Оффтоп Andrey Zagoruiko
10 205

Стартап Aviasales.ru и их советы путешественникам

Сегодня у нас стартап Aviasales, который, согласно Википедии, является - "первым российским метапоисковиком авиабилетов, работающий в Рунете с начала 2009 года". Нас заинтересовал не столько сам Avisales, про который уже много где написано, сколько их мобильное приложение.

Собственно, с Иваном Козловым, человеком, который разрабатывал мобильное приложение для Aviasales, мы и пообщались. Надеюсь, не зря!


Саша Пеганов: Иван, вы, по словам Макса Крайнова, который на вас вывел, глава мобильной разработки Aviasales. Я для покупки авиабилетом пользуюсь сервисом (иногда - приложением) AWAD или Евитерра (у этих приложения нет), а что может вообще заставить стартапера, который регулярно летает в Нью-Йорк, пользоваться мета-аггрегатором вроде вашего, а не отдельными аггрегаторами типа AWAD/Евитерра? (я надеюсь я не очень туплю в терминологии?)

Иван Козлов: Да, Максим прав. С терминологией всё нормально. Мы — метапоиск, АВАД — OTA (online ticket agency).

Почему выгодней пользоваться Aviasales? Всё просто. Наш бизнес — это не продажа авиабилетов, а их поиск. И это как раз то, что мы делаем отлично. Мы ищем билеты в 35 разных онлайн-агентствах (в т.ч. в AWAD и Эвитерре) и 728 авиакомпаниях. Это позволяет нам максимально расширить поиск, и следовательно, найти более выгодные предложения для пользователей. Да, иногда самым выгодным предложением будет действительно билет от AWAD, но в остальных случаях на первое место выйдут его конкуренты. Кроме того, каких-то билетов в отдельно взятом агентстве может вообще не быть, и пользователь об этом может даже не подозревать.

Важно также то, что пользователь вообще ничего не теряет от того, что использует наш поиск. Мы не делаем наценки на билеты, не собираем его личные данные.

СП: "Вообще ничего не теряет!" Лол, это почти как Аллен Карр, который легко бросил курить в 2006 году. То есть, если у вас в базе все более-менее известные онлайн-агентства по продаже билетов, то есть практически 100% гарантия того, что цена билета, найденная через ваш сервис будет минимальной? И если вы не делаете наценки, как вы зарабатываете? Генерируете лиды для агентств и берете с них комиссию?

ИК: Да, мы сотрудничаем со всеми известными онлайн-агентствами, поэтому гарантия, действительно, практически 100%. В общем случае агентства делятся с нами прибылью с каждого проданного пришедшему от нас пользователю билета.

Кстати, мы работаем не только с агентствами, но и с некоторыми авиакомпаниями (регулярные рейсы + чартеры), активно подключаем лоукосты.



СП: Меня очень расстроило то, что нужно заводить регистрацию на сайте, который предлагает подходящую (минимальную) цену. Далеко не все агентства адаптированы под мой айфон, и вводить паспортные детали очень неудобно. У того же AWAD ты заводишь аккаунт и потом можешь спокойно покупать билеты не вводя все по-новой.  Да и система накопления каких-то баллов есть. Плюс, не знаю, как для других, но для меня покупка билетов это довольно редкое занятие, и я могу это делать с ноутбука. Что вы думаете по этому поводу? Какой процент отказов людей, которые видят на экране айфона сто полей для ввода, пугаются и закрывают приложение?

ИК: Регистрацию требуют не все, но многие. И это понятно. Агентства хотят привязать пользователя к себе всеми возможными способами.

Адаптация под мобильные устройства — это настоящий бич. Нам приходится некоторые агентства даже отключать именно от айфон-версии приложения, т.к. на их сайте с iPhone всё равно ничего купить просто не получится. С течением времени ситуация улучшается, но, прямо скажем, темпы не самые быстрые. Хотя уже сейчас у нас есть агентства, у которых есть свой мобильный интерфейс.

Мобильные устройства всё больше интегрируются в нашу жизнь. Ещё пару лет назад покупка билета с телефона — это реально странный кейс. Сейчас же это, если не норма, то уже и не что-то удивительное. Зачем садиться за ноутбук, если то же самое можно быстро сделать с iPhone или iPad прямо на ходу?

Уверен, что с течением времени мобильные приложения будут откусывать всё больший кусок от веба.

Теперь про людей, которые пугаются большого количества полей.

Точное количество отказов по этой причине мы не знаем. Хотя в будущем мы будем собирать и такую статистику. Могу сказать, что соотношение "переход по ссылке - покупка" в приложении примерно такой же, как и на сайте (на iPad повыше, на iPhone пониже).
Как верно было замечено, при покупке билета так или иначе необходимо вводить свои паспортные данные. А если ты летишь не один, а компанией или с женой и детьми, это превращается в сущий ад. Особенно на айфоне. Сейчас мы готовим инструмент, который позволит данный процесс до определенной степени автоматизировать. Как говорится, stay tuned.

СП:  Можете похвастаться какими-то показателями - сколько к вам людей ходит, сколько билетов покупают, какой оборот, маржа?

ИК:  Месячная посещаемость aviasales.ru порядка 2 миллионов пользователей (прим. редактора: мы проверяли, примерно правда), которые делают около 6 миллионов поисковых запросов. За один лишь июль 2012 года продано услуг более чем на 650 миллионов рублей, это порядка 60 000 авиабилетов и десятки тысяч ночей в отелях. К сожалению, форма нашей работы с поставщиками отелей не позволят сделать более точную оценку. Данные по нашим доходам и прибылям мы не разглашаем, могу лишь сказать, что компания прибыльна, и наши доходы растут более чем на 300% в год.

СП: Есть ли у вас приложения для Андроида? Собираетесь делать? Или Андроид для нищих?

ИК:  Android для нищих? Нет-нет, мы так не считаем. Аудитория Apple действительно расстаётся с деньгами охотнее, но это не значит, что Android не достоин внимания. Приложение для него выйдет в октябре. Сейчас мы уже прилизываем его, готовимся к запуску.


СП: У вас в приложении в разделе "О компании" написано, что приложение разработано компанией Clever Pumpkin. Вы, получается, отдали его на аутсорс?

ИК: Да, именно, история следующая.

На момент, когда появилось желание выйти на мобильный рынок, не было четкого понимания, можно ли там прямо сейчас зарабатывать нормальные деньги. А создавать свою команду — это долгий, сложный и достаточно дорогой процесс. Риск был велик. Поэтому было принято решение отдать разработку на аутсорс.

В качестве подрядчика была выбрана компания CleverPumpkin (я её соучредителем и руководителем и являлся). Мы (CleverPumpkin) сами предложили Aviasales разработку. Т.е. их желание выйти на мобильный рынок и наше предложение по времени совпали. Все условия достаточно быстро утвердили и приступили к работе.

Результат всем понравился. Процесс работы не вызывал нареканий. Поэтому, мы (CP) получили интересное предложение — стать частью команды Aviasales. Переговоры прошли достаточно быстро, и вот мы уже часть команды Aviasales (вся команда CleverPumpkin).
Компания CleverPumpkin продолжает работу, но уже с другой командой и в другом составе.

СП: У вас наверняка есть какие-то хитрости, вроде дней, на которые лучше брать вылет/прилет, наличие/отсутствие пересадок и тд. Можете поделиться парой таких секретов для тех, кто регулярно летает?

ИК: Правил не особо много и мы везде о них пишем. Покупайте билеты заранее, за 2-3 месяца до поездки. Вылеты в среду и четверг, обычно, дешевле. Если оставаться в пункте назначения ночь с субботы на воскресенье, билеты, как правило, будут дешевле. Если хотите сэкономить, не выбирайте для путешествия праздничные дни. Проверяйте цены на соседние даты, для этого и на сайте и в приложении у нас есть календарь цен. Гибкость в датах может помочь вам сэкономить до 50% стоимости. Для частых летунов есть программы лояльности, если внимательно разобраться с их правилами и следить за акциями, можно летать бесплатно... иногда.

 



 

СП: Недавно в России был бум тревел-стартапов (Островок, Октого и тд). Теперь, судя по разговорам, многие делают education-стартапы, е-коммерс какой-то, что-то еще. Вам изнутри тревел-индустрии как видится - есть ли еще какой-то потенциал в туризме для новых стартапов? Или начинающим предпринимателям в тревел уже лучше ен лезть?

ИК: Сейчас ниша бронирования билетов и отелей довольно хорошо заполнена, конкуренция очень жесткая, достаточно посмотреть на ставки в контекстной рекламе. Лезть туда без серьезной экспертизы и больших денег я бы не советовал. Однако в рунете слабо представлены, или вообще не представлены околотуристические сервисы. Нет ни одного рекомендательного сервиса, планировщики поездок, те что я видел, выглядят и работают довольно странно. Где можно найти информацию о стране от тех, кто там был? Не от гриль-туристов, а от самостоятельных путешественников? Кроме форума Винского больше и потйти некуда, а там на 50% вопросов ответ "Пользуйся поиском, идиот!".

СП: Недавно прочитал, что Мильнер вложился в некий западный GetGoing - а кто ваши инвесторы? Читал что вы запустили компанию практически без инвестиций  и в Таиланде - это как?

ИК: То, что вы читали, правда. Aviasales владеет Константин Калинов (её основатель) и топ-менеджмент компании. Инвесторы пока не привлекались.

Такое возможно, почему нет? Отсутствие внешнего толстого инвестора, на мой взгляд, дисциплинирует, заставляет внимательно считать деньги и максимально эффективно распределять ресурсы. Немало компаний, в которые были привлечены средства крупных инвесторов, сейчас чувствуют себя не очень уверенно, потому что расходы уже раздуты, а доходы ещё не выросли до необходимого уровня.

Ну, и две поправки:

  • компанию стартовали в Санкт-Петербурге. А уже потом, на определенном этапе развития, вся команда переехала в Таиланд.

  • сейчас конкуренция на рынке существенно усилилась, поэтому стартовать аналогичный проект без инвестиций уже, на мой взгляд, не получится



СП: Часто вижу оффлайн-офисы конкретных авиакомпаний. Для чего они нужны? Покупать там билеты дешевле? Или единственная их цель - продавать билеты тем у кого нет интернета?

ИК: Оффлайн-офисы рассчитаны на тех, кто не может или не хочет покупать билеты онлайн (а таких пока достаточно много), на спонтанные покупки (стойки в аэропортах), на корпоративных клиентов. По большому счёту, это всё.

Нет ни одной причины, по которой билеты в кассе покупать выгодней, чем онлайн. Большинство компаний, конечно, всячески поощряет покупку билетов онлайн. Например, у некоторых из них есть спецтарифы именно для покупки в интернете. Оно и понятно, содержать офис, штат дорого, а интернет решает эти же задачи гораздо более эффективно.

СП: Кто ваш главный конкурент в России? 

ИК: Конкурентов, на самом деле, очень много. На российском рынке нашим основным конкурентом является Skyscanner. Недавно на российский рынок вышел Kayak, но пока он относительно слаб. Нельзя забывать и про крупных OTA. С ними вообще ситуация забавная. С одной стороны, они наши партнеры, т.е. наш успех — их успех, с другой стороны, им, конечно, интересней и выгодней работать с пользователем напрямую без нашего участия, поэтому они всеми силами пытаются оставить пользователя у себя, т.е. конкурируют с нами.

Кроме того, как и почти в любом b2c-бизнесе, у нас много "косвенных" конкурентов, сражающихся за кошелек пользователя.

СП: Традиционный вопрос - на какой машине ездите? 

У меня личного автомобиля на данный момент нет.

CП: Спасибо за интересные ответы. Надеюсь, скоро сможете купить себе машину. Успехов! 

#aviasales #иван_козлов #макс_крайнов #mobile_app

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u043a\u0441_\u043a\u0440\u0430\u0439\u043d\u043e\u0432","\u0438\u0432\u0430\u043d_\u043a\u043e\u0437\u043b\u043e\u0432","mobile_app","aviasales"], "comments": 0, "likes": 19, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 771, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Oct 2012 12:59:58 +0400" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления