{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Битва при Мунде: когда Цезарь боролся за свою жизнь

В битве при Мунде, которая состоялась 17 марта 45 года до н.э., республиканские противники Цезаря были окончательно разгромлены. То, что последовало за этим, стало новой эрой в истории Древнего Рима.

Но столкновение характеризовалось неопределенностью: одна армия нервничала, несмотря на свое численное и позиционное преимущество, а другая была вынуждена сражаться в гору с численностью на 30 000 человек меньше.

Обе стороны знали, что результат будет иметь решающее значение для судьбы Римской республики.

Последняя битва Помпеи

Поражение в битве при Фарсале в центральной Греции тремя годами ранее и последующее убийство государственного деятеля Помпея Великого поставили силы оптиматов (республиканцев) на шаткую почву во время гражданской войны Цезаря.

После того, как их армия была уничтожена в битве при Тапсусе войсками Юлия Цезаря в современном Тунисе, они были вынуждены действовать исключительно в Испании.

Несмотря на то, что они терпели неудачу за неудачей, сыновья Помпея Гней Помпей и Секст приступили к созданию новой армии в регионе.

Они были не одни. В их рядах был человек по имени Тит Лабиен. Хотя Лабиен когда-то был любимым полководцем Цезаря во время Галльской кампании, он отказался идти на Рим со своим бывшим командующим и вместо этого встал на сторону оптиматов.

В 46 году до н.э. два легиона Цезаря, состоявшие в основном из бывших солдат Помпея, перешли обратно на сторону оптиматов и присоединились к тому, что осталось от армии Помпея.

Возрождение Оптиматов в Испании

Армия начала с изгнания проконсула Цезаря в этом регионе. Это позволило использовать ресурсы Испании так, чтобы оптиматы могли собрать третий легион.

С этими легионами Лабиен, Секст и Гней Помпей двинулись на запад, в Дальнюю Испанию, и преуспели в захвате почти всех поселений в богатой провинции. Квинт Педий и Квинт Фабий Максим, полководцы Цезаря в этом районе, не осмелились встретиться с силами оптиматов на поле боя. Вместо этого они разбили лагерь в Окульбо, взывая к Цезарю о помощи.

Цезарь получает известие

В то время Цезарь находился в Риме, отдыхая после победы над Помпеем. Но как только новости о событиях в Испании достигли Цезаря, его внимание быстро изменилось.

Он поспешно направился в Окульбо, прибыв туда чуть меньше чем через месяц. По прибытии он написал стихотворение под названием Iter (Путешествие), из которого сохранился лишь фрагмент.

То, что Цезарь мог сочинять стихи сразу после такого похода, говорит о его хладнокровии, которое сослужило бы ему хорошую службу в предстоящей битве.

Цезарь прибыл в начале декабря. Помпейские командиры избегали открытого сражения и вместо этого сосредоточились на обеспечении того, чтобы армии Цезаря с наступлением зимы приходилось охотиться в поисках пищи и крова.

Они хорошо понимали, что, несмотря на их численное превосходство, открытое сражение пойдет на пользу Цезарю, и они стремились избежать такого исхода.

Цезарь делает свой ход

Цезарь нанес быстрый удар, чтобы заставить их действовать. Осада Атегуа, недалеко от современной Кордовы, привела к дезертирству в его лагерь и нанесла удар по оптимальному моральному духу.

Еще одна битва привела к дальнейшему дезертирству. Вместо того чтобы наблюдать, как их армия сокращается, командиры-оптиматы решили дать Цезарю сражение, которого он добивался.

Битва при Мунде

Силы оптиматов насчитывали 70 000 человек, в то время как силы Цезаря насчитывали 40 000. Опасности все еще существовали: открытое сражение устраивало Цезаря больше, чем Гнея Помпея, а части людей оптиматов были беспокойны и на грани дезертирства.

Чтобы противостоять этим недостаткам, Помпей Младший стремился максимально использовать окружающий ландшафт. Он расположил свою армию на вершине холма, у подножия которого протекал ручей, обеспечив им хорошую оборонительную позицию.

Обе стороны знали, что это будет решающая битва гражданской войны. Для войск Помпея это было победа или смерть: те, кто ранее дезертировал от Цезаря, знали, что он не дарует им помилования во второй раз.

Обвинение Цезаря

Опасаясь атаковать в гору, легионы Цезаря также были нехарактерно робки. Зная, что поражение на этом поле битвы означало уничтожение всех предыдущих побед, за которые он сражался, Цезарь заметил, что в то время как в других битвах он сражался за победу;

в Мунде он сражался за свою жизнь. Взяв под личный контроль свой любимый десятый легион, он выхватил щит у одного из своих съежившихся солдат, сорвал с себя шлем и прокричал: “Это будет концом моей жизни и вашей военной службы” , прежде чем броситься к врагу, лично ведущий своих людей в ход.

Критический момент

Последовавшие за этим бои продолжались более восьми часов, и обе стороны оказались втянутыми в жестокую рукопашную схватку.

Когда Цезарь приказал своему правому крылу сосредоточиться на левом крыле оптиматов, оптиматы должным образом отреагировали, отведя легион со своего правого фланга.

Затем появилась кавалерия Цезаря, до сих пор отстававшая от основных сил армии. Они с огромной силой врезались в правое крыло помпейцев. Они обманули своих врагов-помпеянцев и заставили их ослабить свой собственный фланг.

Стратегия Цезаря не была разоблачительной, но его способность влиять на ход сражения и использовать имеющиеся возможности свидетельствовала о его репутации победоносного полководца и императора.

Его решительные действия изменили ход сражения. Цезарь закрепил свое преимущество, атаковав вражеский лагерь.

Когда Лабиен отвел помпейскую кавалерию на защиту лагеря, оставшиеся помпейские войска совершили огромную ошибку.

Они истолковали отвлечение Лабиена как отступление и в ужасе бежали, отчаянно ища убежища в самой Мунде. Немногие добивались успеха.

Последствия

В битве погибло 30 000 помпеянцев, в то время как армия Цезаря потеряла всего одну тридцатую часть своих войск. Все, кто не сбежал, лежали разбросанными по земле.

Тит Лабиен, некогда столь важный для успеха Цезаря, умер предателем. Все знамена легионов оптиматов были захвачены армией Цезаря, символическое поражение, которое соответствовало буквальному поражению, которое они потерпели.

Гнею Помпею и его брату Сексту удалось бежать, но всякая надежда на республиканское дело была мертва.

Первый был казнен всего месяц спустя, в то время как второму удалось бы прожить еще десять лет, пережив Цезаря, но в качестве изгнанника из страха за свою жизнь

Вечный диктатор

Хотя Секст был жив, он не представлял угрозы для Цезаря. Дома Цезарю был преподнесен триумф в знак празднования.

Это, однако, оказалось непопулярным среди римского народа. Плутарх в своей “Жизни Цезаря” описал, как "он не победил чужеземных полководцев или варварских королей, но уничтожил детей и семью одного из величайших людей Рима".

Празднества Цезаря казались, в лучшем случае, безвкусными. Помпей был любимым военным и политическим лидером народа. Несмотря на то, что его популярность пошла на убыль за годы до его смерти, полное поражение его дела – и семьи – оставило горький осадок.

Тем не менее, через год после битвы Цезарь был назначен Перпетуо–диктатором пожизненным. Римская республика была мертва. Битва при Мунде ознаменовала полное поражение республиканства в Риме и положила начало новой эре: эре Римской империи.

Спасибо что прочитали!

Мой телеграмм канал с историческими архивными материалами :

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда