Скандальная правда о Чарли Шине (как My Duck's Vision утку запускали)

Любопытным кейсом поделились выдумщики из небезызвестной студии My Duck's Vision, ответственной за вирусняки серии "Скандальная правда о...". Текст далее - отсюда.

 ***


История о том, Как My Duck's Vision отправляли Чарли Шина на Селигер 2011.



 

Помните историю летом 2011 года, когда все СМИ вокруг заговорили о том, что тигр пьянства и дебоша Чарли Шин приедет на Селигер? Многие медийные персонажи изошлись остротами и сарказмом по этому поводу, социальные сети буквально взорвались. Эта история стала следствием научного эксперимента студии My Duck's Vision. Эксперимент носил исследовательский характер, мы хотели выяснить базовые механизмы работы медиа и способы воздействия на них. Самостоятельно сделать эффектную, мощную утку. В этом эксперименте нам очень помог подход к работе большинства российских журналистов. Единственными, кто по настоящему усомнился в истинности истории про Чарли Шина, приезжающего на Селигер, оказались журналисты информационного агентства AFP (L'Agence France-Presse) и "кремлевской помойки" LifeNews. Только они дотошно и разными путями перепроверяли достоверность поступившей информации (это одна из основных обязанностей журналиста), а затем опубликовали очень осторожные заметки.

Технология создания и результаты этого кейса будут наверняка интересны многим маркетологам, пиарщикам и журналистам. Итак, клиентом студии в то время была фитнес-смена Селигера "Беги за мной". Нас часто обвиняли в том, что работать с деятелями Селигера - плохо, но мы профессионалы, поэтому любой заказчик для нас - это просто клиент, его бэкграунд и сложившийся пиар-образ нас мало интересуют. Неважно, одиозная ли это проправительственная организация или известный на весь мир спортивный бренд, модные кроссовки которому по 20 часов в день за гроши шьют несовершеннолетние азиаты. Если, например, к нам обратятся саентологи или партизаны-людоеды Конго - мы точно так же будем воспринимать их за обычных клиентов.



Для "Беги за мной" мы сделали ролик "Скандальная правда о проекте McDonalds", а в качестве экспериментального бонуса устроили пиар-историю с Чарли Шином (никто даже и не предполагал, что ее ждет такой успех).

Для начала на скорую руку создали видео, которое представляло собой имитацию новостного сюжета CNN. В этой имитации говорилось, что Чарли Шин продолжит свой тур "My Violent Torpedo of Truth/Defeat is Not an Option" в Европе и посетит Москву, где примет участие в фитнес-проекте "Беги за мной" в рамках молодежного форума Селигер. Качество видеоролика мы намеренно заметно ухудшили, чтобы казалось, будто кто-то сграбил видео в цифровой формат с TV-потока.

Почему именно Чарли Шин? Потому что эта тема была откровенно бредовой. "Уволенный с телевидения за пьянство и наркоманию актер Чарли Шин приедет проводить на Селигере семинар, посвященный здоровому образу жизни". Чарли Шин и Селигер: двух настолько несовместимых и разных по восприятию брендов попросту нельзя было придумать. Тема была предельно абсурдной, поэтому могла показаться журналистам правдой. Кроме того, Чарли Шин в то время был актуальным медийным персонажем: его только что со скандалом выгнали из сериала "Два с половиной человека", миллионы подписчиков в твиттере, winning, туры по всему миру и тигриная кровь.

Зарегистрировав домен zamnoi.org, мы подняли на нем сайт, который визуально казался копией оригинального сайта проекта. Естественно, оригинальных программных скриптов на сайте-копии не было и для того, чтобы определить фальшивку, вдумчивому посетителю достаточно бы было одного-двух кликов. Но вдумчивых посетителей в итоге не оказалось. На сайте-копии мы повесили новость о том, что Чарли Шин приезжает на Селигер, проиллюстрировав ее видеоимитацией сюжета CNN.

Утка была готова, оставалось пустить её плавать в пруд к СМИ, чтобы посмотреть на эффект. Если честно, в тот момент мы серьезно сомневались в результате - фальшивка казалась нам примитивной, очевидной и легко разоблачаемой. Во-первых, можно было вбить в любой поисковик "беги за мной" и тут же обнаружить оригинальный сайт проекта, URL которого заметно отличался от URL сайта-копии. Во-вторых, в своем твиттере Чарли Шин всегда анонсирует свои поездки и туры. Достаточно было бы задать ему там вопрос и получить ответ "Русские, вы там что, совсем уже свихнулись от водки в своей холодной стране?". Не говоря уж о том, что мог найтись фанатик конспиролог, который пробил бы домен сайта-копии по WHOIS и обнаружил бы, что его зарегистрировали всего день назад. Такие люди есть, мы не раз видели как они пробивают адреса наших работ, чтобы выяснить заказчика и делятся результатами в соцсетях. В конце-концов, на новость могло натолкнуться мировое информагентство, тут же естественно запросить комментарий у Шина или его агента и сорвать всю затею. Способов разоблачения утки было очень много. Мы сомневались в успехе, но все же решили, что эксперимент есть эксперимент и любые его результаты будут интересны.

Мы составили список доменов основных российских СМИ, а затем по ним прошелся паук, который собрал почтовые адреса журналистов и редакторов, находившиеся в открытом доступе. Вычистив из базы мусор, мы распространили по ней пресс-релиз о приезде Чарли Шина на Селигер, в тексте которого была ссылка на эту новость на сайте-копии и ссылка на "видеосюжет CNN". Руководителя пресс-службы проекта мы назвали "Борисом Мещерским" (в роли Бориса выступал один из экспертов по пранку My Duck's Vision) и указали в пресс-релизе номер его мобильного телефона, чтобы журналисты могли получить у него дополнительные комментарии по теме. Сам текст пресс-релиза не сохранился к сегодняшнего дню, помним лишь, что вставили туда якобы цитату Чарли Шина: "Эти русские ребята бегают вместе и правильно питаются, чтобы быть здоровыми. Почему бы и мне не начать. Да, ты мог проспать 40 лет подряд, но это не мешает тебе проснуться!".

Пресс-релиз ушел и уже через несколько минут на мобильный "Борису Мещерскому" принялись звонить журналисты, требуя подтверждения новости и выясняя подробности. В основном все безоговорочно верили утке. Самыми дотошными и недоверчивыми оказались журналисты France-Presse и LifeNews. Во время общения с France-Presse "Борис" чуть было не похоронил весь утиный проект, потому что забыл свою фамилию, которую у него неожиданно спросила журналистка. LifeNews же помимо звонка изучили сайт телеканала CNN и не обнаружив там сюжет о Чарли Шине, упомянули об этом факте в своей заметке.

Если журналисты первых нескольких изданий еще утруждали себя звонками "Борису Мещерскому", то остальные, увидев пару публикаций в серьезных СМИ, даже не пытались ничего перепроверять, а просто переписывали заметку своими словами и поскорее публиковали, чтобы успеть погреться на актуальной и интересной теме. Медийная волна уже набрала достаточную силу и продолжила стремительно распространяться, даже когда мы убрали из Сети нашу утку. Волна была очень сильной в течение двух дней, а затем затухала в течение недели. Всего по этой теме вышло около сотни публикаций в электронных и печатных СМИ (в том числе "Лента.ру", которая имеет в Рунете славу разоблачателя фейков, - прим.ред.), было и несколько телеэфиров - в частности, на телеканалах "Россия", "Дождь", "MTV"...

Через час-два после первых публикаций начала разворачиваться и массовая истерика в твиттере. Сомнений в достоверности новости не было практически ни у кого, только уважаемый Захар Май выразил желание посмотреть скан пресс-релиза. Все остальные, от Тутты Ларсен до солиднейших медиамагнатов, в основном веселились и шутили о том, что тигр Чарли покажет НАШИстам их место и о том, что если Тверские власти обеспечат на Селигере безалкогольную зону, как и планировали, то Чарли Шин не приедет никогда.

После появления официальной информации о том, что новость про Чарли Шина - утка, лишь несколько изданий опубликовали опровержения. В дальнейшем, уже опираясь на полученный опыт, мы наблюдали за медиа и видели, как многими используется похожая технология вброса неверной информации (десятки-сотни публикаций) с последующим опровержением (5-6 публикаций). Поэтому поражаясь какой-либо новой скандальной теме в СМИ, за которой с улюлюканьем несутся топовые блогеры, всегда помните, что в мире полно самых разных групп влияния, пытающихся манипулировать общественным мнением с помощью медиа. Журналисты часто работают в цейтноте и тщательной перепроверкой информации занимаются лишь мировые информагентства, деловые СМИ и некоторые таблоиды. Да и без всяких внешних манипуляций в СМИ хватает кристальной правды. Вы никогда не увидите заголовка "Горожане заметили летящего упитанного мужчину с моторчиком". Скорее это будет "В небе над Стокгольмом обнаружен спутник-шпион".



Прим.ред.: В погоне за сенсациями современная журналистика зачастую пренебрегает проверкой фактов - это общеизвестно. Коллеги из The Twi Journal писали о том, как один журналист-тролль устроил маленькую панику в Твиттере, и о симпатичных фейлах вполне приличных новостных изданий. Trust no one, господа.