«Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси Статьи редакции
Компания интересуется альтернативными источниками энергии, а аэротакси называет «самым понятным и ярким» применением этих разработок.
10 декабря производитель майонеза «Слобода», ГК «Эфко», показал первый полёт прототипа своего беспилотного аэротакси. Компания вложила в проект более 1 млрд рублей.
Это не первый проект компании в области технологий:
- В 2019 году ГК «Эфко» объявила о создании фонда на $50 млн для инвестиций в технологические агростартапы.
- В марте 2020 года компания показала концепт «умной» бутылки масла с голосовым помощником «Светлана».
- В ноябре 2020 года производитель начал поставлять растительное «мясо» собственного производства в рестораны Москвы.
В разговоре с vc.ru исполнительный директор и член совета директоров ГК «Эфко» Сергей Иванов рассказал, почему компания делает аэротакси, а не беспилотные комбайны, приносят ли эти проекты деньги и над чем ещё работает компания.
Почему вы внезапно начали интересоваться технологиями?
Мы создали инновационный центр «Бирюч» в Белгородской области 11 лет назад, но первые семь лет занимались им в категории «интересненько». Проекты были очень разными: мы исследовали тему органических антибиотиков для животных, занимались генетикой сои, ферментировали соевый шрот для увеличения питательных свойств.
Шесть лет назад мы начали разработку собственной фосфолипазы. Это фермент, который используется для ферментации свежего яичного желтка перед добавлением в майонез — он нужен в больших масштабах, потому что мы бьем 1 млн яиц в сутки для производства майонеза.
Через фосфолипазу мы вышли на биотех и высокоточную ферментацию. С её помощью можно продуцировать сладкие белки — полный аналог сахара, только в тысячи раз слаще. Получается, когда мы начинали с ними работать, мы были, мягко говоря, не новичками в теме.
И всё это время мы пытались найти «вторую ногу». Так мы называли поиск идей, которые имеют потенциал развития, сопоставимый существующему бизнесу компании, но не в продуктах питания. И более всего нас интересовали альтернативные источники энергии, в частности, мембранные технологии, твёрдо-оксидные топливные элементы. А летательные аппараты — как самое понятное и яркое применение этих разработок.
Компанию ИНЭСИС («Новые энергетические системы») мы организовали три года назад. Мы сотрудничаем с Институтом физики твердого тела, с Институтом катализа новосибирскского РАН, с Томским государственным и Томским политехническим университетами и с другими научными центрами.
Внезапно мы об этом рассказали. Почему сейчас? Потому что раньше не хотели делиться планами и намерениями. Хотелось показать что-то конкретное. Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скорее скепсис.
А может среди руководителей ГК «Эфко» кто-то большой фанат технологий. Или вы видите коммерческую выгоду в таких проектах?
Никогда мы не начали бы инвестировать в такие проекты исключительно ради блажи какого-то фанатика. Мы везде видим очень хорошие бизнес возможности. Но увлеченных технологиями людей у нас внутри тоже хватает. И это тоже правда.
Сейчас эти проекты уже приносят деньги? Если да, то сколько?
Все эти проекты — венчурные. Финансируем мы их пока самостоятельно, но в этом году решили в каждый впускать внешних инвесторов. Не потому что денег не хватает: в первую очередь потому, что в каждом проекте видим мощнейший потенциал. И нам нужны интеллектуальные и управленческие ресурсы, чтобы их реализовывать. И главное – очень быстро двигаться. Скорость определяет.
Мы частная компания и не раскрываем информации по деньгам. Могу лишь сказать, что последние три года всё, что зарабатываем, мы тратим в такие проекты. Продаём, что нам не нужно (вышли из молочных ферм), и вкладываем в такие проекты.
С кем сравниваете в России свои продажи по растительному мясу? Например, вы сравниваете себя с «Мираторгом» и хотите продавать столько же, сколько они продают обычного мяса?
Сравниваем, конечно, с традиционными мясниками. Наш фарш должен быть альтернативой мясному — и по цене, и по вкусу.
Зачем агрохолдингу такое внезапное направление как беспилотное аэротакси? Можно ведь делать новые технологии сбора урожая, какие-то беспилотные комбайны.
Во-первых, нам нравится жить в Алексеевке в Белгородской области. Нас объективно там всё устраивает. Одна проблема – в большой город долго ехать. Это одно, а другое – мы просто увидели зарождающийся тренд деурбанизации и решили на него сделать ставку. Посмотрим, что получится.
В последние годы новости про ваши финансы были не радужными: например, писали, что в 2019 году у вас упала прибыль. Будете ли из-за этого срезать расходы на дополнительные разработки?
Сейчас 2021 год. 2019 год был давно, то был не очень удачный год. Но мы не снижали инвестиции: в 2020 году мы выросли на 20% по выручке, в этом году растем на 60%. И в мыслях нет снижать финансирование.
Насколько вы согласны с тем, что аграрная промышленность — это настолько прибыльный бизнес, что позволяет вам вкладываться в сторонние проекты без особых потерь?
Аграрии действительно последние два года очень хорошо зарабатывают. Мы — переработчики. Мы не аграрная компания. Мы живем в 10% EBITDA, это очень далеко от сверхдоходности и суперприбыльности. Но что имеем — всё наше. И нам на инвестиции хватает.
Над чем ещё работаете?
В одном биотехе у нас 20 проектов. Нас очень интересует новое материаловедение. Следите за новостями, постепенно будем рассказывать.
В какие компании в итоге инвестировал фонд группы?
В российский сервис для агрономов и фермеров ExactFarming и европейский фонд, специализирующийся на биотехе. Во вторую компанию мы инвестировали в качестве партнёра с ограниченной ответственностью (LP).
У фонда не получилось сделать много инвестиций. Мы выбрали стратегию невеерного раскладывания в портфель в ожидании того, что одна из десяти стрельнет, и мы заработаем. Мы каждую инвестицию рассматривали как профильную и целевую.
В биотехе, по нашим данным, до 99% проектов не имеют коммерческого потенциала. Поэтому мы очень избирательный инвестор. И у нас лучше получается инкубировать собственные идеи.
При создании фонда компания заявляла, что планирует использовать разработки стартапов, в которые будет инвестировать. Растительное мясо и аэротакси разрабатываются в рамках этого фонда или это ваши собственные проекты с нуля?
Это наши проекты с нуля. Все наши проекты – это исключительно наши выношенные внутри идеи.
Ещё хочу вспомнить про «умную» бутылку, которую вы анонсировали, но в отличие от летательного аппарата не показывали. Говорили, что выпустите её летом 2020 года — что с проектом сейчас?
Мне очень стыдно признаться. Тем более что такое серьезное издание такой вопрос задает. Но это было первоапрельской шуткой. Очень хорошей, качественно проработанной, но шуткой. Собранные деньги мы всем вернули.
Другой разговор, что после этого мы вдруг поняли, что в этом есть реальная тема. Реальный кейс. У нас был прототип. И мы возможно вернемся к этой истории немного позже.
Это же очень круто! Возможно, в скором времени появится нормальный, человечный Слобода Маркет, отличное Слобода Такси и удобные Слобода Деньги, а там, глядишь, и поисковик поспеет.
да, а потом они просто переименуются в Слоб
... и в конечном счёте они предоставят каждому право на Слободу.Слова
Когда уснул в салате оливье.
Слобомобил.
Не надо этой экосистемности. Лучше менять такие наукоемкие рынки
Не понимаю удивление и насмешку читателей VC. В истории уйма примеров когда компании запускали проекты далеко от своей компетенции. Нокиа когда-то с сапогов начинала.
Ну и где сейчас их сапоги?!
Ты путаешь с Nokian Tyres. Нокиа начинала с бумаги. Для производства бумаги нужна была дешёвая энергия и понеслось. Как аэротакси напрямую поможет производству майонеза непонятно
Ребята тоже в поисках прибыльной ниши, а учитывая тренды - это вполне неплохое направление
Собственно, а почему бы и да? Если пицца — это IT, то чем майонез хуже? 🤔
Додо пицца изначально задумывался как фудтех стартап, хотя тогда такого понятия и не было.
Тут же история больше похожа на то, когда владелец классического бизнеса решил вложится в что-то современное. Что из этого выйдет пока не понятно. Но можно пожелать ему успехов.
Честно говоря, не понимаю всеобщих восторгов. Аэротакси делают несколько компаний по всему миру, причём есть более продвинутые технически.
Проблема ведь не в сделать аппарат, в этом особо сложного сейчас ничего нет. Проблема сделать этот аппарат с приемлимой надёжность и окупаемостью, а потом - наладить их массовое производство и развить целую индустрию перевозок.
С последним в РФ вряд ли что-то выгорит - малая авиация, сильно развитая, например, в США, у нас в загоне.
То, что власти внезапно разрешает массовое применение аэротакси, может верить только совершенно наивный человек. Поэтому очевидно, что путь этот тупиковый. Как демонстратор - ну, забавно, но ничего более.
Почему, например, "Яндекс" так рвётся испытывать беспилотники в других странах? Потому что понимает, что в России, за исключением нескольких городов они невозможны - просто не приспособлена инфраструктура.
Согласен, лучше сидеть на попе ровно и ничего не делать. Хотя тогда и в этом случае найдутся подобные вам ораторы, которые будут говорить, что вот в России ничего не делают, другое дело США, вот там-то да, вот там-то о!
Думаю, все могут очень быстро разрешить, когда там завертится много денег. Особенно если это будут "кого надо деньги". Мне бы лет десять назад не пришло бы в голову, что будет такая история как каршеринг, в том числе ввиду непонимания, как это дать кому-то машину и без бумажки? У тормозивших меня несколько раз гаишников в самом начале всей этой истории кстати тоже были непонятки - не все постовые были в курсе новых тенденций. Понятно, что над Москвой вряд ли дадут летать из-за ФСО (эти даже отбойник на Кутузе не могут разрешить), но по области вполне бы.
Комментарий недоступен
Вообще молодцы!
Честно говоря, не очень мне понятна стратегия "Эфко", ведь одно дело пищевкой заниматься и совсем другое дело строить летательные аппараты на аккумуляторах. Нет синергии. При этом выбрать настолько дорогую тему, как летательные аппараты - это просто запредельные риски. В качестве примера можно привести Dyson, который потратил $500M и сделал прототип электромобиля и после этого проект был прекращен, так как экономика не сходилась. И это при том, что у Dyson есть масса денег и синергия - пересечение по моторам и аккумуляторам). Эфко потратил всего лярд рублей($13.5M). Да, у нас дешевле разработка, но не на порядок и без серьезных инвестиций тут вообще движение слишком слабое. Прототип сделать еще не так сложно, куда сложнее сделать массовое производство, получить все разрешения и сертификаты на полеты, выйти на мировые рынки так как в России рынок таких аппаратов очень мал. В лучшем случае, Эфко продаст наработки кому-то и отобъет часть бабок.
Нет минергии, зато есть диверсификация
ну понятное дело что им нужны новые источники дохода, бизнес расширять, нишу правда специфическую выбрали, зато будет хайп и инвесторов привлечь нетрудно будет. экология нынче в тренде, так что почему бы и нет, а там уже как пойдёт
Аэрослобода и АэроЛобода!
Комментарий недоступен
Чем у них не нормальный продукт?
Комментарий недоступен
Аэротакси это конечно бессмысленная затея, но вот сам прецедент того, что классический бизнес вкладывается в технологии довольно таких интересно и даже забавно
Интересно, а какая компания больше всех вместе взятых завозит в РФ пальмовое масло?
Венчурная
Круто. Поддержу ребят. Теперь только их продукцию покупать буду.
Прощай, Дмитрий. Ты писал хорошие комментарии
Подскажите, кто знает, что происходит со скорлупой от миллиона яиц в день?
Скорее всего в комбикорм используют
Перетирают и курам же и скармливают. Куры, когда на свободном выгуле, камушки клюют, чтобы в организме было нужное количество кальция (они знают какие камушки клевать), чтобы из них скорлупа формировалась. А тем кто на птицефабрике, такую кальциевую подкормку делают из скорлупы яиц.
“Мы верим, что есть слобода,
Пока жива мечта!
Верим в свою слободу
И будет так всегда!
”
Казалось бы где мазик, а где аэротакси. Даже забавно понаблюдать за этим, вдруг годнота получится. Я уже ничему в этой жизни не удивлюсь
Думаю: сколько нужно съесть майонеза, что бы пришла мысль делать аэротакси как они говорят?!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/821870
Приятно читать о том что частные инвестиции идут на технологические проекты, а отправляют деньги на яхты
Майонез и вертолёт. Ммм…
Искренне рад за них, надеюсь выстрелят все их темы.
В конце концов это вам не золотой унитаз, а реально люди развивают новое.
Ждём умные устройства от набережных челнов
Махеев из Елабуги.
З.Ы. И да, они в бегах. Мой камент про них из соседней статьи: https://vc.ru/transport/332169-proizvoditel-mayoneza-sloboda-pokazal-pervyy-polet-prototipa-svoego-bespilotnogo-aerotaksi?comment=3616477&from=copylink&type=quick
Комментарий недоступен
Когда прочитал, показалось, что "интересы в технологиях вызовут сЕпсис" (а не скепсис)
Четыре двойных винта сверху на подвижной крестовине как вертолета. Еще четыре таких же винта внизу кажется уже на жестком креплении. Что чем управляет? Задняя стенка кабины плоская вопреки всем законам аэродинамики, и в ней единственная дверца. Зато когда все это закрутится, назад пути нет. Нижние задние винты искалечат. Счастливого полета!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Приятно читать комментарии умных людей!
Мне одному кажется, что это аэротакси просто обязано летать на майонезе?
Очень круто
Белгородская область таким образом вошла в ряды авиостроителей! И это здорово, что в регионах находят спецов и создают наукоемкие продукты, хоть и ради собственного интереса
А по-моему- хорошо!
Nokia когда-то тоже только шины производила и обрабатывала древесину, а Netflix занимался прокатом dvd.
Комментарий недоступен
Такой заголовок, буд то совет директоров сами майонез замешивают всю жизнь своими руками. Это же бизнес, деньги. Видят новое направление, молодцы. Правда потом часть придётся продать Яндексу или Сберу, а вызвать такси можно будет только Мегафоном...
На что только не пойдёшь, чтобы перед Новым Годом озвучить свой бренд майонеза...
А майонез то оказался покруче нефти и газа!
Это хорошо или плохо?
Вы же хотите тоже летать, и зимой? А не только конверты возить, летом. Поэтому выбросьте идею электротакси и возьмите нормальную идею роторного ДВС.
Вижу, что про причине того, что тик-ток и ютубчик отнимают массу времени и сил, практически никто не в теме, кто и что есть Валерий Кустов, основатель и владелец бизнеса.
Тема неплохо раскрыта вот здесь:
https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/821870