{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Внутренний конкурс между несколькими командами вместо тестирования на живых пользователях

Поможет сэкономить средства крупным компаниям, которые нацелились на новый рынок.

Каждый день рассказываю о примечательных проектах.

Техника — классика, но столкнулся с ней два раза почти подряд, должен поделиться, расскажу на одном примере. Консультирую корпоративный стартап на ранней стадии. Компания увидела мировой тренд, понимает, что внутри бюрократия и традиции его оседлать не позволят, и создала с нуля стопроцентную дочку, пусть она взорвёт рынок.

Я помогал команде собраться, делать нужное, не делать ненужное. Полгода работа кипела, а итогом активной разработки вместо традиционного демодня для инвестора стал конкурс-выставка. Три команды показали три проекта по идентичной теме, тестовые пользователи на фокус-группах отвечали, какой сервис им понятен, куда хотят вернуться, а куда нет.

В идеале можно было бы тестовый трафик нагнать и продажи считать, но этому организационные проблемы мешали, продукт требует очень тяжёлых и дорогих лицензий. Дальше идёт победитель, остальные расходятся по домам искать новую работу.

Или, например, можно было отстрелить худшего, а лучшего выбрать ещё через полгода, или ещё более сложный турнир сделать, детали неважны. Заказчик получает сразу кучу плюсов. Сразу, на этапе запуска, он напоминает и себе, и команде, что незаменимых нет, вас на рынке нашли, других таких же нашли, и если надо — ещё найдём.

Вся разница между вашей гениальностью и средним результатом — 14,5% по такой-то метрике, повод выбрать вас, но не повод задирать нос. Это если все команды примерно равны окажутся.

А если одна гораздо лучше двух других — значит примерно утроилась вероятность «попасть» в звезду. А если одна, наоборот, провалится — заказчик избежал 33% на неуспех на старте. Конкуренция всегда дополнительно мотивирует, на конкурс приходят решения лучше тех, которые родились бы просто так.

Кроме того, параллельные творческие процессы приводят к разным идеям, оригинальные элементы которых можно взаимно перенимать и получить в итоге более сильный результат. Удвоение или утроение одной команды сработало бы в этом плане хуже, две женщины за девять месяцев рожают двух детей, а как бы одна ни старалась — двойня далеко не гарантирована.

Стоимость эксперимента при этом — копейки. Команда 15 человек — ну, скажем, 5 млн рублей в месяц вместе с офисом и плюшками. Две лишние команды — 10 млн, полгода — $1 млн. Для реального заказчика — компании из топ-50 по капитализации в РФ — это в абсолютных числах меньше, чем ничего. В относительных всё тоже неплохо.

Стартап планируется большой, с активным маркетингом, суммарные расходы года за три наверняка больше миллиарда будут. Если правильный выбор команды сэкономит хотя бы 6%, конкурс уже окупился. Ну а такой разброс в конверсиях должен возникнуть даже просто случайно.

Понятно, что масштабами миллиардов мыслит не каждый, не всем повезло быть условной «Газпромнефтью» или МТС. Однако какими бы ни были расходы на первую фазу проекта, они всегда на порядки меньше итоговых, и если весь проект по карману, скорее всего, и утроить первый раунд тоже можно. Естественно, механизм работает не всегда, но помнить о нём полезно.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда