Офтоп BinaryDistrict Russia
5 575

Это провал: как сделать MVP, который никому не нужен

Что бывает, когда не прислушиваешься к пользователям. Разбираем на примере франшизы пекарен и слишком «умной» каски.

В закладки
Аудио

Мы уже рассказывали о том, как проводить Customer Development и к каким изменениям приводит исследование пользователей. Сегодня мы вместе с Михаилом Войтко, руководителем партнёрской программы «Яндекс.Облака» и куратором курса Customer Development & MVP в Binary District, на примере двух кейсов покажем, что происходит, если не проводить CustDev, и поделимся советами, как не провалить MVP.

Делать для себя, а не для клиентов

Небольшая региональная компания открывала в своём городе пекарни. Через три года компания решила развивать свою франшизу, и встал вопрос о создании специализированной системы управления, с помощью которой франчайзи могли бы автоматизировать производство, а франчайзер — контролировать филиалы.

Основной и единственный эксперт в команде, работавший над созданием ИТ-системы, а также владелец продукта — ИТ-директор старого бизнеса, опытный в бухгалтерском и складском учёте.

Что сделали

На этапе проектирования пообщались с одним внешним пользователем. При разработке MVP учитывалась экспертиза двух человек, если брать в расчёт самого ИТ-директора. В состав MVP вошла автоматизация ежедневного цикла работы пекарни: планирование производства, управление цепочкой продуктов в течение одной смены, закрытие и планирование следующей смены.

Продвигалась сама франшиза, а ИТ-система была приятным дополнением к ней.

Первая обратная связь по MVP от внешних пользователей показала неадаптивность возможностей и интерфейсов к специфике других точек в соседних городах.

Ошибки

Когда есть опыт и экспертиза в сфере, велик риск зациклиться на своих проблемах и сделать продукт, удобный для себя, но не решающий проблему клиентов.

Отсутствие качественной информации от владельцев франшиз или потенциальных покупателей — серьёзный минус. Нужно было пообщаться с клиентами, взять глубинные интервью — для первого MVP пяти-шести бесед было бы достаточно.

Если пройтись по модулям, которые вошли в состав MVP, можно заметить, что полностью отсутствует часть, касающаяся денег. Хотя это важный (может быть, основной) элемент в системе для потенциальных покупателей франшизы.

Что надо было сделать

В первую очередь нужно было походить по уже действующим франшизам, не обязательно по пекарням, чтобы выяснить, насколько важно наличие ИТ-системы во франшизе. Только после десятка попыток продать франшизу стало понятно, что ИТ-система — не приятный бонус, а необходимое условие.

Команда, работавшая над созданием системы, состояла из 15 человек с разной специализацией: аналитики, разработчики и дизайнеры из городов по всей России. Пекарня могла бы воспользоваться этим, чтобы собрать и другую полезную информацию:

  • какие особенности ИТ-системы нужно предусмотреть для разных городов и регионов;
  • какие модули должны быть в первом MVP;
  • как архитектура системы влияет на адаптивность и дальнейшее масштабирование;
  • какими должны быть способы технической реализации ИТ-системы.

Продавать технологию, а не решение

Американский стартап разработал устройство, встраиваемое в обычную рабочую каску. Устройство состоит из RFID, Wi-Fi-контроллера и нескольких датчиков: влажности, температуры, акселерометр и так далее. Получается так называемая «умная» каска.

Команда в основном состояла из технических специалистов в области сетей и интернета вещей. Эксперт в области безопасности на производстве отсутствовал в принципе.

Что сделали

На этапе создания прототипа исследований пользователей не проводилось. Разработчики выдвинули несколько гипотез относительно того, для чего и когда могла бы быть полезна «умная» каска. В MVP1 «умной» каски вошёл широкий спектр возможностей: от контроля перемещений инженеров до отправки сообщения в случае падения работника.

Компания разработала довольно серьёзное с точки зрения технологий устройство, а поиск сфер применения этого устройства — забота самого клиента. Но клиенты почему-то не торопились этим заниматься.

Только спустя несколько этапов общения с потенциальными покупателями стартап выяснил, что большинство предложенных функций им просто не нужно. Для MVP2 была выбрана другая, необходимая клиентам функциональность.

Ошибки

Потенциальные клиенты в некоторых продуктах могут быть «сложными» — например, если речь идёт об узкой нише или корпоративном сегменте, где решение о покупке продукта принимает топ-менеджмент или директор.

«Дотянуться» даже до одного такого клиента бывает трудно, а для качественного исследования нужно набрать до десяти респондентов. Возможно, по этой причине стартап при составлении первого MVP решил идти напролом, отказавшись от исследования в принципе.

Если поиск релевантного респондента — проблема, нужно искать альтернативы. Любое мнение о продукте, даже от человека, который является пользователем, но не принимает решение о покупке, важно. В случае с каской это могли быть обычные инженеры, строители, работники заводов.

Что надо было сделать

Стоило погрузиться с головой в тематические форумы: строительные, инженерные и прочие.

Часто владельцы продуктов недооценивают профессиональные форумы, хотя на них можно узнать боли и проблемы потенциальных потребителей продукта. Через эти же форумы можно выйти на связь с экспертами, чтобы провести уже качественное исследование.

Заводы часто проводят экскурсии: любой желающий может своими глазами посмотреть, как организуется производство. При должном везении, задав несколько вопросов начальникам цехов, можно узнать о реальных наболевших проблемах, которые можно было бы решить встраиваемым в каску устройством.

Советы

  • С технологической точки зрения продукт может быть построен идеально, но если он не соответствует запросам рынка (нет так называемого Product/Market Fit), то его никто не купит. Сначала нащупайте потребность рынка, затем выстраивайте технологическое решение проблемы.
  • Обязательно проводите глубинные интервью со своими клиентами, даже если не знаете точно, что спрашивать. Спустя первые два-три интервью вы сможете правильно составить гайд вопросов. Проводите интервью до тех пор, пока респонденты не начнут повторяться.
  • По возможности не стройте сразу космический корабль. Ваш продукт должен при минимальной функциональности решать проблему клиентов и приносить деньги, чтобы как можно раньше возвращать инвестиции для расширения возможностей продукта.
  • Помните: даже если вы в одиночку создаёте стартап в свободное от работы время, цена ошибки от этого не снижается. Если вы потратили 1000 часов своего личного времени (допустим, оно стоит 1000 рублей в час) на создание сервиса и он провалился, то цена ошибки составит миллион рублей.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "BinaryDistrict Russia", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 32, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 58818, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 18 Feb 2019 15:31:02 +0300" }
{ "id": 58818, "author_id": 128754, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58818\/get","add":"\/comments\/58818\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58818"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Так а что в итоге с пекарнями то?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }