Неделя foodtech за 5 минут. Доставка продуктов с помощью дронов и роботов. Автономные локеры и диванные курьеры
Это очередной выпуск еженедельного обзора главных новостей фудтеха за прошедшую неделю. Amazon строит дарк сторы, Wallmart доставляет продукты на дронах, Tortoise представили новых роботов, а курьеры скоро смогут зарабатывать, просто сидя на диване.
Amazon oткрыл свой первый полноценный dark store
Онлайн-магазин продуктов Whole Foods находится в Бруклине (Нью Йорк) и спроектирован для максимально быстрой работы с заказами, их сбора и выдачи курьерам, поэтому работает сугубо на доставку без возможности его посещения клиентами напрямую и даже самовывоза. Этому запуску предшествовал тестовый период, который предполагал временный переход на «темную сторону» некоторых классических магазинов Whole Foods в разгар пандемии.
Whole Foods — американская сеть супермаркетов, специализирующаяся на продаже органических продуктов питания без искусственных консервантов, красителей, усилителей вкуса, подсластителей и трансжиров. Сеть насчитывает ок. 500 магазинов в Северной Америке и Великобритании. Была поглощена Amazon в 2017 году.
Wallmart анонсировал запуск доставки продуктов с помощью дронов
Программа доставки продуктов питания и товаров первой необходимости будет запущена совместно с компанией Flytrex, дроны которой уже успешно используются в этой сфере. Они могут нести вес ок. 3 кг и развивать скорость до 65 км/час при дальности полета до 10 км. А еще говорят, что летательные аппараты Flytrex максимально безопасны и имеют многоступенчатую защиту, позволяющую избегать аварийные ситуации даже в случаях остановки мотора, неисправности батареи или потери связи. Эта новость появилась через неделю после того, как Амазон объявил о получении федерального разрешения на старт своей летной программы доставки Prime Air. А другие игроки, такие как Google Wings и Deuse Drone, уже активно функционируют в некоторых регионах США.
«Наша маленькая стая уходит в небо» — тихо насвистывает себе под нос оператор доставки, отправляя очередную партию заказов одним касанием на планшете. Как думаете, насколько быстро все это станет реальностью в наших широтах?
Tortoise представил робота для доставки товаров из супрмаркетов
И это еще один способ организовать доставку продуктов питания и смежных товаров. В отличии от Starship и Kiwi, автономных роботов для food delivery, Tortoise решает другие задачи. Во-первых, его можно порядочно нагрузить (45 и более кг), что позволяет ориентироваться на такие бизнесы, как супермаркеты или оптовые магазины с плановой доставкой больших заказов. Во-вторых — они не автономные, а требуют ручного управления операторами. С одной стороны звучит немного странно, но если учесть сложности с регуляцией и допуском автономных роботов к работе (Starship, например, был вынужден остановить свою тестовую программу в Питстбурге из-за проблем со своими девайсами, которые немного чудили на дороге) — наличие живых людей в процессе доставки может обеспечить более простое получение разрешений на их использование. А еще компания заявляет о планах организовать удаленную работу операторов по всему миру. Представьте себе видео-игру, где вы можете управлять роботами и зарабатываете на каждой доставке. Кажется, мы стоим на пороге рождения новой профессии — «диванный курьер».
E-grocery: реальный тренд или фальстарт?
Сегмент онлайн-заказа и доставки продуктов развивается с невероятной скоростью. Новостной фон насквозь пропитан статьями о дарк-сторах и новых подходах в логистике. Топовые игроки рынка так или иначе впрыгивают в эту историю и, похоже, даже самые оффлайновые из них взяли курс на тотальную диджитализацию. Но меня не покидает один вопрос. Действительно ли это новый поворот в истории, открывающий эру магазинов будущего, или все-таки запоздалая реакция на экстремально-высокий спрос в карантинный период? Новая бизнес-модель в реалиях пост-карантинной действительности или системная подготовка к следующей волне и возможным локдаунам? Просто оставлю здесь скриншот из Google Trends по запросу «grocery delivery» в США за последние 2 года. Будет интересно понаблюдать за этим графиком в дальнейшем.
Локеры для еды от Brooklyn Dumpling Shop
«Бесконтактное обслуживание» — еще один термин, который бодро ворвался в ресторанный лексикон. И как правило сейчас он подразумевает уменьшение контактов между людьми благодаря технологиям: онлайн-меню и современным способам оплаты, но не исключает эти контакты полностью. Ребята из Brooklyn Dumpling Shop подумали, что все это не серьезно и разработали новый стандарт, который назвали Z.H.I. (zero human interaction) — «нулевое взаимодействие между людьми». Уже в октябре этого года они планируют открыть свой первый ресторан с полностью автономным обслуживанием на Манхеттене. В основе концепции — локеры ONDO, которые способны поддерживать заданную температуру (в широком диапазоне, как для холодных, так и для горячих блюд). В пресс-релизе компании нескромно заметили, что именно так будут выглядеть «рестораны быстрого обслуживания в 21 веке», хотя идея сама по себе далеко не нова, и скорее является логичным продолжение предудыщих вариаций на эту тему. Тем не менее, есть все основания полагать, что такие локеры будут активно заполонять трафиковые зоны в будущем и не только для обеспечения нулевого контакта. Как минимум, это может увеличить пропускную способность заведений для выдачи заказов на самовывоз и доставку.
Сделки недели
Индийский сервис доставки еды Zomato, который ранее поглотил Uber Eats в Индии, поднял очередной раунд инвестиций в размере $100 млн. и готовится к IPO в 2021 году. Капитализация стартапа достигла $3.3 млрд.
O2O Холдинг (cовместное предприятие Сбербанка и Mail.ru, которое курирует фудтех-компании Delivery Club, Самокат, SberFood, R-Keeper) выкупают 84,7% сервиса «Кухня на районе». На сегодняшний день это 34 кухни, которые готовят домашнюю еду в Москве, доставляя ежедневно более 20 тыс. заказов в течении 15-30 минут. Сумма сделки не была разглашена официально. Цифры экспертов находятся в пределах между $12 и $30 млн.
Virtual Kitchen, компания созданная экс-топами Uber, подняла очередной раунд в размере $20 млн. Стартап строит кухни, оборудованные и оптимизированные для доставки, с последующей сдачей их в аренду ресторанам.