Финансовая грамотность в бизнесе: Как найти идею и как ее не испортить

Российская статистика говорит о короткой жизни предпринимателя – более 80% стартапов закрывается в первый год работы. Связано ли это с изначально неправильно выбранной идеей или ошибками в ее реализации разбираемся с экспертами – руководителем кластера малого бизнеса МТС Банка Надеждой Панчуриной и CEO коммуникационного агентства Influence You Катериной Минкевич.

Важно найти идею, но не влюбиться в нее

Пробовать, создавать новое дело и закрывать его, если не пошло – это нормальный путь развития любого предпринимателя. Если искать, рано или поздно появится идея, которая, возможно, станет делом всей жизни. Очень важно найти эту идею, и важно не влюбиться в эту идею, а анализировать то, что вы делаете.

Так занимайтесь же тем, что помогает вам жить. Следуйте своим привязанностям, увлечениям и порывам. Доверяйте им. Создавайте то, от чего у вас в сердце происходит переворот.

Элизабет Гилберт «Большое волшебство. Творчество без страха»

Откуда возникают идеи?

Идеи бывают двух типов. Первый – идея-мечта. Она звучит примерно так: «Я хочу строить отели, потому что мне это просто нравится». Второй – вы видите определенную проблему и предлагаете ее решение.

Что ж, вполне вероятно, что кто-то уже сделал это. За что ни возьмись, большая часть уже сделана, но ведь это еще не было сделано вами.

Элизабет Гилберт «Большое волшебство. Творчество без страха»

Очень полезно собирать все идеи. Важно понимать, что скорее всего первая ваша идея не является идеальной, ее постоянно придется докручивать, и, возможно, в итоге у вас получится совершенно другое. С точки зрения работы с гипотезами, только одна из десяти идей «залетает».

Кейс:

Девушка открыла ногтевую студию и мечтала, что у нее будет несколько салонов, но исключительно ногтевых. Но с развитием бизнеса она поняла, что не может покрыть все потребности своих клиентов. И тогда она наняла бровиста и визажиста. Ей довольно тяжело было уйти в сторону от своей мечты, но она это сделала. И сейчас у нее несколько комплексных студий, а доход гораздо превышает изначальные ожидания.

Не нужно тратить усилия на поиск одной идеальной идеи. Лучше выписать все, что есть, и дальше отсеивать, чтобы найти среди них ту, которая взлетит.

Надежда Панчурина
Руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка

Чтобы идея выстрелила, нужен очень глубокий фокус – не один месяц и не два. Аудитория должна раскачаться. Нужно как минимум шесть месяцев, чтобы раскачать новый продукт и подготовить аудиторию. И чем глобальнее идея, тем больше времени нужно, чтобы она стала трендом, чтобы о ней начали говорить, искать ее в поисковиках.

Катерина Минкевич
CEO коммуникационного агентства Influence You

Почему идеи не срабатывают?

Во-первых, идея может быть провальной, потому что мы не так ее развиваем, она просто не нужна рынку.

Вторым и наиболее распространенным фактором является недостаточная финансовая грамотность предпринимателя. Этот навык нужно развивать. Перед тем, как запустить идею, нужно все посчитать. Рекомендуется еще 20% учесть на непредвиденные расходы. Есть понятие юнит-экономики. Это то, сколько денег вы заложили на создание одной единицы продукта и какую прибыль он принесет. Многие забывают о постоянных расходах и не закладывают их в стоимость продукта. Это аренда помещения, личный помощник, офисная бумага, наконец, – все это стоит денег. Эти расходы важно не просто посчитать, но и отслеживать, постоянно актуализировать. Потом будет интересно сравнить то, что было на старте и что получилось в итоге. Как правило, эти модели никогда не совпадают. Всегда держать руку на пульсе – полезный совет по финграмотности не только для бизнеса, но и для личного бюджета.

И третий случай. Вы придумали идеальный продукт. Все просчитали. А идея не сработала. Что не так? Вы не продумали, как свой продукт упаковать, как его продавать, как достучаться до своего сегмента.

Так что не теряйте куража в тот самый момент, как дело перестает быть легким или приносить удовлетворение. Потому в этот момент – что? В этот момент начинается самое интересное.

Элизабет Гилберт «Большое волшебство. Творчество без страха»

У идеи обязательно должен быть сайт. Это ваша визитная карточка. Люди, которые приходят на вашу страницу должны в полной мере ощутить серьезность вашей идеи. Наполняйте ваш сайт полезностями, чтобы пользователи проводили там больше времени и хотели вернуться. Сейчас тренд у молодежи – им нравится проваливаться в «кроличью нору», постоянно что-то скролить, искать. Ежемесячно анализируйте страницы своего сайта, это поможет лучше узнать свою аудиторию, понять, что ей нравится, что цепляет.

Общайтесь со своей аудиторией во всех возможных каналах

Важно научиться коммуницировать с аудиторией на разных платформах. Это необходимый навык предпринимателя. Постоянно анализируйте новые соцсети, их возможности. Создавайте подкасты. По прогнозам, к 2024 году будет более 5,5 млн слушателей подкастов. Даже у принца Гарри и Меган Маркл есть собственный подкаст. Тренд в том, что сегодня музыкальный контент обеднел и аудитория не хочет тратить время просто на прослушивание песен, а стремится проводить его с пользой для себя – образование, какие-то инсайты, терапевтический контент.

Другой интересный инструмент – это создание комьюнити, где вы можете проводить нетворкинги и объединять людей. Сегодня это может быть всего пять человек, завтра – уже 100.

Если вам сложно писать тексты, вы можете найти себя в видеопродвижении продукта.

Если вы хотите продвигать себя или продукт, важно научиться использовать новые инструменты. Появилось что-то интересное – не поленитесь, скачайте и создайте контент, попробуйте все фичи платформы. Только спустя один-два месяца вы сможете сделать выводы

Катерина Минкевич
CEO коммуникационного агентства Influence You

Как правильно построить свое позиционирование

Все зависит от идеи и ваших амбиций. Если вы хотите быть лидером, лучшим на рынке, вы будете для этого делать все возможное, постоянно анализировать, что есть вокруг, вычленять самое лучшее и эти ценности внедрять в свой магазин. Концепция позиционирования строится из ценностей, которые вы хотите донести до аудитории.

Важно не только создать концепцию, но и уметь отстраиваться: почему вы особенные, какую ценность имеет ваш продукт. Просто открыть новый магазин – это не идея. Продается то, что дает новый опыт, новые знания.

Надежда Панчурина
Руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка

Полная версия бизнес-лекции доступна на YouTube.

0
2 комментария
Макс Мартин

Зрение, мое зрение. Сначала решил, что Катя лежит

Ответить
Развернуть ветку
Terri Brown

Открыть стартап это еще одно дело,а вот удержать и развивать это скорее самое трудное

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда