будут стоят совсем другие задачи: научиться ходить, брать различные предметы и познавать окружающий мир с помощью органов чувств.

В год ребенка можно познакомить с изобразительным искусством и начать лучше всего с рисования пальчиками (выбирайте безопасные краски и материалы). В дальнейшем для малыша можно будет открыть карандаши и кисточки.

В 3-4 года малыша можно попытаться заинтересовать и активными видами творчества, например, танцами.

А в возрасте 4-5 лет – музыкальными инструментами.

Помните, что чем активнее ребенок вовлечен во взаимодействие с телефоном и компьютерными играми, тем сложнее будет его заинтересовать творческими занятиями. Именно поэтому нужно подключать творческое развитие как можно раньше, а все гаджеты убирать куда-нибудь подальше!

2. Планируйте совместную творческую деятельность

Если вы понимаете важность творческой деятельности для благоприятного развития малыша, то вы без труда найдете время в своем плотном графике для сотворчества со своим чадом. При этом не обязательно заниматься этим каждый день, достаточно выделить на творчество с ребенком всего 30 минут 2-3 раза в неделю.

Никто и ничто, так не мотивирует ребенка к занятию чем-либо, как поддержка родителя в самом начале пути. Ваша организованность в этом деле – важный ключ к развитию творческих способностей ребенка, а также является превосходным примером грамотного планирования.

Поверьте, совместное творчество – это то, что принесет радость, как вам, так и вашему ребенку, а также укрепит ваши взаимоотношения. Спустя годы вы будете с теплотой вспоминать эти приятные моменты.

3. Организуйте место для творчества

Есть одно важное правило – если вы хотите, чтобы что-то появилось в вашей жизни, то создайте для этого место в физическом пространстве.

Поэтому продумайте и оборудуйте пространство для творчества заранее. Так как если вы не сделаете это сами, то ваш ребенок создаст его самостоятельно, но совсем не факт, что оно вам придется по душе.

Например, специально отведенная зона для творчества, которое находится на безопасном расстоянии от дорогого ковра, сохранит вашу нервную систему в будущем.

Заранее позаботьтесь, чтобы все необходимые материалы (краски, бумага, кисточки, пластилин, карандаши…) были в наличии, а также продумайте способ их хранения (безопасные контейнеры, коробки…). Важно, чтобы все необходимое было под рукой, когда придет время для творчества.

Также, вам необходимо подумать наперед о том, где и как вы будете хранить плоды творчества своего чада. Поверьте, вы будете очень благодарны себе в будущем, что сохранили все эти шедевры.

4. Выбирайте материалы правильно и экономно

Пока ваш малыш не стал заниматься творчеством профессионально, нет смысла покупать дорогие карандаши, краски, кисти... Самые простые и безопасные материалы отечественного производства – лучшее решение.

Еще один вариант – выбрать тот вид творчества, который возможен с теми инструментами и материалами, которые уже есть у вас дома. Например, можно сделать коллаж из старых журналов, а икебану или фигурки животных из натуральных материалов (листьев, шишек, палочек…). Одним словом, если не хочется тратить лишнего, то поделки можно сделать из любых доступных материалов. Нужно просто подключить фантазию.

Список простых и недорогих вещей для творчества в любом возрасте:

  • бумага;
  • маркеры;
  • карандаши;
  • ножницы;
  • клей;
  • краски и кисти (соответствующие возрасту);
  • глина для лепки.

Список бесплатных материалов для создания поделок:

  • природные материалы (различные камушки, ракушки, ветки, листья, семена…);
  • предметы из серии «на выброс» (баночки из-под йогурта, бутылки из-под молока, втулка от туалетной бумаги…);
  • устаревшие ткани всех видов (скатерти, сорочки, салфетки…). Главное не забудьте проговорить ребенку, что для творчества разрешается использовать, только одобренные вами ткани. Иначе вы рискуете, недосчитаться своей новой юбки.

5. Ориентируйтесь на малыша

При выборе вида творчества, важно ориентироваться на самого ребенка – на его интересы, желания и возраст. Важно, чтобы творческая задача была не слишком сложной, так как это подорвет его веру в свои способности, но и не слишком простой, иначе ему просто станет скучно.

Замечу, что интернет и творческие задачники с распределением «по возрасту» тут не подсказчики, ведь каждый ребенок индивидуален. Поэтому слушайте себя, вы лучше других знаете, на что способен ваш малыш.

Предлагайте ребенку разные варианты и спрашивайте, каким творческим заданием ему бы хотелось заниматься. Так, вы дадите малышу право выбора и совместно найдете верное решение.

Например, некоторым детям уже в год интересно заниматься творчеством, требующим от них развитой мелкой моторики, а другим и в 7 лет еще интересно размазывать руками краску по бумаге.

Следуйте за интересами ребенка и прислушивайтесь к своей интуиции – это сочетание и есть самый точный ваш компас. И, конечно же, не забывайте о безопасности используемых материалов и творческих техник.

6. Будьте гибкими

Умение быть гибким и адаптироваться к обстоятельствам – уже само по себе творчество. А когда вы занимаетесь с детьми, то эти умения требуются каждую минуту.

Вам пригодится гибкость и умение адаптироваться когда:

  • Учитываете желание детей (в какие-то моменты они будут излишне воодушевлены или наоборот, равнодушны, а где-то будут стремиться к полной независимости). Меняйте и адаптируйте творческую деятельность в зависимости того, что работает для вашего ребенка здесь и сейчас.
  • Учитываете разницу в возрасте, организуя совместную творческую деятельность для нескольких детей одного или разных возрастов. Так как у них могут быть разные навыки и вкусы.
  • Учитесь работать с различными материалами. Иногда для творческих поделок вам придется адаптировать те материалы, которые есть у вас под рукой. Не бойтесь, включайте фантазию, и смело экспериментируйте.
  • Понимаете, что процесс пошел не по плану. Например, если ваш ребенок, не заинтересовался той творческой деятельностью, которую вы ему предлагаете. Попытайтесь понять, в чем именно кроется причина отказа: слишком сложно, слишком просто, слишком мало активности или слишком однообразно? Как только вы найдете причину, вы сразу же сможете подобрать более подходящее занятие для своего малыша.

Важно создать ребенку такой творческий опыт, который будет для него приятным и интересным, а значит, он захочет его повторить. Иными словами, лучший способ развивать и воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой и креативной личностью, способной на эксперименты.

Вместо заключения

Творчество может принимать различные формы, и в этом процессе важнее всего делать то, что любишь. Ребенок, чьи родители помогают ему развиваться в творчестве, которое ему нравится, получит истинное удовольствие от процесса. Ведь секрет прост: самый лучший способ вырастить творческого ребенка – сделать его счастливым.

Еще Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Источник: @papi_mogut

Поэтому чтобы помочь своему чаду познать и развивать себя, а впоследствии вырасти целостной и гармоничной личностью. Задача каждого осознанного и любящего родителя заключается в том, чтобы стать для своего малыша лучшим другом, творческим единомышленником, добрым наставником и проводником в сказочный мир творчества.

0
1 комментарий
Дмитрий Смоляков

развитие творческих способностей очень важный этап в воспитании ребенка, в любом случае он только позитивно скажется на личности

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null