Финансовая грамотность в бизнесе: Как найти идею и как ее не испортить
Российская статистика говорит о короткой жизни предпринимателя – более 80% стартапов закрывается в первый год работы. Связано ли это с изначально неправильно выбранной идеей или ошибками в ее реализации разбираемся с экспертами – руководителем кластера малого бизнеса МТС Банка Надеждой Панчуриной и CEO коммуникационного агентства Influence You Катериной Минкевич.
Важно найти идею, но не влюбиться в нее
Пробовать, создавать новое дело и закрывать его, если не пошло – это нормальный путь развития любого предпринимателя. Если искать, рано или поздно появится идея, которая, возможно, станет делом всей жизни. Очень важно найти эту идею, и важно не влюбиться в эту идею, а анализировать то, что вы делаете.
Откуда возникают идеи?
Идеи бывают двух типов. Первый – идея-мечта. Она звучит примерно так: «Я хочу строить отели, потому что мне это просто нравится». Второй – вы видите определенную проблему и предлагаете ее решение.
Очень полезно собирать все идеи. Важно понимать, что скорее всего первая ваша идея не является идеальной, ее постоянно придется докручивать, и, возможно, в итоге у вас получится совершенно другое. С точки зрения работы с гипотезами, только одна из десяти идей «залетает».
Почему идеи не срабатывают?
Во-первых, идея может быть провальной, потому что мы не так ее развиваем, она просто не нужна рынку.
Вторым и наиболее распространенным фактором является недостаточная финансовая грамотность предпринимателя. Этот навык нужно развивать. Перед тем, как запустить идею, нужно все посчитать. Рекомендуется еще 20% учесть на непредвиденные расходы. Есть понятие юнит-экономики. Это то, сколько денег вы заложили на создание одной единицы продукта и какую прибыль он принесет. Многие забывают о постоянных расходах и не закладывают их в стоимость продукта. Это аренда помещения, личный помощник, офисная бумага, наконец, – все это стоит денег. Эти расходы важно не просто посчитать, но и отслеживать, постоянно актуализировать. Потом будет интересно сравнить то, что было на старте и что получилось в итоге. Как правило, эти модели никогда не совпадают. Всегда держать руку на пульсе – полезный совет по финграмотности не только для бизнеса, но и для личного бюджета.
И третий случай. Вы придумали идеальный продукт. Все просчитали. А идея не сработала. Что не так? Вы не продумали, как свой продукт упаковать, как его продавать, как достучаться до своего сегмента.
У идеи обязательно должен быть сайт. Это ваша визитная карточка. Люди, которые приходят на вашу страницу должны в полной мере ощутить серьезность вашей идеи. Наполняйте ваш сайт полезностями, чтобы пользователи проводили там больше времени и хотели вернуться. Сейчас тренд у молодежи – им нравится проваливаться в «кроличью нору», постоянно что-то скролить, искать. Ежемесячно анализируйте страницы своего сайта, это поможет лучше узнать свою аудиторию, понять, что ей нравится, что цепляет.
Общайтесь со своей аудиторией во всех возможных каналах
Важно научиться коммуницировать с аудиторией на разных платформах. Это необходимый навык предпринимателя. Постоянно анализируйте новые соцсети, их возможности. Создавайте подкасты. По прогнозам, к 2024 году будет более 5,5 млн слушателей подкастов. Даже у принца Гарри и Меган Маркл есть собственный подкаст. Тренд в том, что сегодня музыкальный контент обеднел и аудитория не хочет тратить время просто на прослушивание песен, а стремится проводить его с пользой для себя – образование, какие-то инсайты, терапевтический контент.
Другой интересный инструмент – это создание комьюнити, где вы можете проводить нетворкинги и объединять людей. Сегодня это может быть всего пять человек, завтра – уже 100.
Если вам сложно писать тексты, вы можете найти себя в видеопродвижении продукта.
Как правильно построить свое позиционирование
Все зависит от идеи и ваших амбиций. Если вы хотите быть лидером, лучшим на рынке, вы будете для этого делать все возможное, постоянно анализировать, что есть вокруг, вычленять самое лучшее и эти ценности внедрять в свой магазин. Концепция позиционирования строится из ценностей, которые вы хотите донести до аудитории.
Полная версия бизнес-лекции доступна на YouTube.
Зрение, мое зрение. Сначала решил, что Катя лежит
Открыть стартап это еще одно дело,а вот удержать и развивать это скорее самое трудное