Офтоп
Andrey Zagoruiko

Дневник.ру - всероссийская образовательная соцсеть

Недавно за чашкой изысканного латте в Кофемании я встречался с Лилианой Пертенавой из компании Дневник.ру и расспросил у нее про планы компании на будущее и о том, как они собираются бороться с конкурентами и захватывать рынок отечественного документооборота в школах.

Поводом для встречи послужил анонимный слив про статью в журнале "Народное образование", в которой автор выдвинул ряд обвинений про Дневник.ру - можете ознакомиться перед чтением, если интересно.

Саша Пеганов: Лилиана, привет. Ты – директор по маркетингу Дневник.ру. Ты работаешь из Санкт-Петербурга? У вас вроде бы там главный офис. 

Лилиана Пертенава: Привет! Точнее сказать, моя должность называется «директор по маркетинговому развитию и коммуникациям». Как активный пользователь интернета скажу, что благодаря всемирной паутине стираются границы и расстояния. Но фактически приходится раз в неделю или в две ездить в Столицу для всяких важных дел.

Когда у вашего директора Гавриила Леви появилась идея создать Дневник.ру? Вообще, какой у него бэкграунд? Кто он и откуда?

Наш CEO родился и вырос в Питере, закончил международную школу при Герценовском Университете, поступил в СПбГУ и отучился там 2 года, затем прошел конкурсный отбор среди нескольких тысяч студентов и перевелся в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Участвовал в создании одной из крупнейших онлайн брокерских фирм в мире -- Capital Market Services, где отвечал за разработку всей линейки технологических продуктов компании.

Вернувшись в Россию, в 2009 году Гавриил запустил Дневник.ру - проект, который по задумке должен был произвести революцию в сфере образования. Гавриил придумал единую электронную платформу для учителей, учеников и родителей с функцией соцсети, документооборота и элементами дистанционного обучения за 6 лет до фактического запуска сервиса, в 2003 году, вдохновившись идеей Facebook и системой электронного документооборота Колумбийского Университета.

 

[caption id="" align="aligncenter" width="262"] Гавриил Леви, СЕО Дневник.ру[/caption]

Поделись какими-то цифрами – я видел, что в вашей презентации указано 4 миллиона пользователей. Насколько это актуально сейчас?

Сегодня Дневник.ру охватывает более 24 тысяч образовательных учреждений (прирост по сравнению с 2010 годом – 400%) и более 5 миллионов  пользователей из 83 регионов РФ, около 10 тысяч школ и 1 миллион пользователей в Украине. Рост продолжается: каждую неделю к Единой образовательной сети присоединяются более 150 новых школ.

Я читал, что вы получили уже 6.7 млн долларов инвестиций. Планируете еще делать раунд?

Мы планируем активно развивать ресурс и направить усилия для экспансии на международный рынок. Дневник.ру, помимо России, работает в Украине, Израиле и Венгрии, готовится к запуску в Китае и США. Про раунды скажу так: все возможно.

Откуда у вас самые первые деньги взялись? Все-таки довольно объемный сервис и сделать его на лишние деньги  Гавриила Леви было наверняка довольно сложно?

Сервис имел два глобальных этапа в своем развитии, сама идея у СЕО и соучредителя компании Гавриила Леви появилась в 2003 году.  Стартовый капитал основатель Дневник.ру собирал с миру по нитке. Как говорит сам Гавриил, ему помогали все кто мог: и родственники, и друзья и партнеры. Значительную часть инвестиций составили собственные сбережения Гавриила.

Идея объединения электронного документооборота в школах с возможностью общения, социального взаимодействия оказалась перспективной, и второй этап развития проекта начался в 2009. Затем уже удалось привлечь инвесторов: Prostor capital и, позже, Runa capital.

С миру по нитке ок. Не хочешь рассказывать - так и скажи. Тогда, кстати, еще не было ВКонтакте, т.е. он все это придумал, не имея перед глазами ничего?

Гавриил имел перед глазами Фейсбук, так как учился на тот момент в Колумбийском университете, куда перевелся из СПбГУ. Фактически, получается, что Гавриил был в числе первых сотен тысяч пользователей творения Цукерберга. К тому же, ВУЗах США уже тогда была хорошая система электронного документооборота. Это очень удобно.

У вас проблема в том, что нельзя завести аккаунт, нужен инвайт.

Так как система является закрытой и школьной, сама школа выдает аккаунты детям, родителям детей и учителям с помощью администратора в школе, которым часто является учитель информатики или завуч.

Ну правильно, я не могу завести аккаунт. Для написания статьи журналист не сможет получить доступ внутрь?

Для написания статьи, журналисту лучше сначала связаться со мной. На сайте Дневник.ру есть раздел «О проекте», в котором можно посмотреть, что внутри и ознакомиться с описанием функционала. Также недавно мы завели блог на Хабрахабр, в котором описываем разные аспекты работы в системе.

То, что человек, не имеющий отношения к школе не может просто так зайти внутрь системы, связано со спецификой самой сферы использования сервиса – это школа. Но иногда, в случае партнеров или журналистов, мы даем возможность промо доступа, с минимумом прав, чтобы ознакомиться основными принципами системы. Но конечно зарегистрироваться человек с улицы не может, только через свою школу.

 



Статья в журнале этом, там обвиняют Дневник.ру в том, что вы заявляете, что сервис является полностью бесплатным, т.е. у вас это даже написано на сайте большими буквами, причем слово «бесплатно» подчеркнуто, я сам видел. Но, по факту, для нормальной работы сервиса, т.е. информирования по смс и за другие услуги нужно платить деньги. Деньги платят, как правило, не школы, а родители. Есть два варианта: либо школа покупает лицензию расширенную платную и все дополнительные услуги для родителей бесплатны, либо школа получает это все бесплатно и потом уже родители отчисляют вам проценты, такая схема, насколько я понял.

Не совсем так. Базовый функционал, который необходимо предоставлять по требованию министерства образования и науки РФ, является бесплатным и всегда доступным для пользователей в веб-интерфейсе. Я хочу отдельно перечислить, какие сервисы являются бесплатными и к чему пользователь получает доступ.

У нас бесплатным сервисом является электронный журнал, с оценками, электронный дневник, сайт образовательного учреждения, школы, электронная школьная газета, электронное портфолио ученика, которое он делает, сетевые сообщества, личные страницы и блог, почта, онлайн-информирование родителей об успеваемости ребенка на сайте Дневник.ру. Также урочное планирование, которое учителя обычно используют на сайте, отчетность для органов управления образования, которое формирует школа, доступ к конструктору тестов.

Мы предоставляем полный набор услуг бесплатно, включая полную круглосуточную техподддержку пользователей. Соответственно, эти сервисы позволяют абсолютно полноценно пользоваться ресурсами. Действительно, Дневник.ру является не только фримиум, но и SAAS сервисом, поэтому есть дополнительные опции и в данном случае мы открыто заявляем за счет чего мы хотим монетизироваться. Например, родители могут решить, как они хотят узнавать об успехах своего ребенка: через сайт Дневник.ру или подписавшись на настраиваемые СМС-уведомления.

И уже смс – это платная услуга. Это то, к чему ребята из журнала придрались. Т.е. они написали о том, что они посчитали, что оповещение по смс является базовым требованием минобразования и поэтом вы его нарушаете.

Нет, в базовый сервис входят все функции, которые соответствуют требованиям минобразования, набор функционала я перечислила выше. Дополнительные сервисы устанавливаются по желанию родителей, при этом, пользователи могут бесплатно знакомиться со всей информацией и в личном кабинете на сайте.

Есть еще другой потенциальный источник доходов, который является для нас, как нам кажется, наиболее перспективным и тем, на который мы делаем основную ставку – это образовательный контент, образовательные приложения. Если кто-то пользуется AppStore, то вы представляете, что такое приложения.

Ну да, примерно понимаю о чем речь...

Мы хотим создать в России рынок образовательных приложений, и сделать проект, который будет интегрирован в Дневник.ру с качественными образовательными приложениями.



 

Следующий ворос - про обработку данных. Тема немножко скользкая, потому что касается дело детей. Одно дело, если бы были взрослые, а тут дети, образование и анализ, и передача, вернее, не передача, а, как минимум, использование этих данных для рекламы. Вы можете таргетировать рекламу, баннер, т.е. показывать двоечникам один баннер, отличникам другой и так далее. В статье вас обвиняют в том, что вы используете личные данные пользователей для того, чтобы таргетировать внешнюю рекламу. Понятно, что когда это делает Фейсбук – всем по большому счету плевать, но тут же дети.

“Таким образом, использование персональных данных в рекламных целях, которое осуществляется ООО «Дневник.ру», нарушает законодательство о защите персональных данных (за которое, впрочем, в случае проверки придётся отвечать школам)”

Поскольку сервис бесплатный для учеников и родителей, то «Дневник.ру» размещает на своем ресурсе целевую рекламу, применяя принцип выборки. Таким же образом Google и Яндекс используют поисковые запросы людей, чтобы предлагать им рекламу по выбранным ими же самими темам. Однако при этом персональные данные не разглашаются, а остаются в системе, причем в зашифрованном виде. Доступ к ним имеет только владелец ресурса. Рекламодатель получает лишь статистику: сколько посещений, пользователей, какого возраста.

У Дневник.ру есть государственные сертификаты и лицензии, которые подтверждают безопасность ресурса.

Вопрос о передаче данных, там пишут про некое трансграничное хранение. Правда ли, что ваш дата-центр, который вас обслуживает, центр управления находится в Таллинне, Эстония. И все данные аккумулируются в государстве, которое с Россией не очень дружит?

Странно предполагать, будто защиты данных не происходит. Шифрование информации и является адекватной защитой. А о передаче на территорию другого государства речи вообще не идет. Громкие заявления, которые касаются серьезных обвинений в нарушении закона, они должны быть либо основаны на проверенной информации, либо каким-то образом обоснованы. На самом деле, сервер «Дневник.ру» расположен в дата-центре Linxtelecom'а, в городе Санкт-Петербург.

У нас на сайте есть социальный раздел «Мифы и слухи», который мы завели чтобы сомневающиеся пользователи могли получить ответы на свои вопросы. В разделе в специальном видео, которые мы сняли в дата-центре, даже буквально показано, как хранятся эти данные.

Вопрос от меня уже: если школа подписала с вами контракт на использование системы, есть ли у конкретного ученика выбор – использовать Дневник.ру или не использовать? Или он уже обязан, его принуждают учителя к тому, чтобы он использовал Дневник.ру?

Дневник.ру система, которая удобна для пользователей, мы постоянно на связи с пользователями, учитываем пожелания и комментарии. У нас непрерывно проводится работа по совершенствованию системы, т.е. мы периодически вносим улучшения, усовершенствования, и в этом смысле нам кажется, что электронная система более удобная, чем традиционная. Большинство школьников уже вовсю сидят в интернете, умеют пользоваться компьютерами очень хорошо, зачастую лучше, чем многие взрослые. Для них электронная среда образовательная более понятна на интуитивном уровне и более интересна, чем традиционная.

Мы строим свою стратегию развития на основании данных школ, которые работают с системой, отзывах фокус-групп проекта по отмене бумажных журналов, это обоюдный процесс пользователей и системы Дневник.ру. В Дневник.ру есть также  возможности для дистанционного образования. Т.е. в этом смысле какие-то дополнительные образовательные возможности - это гораздо более удобно и интересно

 

[caption id="" align="aligncenter" width="576"] Лилиана Пертенава (фото из vk.com)[/caption]

Понятно, удобнее и интереснее, но, к счастью, мой вопрос был не об «удобнее и интереснее», а про то, есть ли у ученика выбор?

Я понимаю тему вопроса, мне просто нравится говорить о преимуществах нашего проекта. Да, если в школе заводится определенная электронная система, причем, это может быть не всегда Дневник.ру, а, например, какой-то аналог, да, вся школа пользуется этой электронной системой. Про удобство и простоту в использовании именно Дневник.ру на фоне других систем поэтому важно сказать.

Также  к 2014 году все наши сервисы будут проинтегрированы с порталом государственных услуг. Соответственно, эти данные будут так же доступны и на этом портале, где каждый гражданин России сможет получить обязательные госуслуги в электронном формате. Помимо этого, мы уже давно пропагандируем создание Единого протокола обмена данными между системами. Единый протокол нужен не только чтобы школьники, переехавшие в другой регион, не теряли свое портфолио и данные об успеваемости, но и самое главное – чтобы школы могли выбирать систему, в которой им удобнее всего работать.

Последний вопрос, это уже от меня, только что придумал. С какого класса учеников заставляют заводить себе акаунт на Дневник.ру и писать - что они там пишут? – комментарии или посты какие-то?

Заставить человека писать комментарии если он этого делать не хочет - это очень сложно, мне кажется. Да, школьники с первого класса получают свой аккаунт и доступ в Дневник.ру.

Т.е. реально парень в 6 лет уже за компьютером и пишет какие-то вещи?

Он может смотреть оценки, выполнять домашние задания, общаться в группе своего класса или по группе интересам, изучать образовательные приложения и многое другое, что касается образовательного процесса. Система в социальной части, где форумы, комментарии -  прозрачная.

У вас есть личные сообщения? Они модерируются?

Личные сообщения не модерируются. Хотя для локализации в США мы такую функцию предусматриваем. В Дневник.ру есть функция "пожаловаться", которая уведомляет классного руководителя и администраторов системе о любых нарушениях правил общения. Так как анонимных пользователей в нашей сети нет, этот фактор многих сдерживает от совершения необдуманных поступков.

А видео? Может ли школьник снять на айфон 5 видео и загрузить?

Загрузить можно, но весь такой контент модерируется и, при необходимости, чистится. К тому же, у нас есть целая база данных образовательных материалов от учителей, которые они нам присылают. Мы оцениваем присланное на предмет авторских прав, соответствия требованиям системы и сами размещаем, т.е. наш модератор размещает.

Т.е. никакого usergeneratedcontent у вас нет? Фотографии загружать?

Ну как же нет UGC? Оценки которые выставляет учитель, домашние задания которые выполняет ученик, обмен файлами и общение в социальной части – все это UGC по сути. Можно сказать, весь Дневник.ру строится на контенте наших пользователей и технологиях вокруг этого контента.

В этом плане, нам удалось создать активное и большое пользовательское коммьюнити. За предыдущий год в конкурсах и акциях приняло участие около 620 000 пользователей Дневник.ру. Вот тут можно почитать о примерах использования возможностей социального взаимодействия в образовании.

Фотографии, аудио, видео, текстовые файлы можно добавлять, но если будет что-то некорректное, то это все удаляется.

А бывает, что какого-нибудь школьника заблокировали? Он же теперь не может ходить в школу.

Нет, у нас таких случаев еще не было. К тому же, отслеживает активность своих учеников классный руководитель, он следит за тем, что происходит и он может какому-нибудь Сидорову сказать: «Сидоров, веди себя хорошо». Т.е. это уже самими пользователями зачастую регулируется.

Не секрет, что большинство учителей – это довольно преклонного возраста люди, насколько им просто влиться в процесс обучения с помощью «Дневника»? 

Проблема компьютерной грамотности, действительно, есть. Поэтому у нас хорошая служба техподдержки, колл-центр в том числе. Естественно, мы полностью помогаем пользователям и не только разобраться с проблемой, но и получить необходимые знания. Для этого проводятся вебинары, обучающие семинары с педагогическим составом. Плюс, в каждом регионе есть так называемые Институты развития образования, в которых преподаватели проводят профессиональную переподготовку. Мы сотрудничаем с такими организациями по всей России. У нас также есть группа он-лайн техподдержки в Дневник.ру, несколько сотен тысяч человек, которые могут проконсультировать друг друга или задать вопрос администратору Дневник.ру.

Ок, я понял. Спасибо за ответы! Кстати, а на какой машине ты ездишь?

Я езжу на разных машинах: от тонированной шестерки, до мерседеса. Это потому что я езжу на такси.

Понятно. Жалко. Ну ладно, спасибо за ответы, было интересно, а то что-то Дневник.ру не очень светился в стартап-тусовке. Успехов!

И тебе!
Кейс про Амазон: Почему так сложно скопировать «Голубой океан»?

«Лучше быть первым, чем потом доказывать, что вы лучше» - утверждает выдающийся маркетолог Джек Траут, автор «Маркетинговых войн» и других бестселлеров. На этом принципе во многом построена концепция «Голубых океанов».

Финалисты 6-го отбора RITA
Потратили $1 млн на клинику для профилактики здоровья зубов в Москве — и через десять месяцев закрыли проект

История о неудачном запуске монопродукта в стоматологии — его пришлось переформатировать.

Та самая клиника
Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

42 % и 20-5-3: рецепты от выгорания и что делать, если истощения на работе избежать не удалось

Привет! Меня зовут Евгения, я редактор лектория Сигнум. Расскажу, как можно предотвратить эмоциональное и умственное истощение на основе правил 42 процентов и «природной пирамиды». Поговорим также о том, что делать, если выгорание уже случилось.

«СберМегаМаркет» не возвращает деньги

Имею небольшое количество заказов на данном маркетплейсе и столкнулся с фактом, который можно расценивать как мошенничество, о котором решил предупредить других клиентов и потенциальных клиентов данной площадки. Если кому-то лень читать, то можете сразу промотать до конца данного текста - там вывод.

Сервис Boxberry по доставке посылок из США в Россию не умеет забирать посылки из почтового отделения, товар потерян?

Прочитала статью и решила воспользоваться сервисом, заказав товар на eBay.com:

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Aliexpress обманывает покупателей!Сразу после оплаты товара заказ стал автоматически подтверженным и выполенным
null