{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

100 главных трендов 2024 для российского бизнеса. Часть 1

Аналитический центр НАФИ подготовил глобальный отчет с мировыми трендами и отдельно выделил 100 трендов для российского бизнеса. Я обработала этот отчет и выделила наиболее значимые тренды, а также сделала выводы о том, как можно применить эти тренды в на нашем рынке.

МЕГАТРЕНДЫ

Мы пережили и продолжаем переживать глобальные мировые изменения и, конечно же, они сказываются на нашей жизни. Онлайн-обучение и удаленная работа позволили менять место жительства и больше не быть привязанным к одному месту. Технологии стремительно меняют нашу жизнь, подходы к бизнесу и коммуникации, но вместе с этим они сделали многие процессы обезличенными, утратили эмпатию. Людям, сначала вдохновленным технологичностью, стало не хватать "человеческого лица" бренда или компании. Также заметен тренд на ностальгию - человечество вспоминает прошлые спокойные времена, переосмысливает свои ценности и цели, ищет комфорт.

Единственное, что в современном мире постоянно — это перемены.

Одним из важных мегатрендов, который будут сопровождать нас еще долгое время, является сужение горизонта планирования. Стабильность, с которой раньше можно было планировать свою жизнь, карьеру и отпуск на годы вперед, теперь осталась в прошлом.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Трансформация становится обыденностью.

Управление переменами превращается в один из ключевых навыков бизнес-лидера. Он предполагает способность создать гибкое и адаптивное окружение, сохраняющее эффективность в перманентно меняющихся условиях, умение работать с информацией и делать на ее основе реалистичные прогнозы, проходить постоянное обучение и переквалификацию.

Дефицит кадров.

Большинство российских компаний заявляют о нехватке сотрудников. Тенденция усугубляется тем, что многие представители сегмента МСБ в конце прошлого года взяли курс на расширение штата.

Растет представленность женщин-предпринимателей в быстро развивающихся сегментах, таких как e-commerce. Согласно статистике ведущих маркетплейсов, доля владелиц бизнеса в онлайн-торговле стремительно увеличивается.

Тренд на импортозамещение все еще актуален.

Существует высокий запрос от населения на появление сильных отечественных брендов, которые восполнят недостаток по целому ряду категорий, начиная с товаров повседневного спроса, заканчивая высокотехнологичной продукцией.

Растет интерес российской молодежи к предпринимательству растет.

12% потенциальных предпринимателей среди молодёжи хотели бы открыть высокотехнологичный бизнес.

Последствием бума технологических стартапов в 2010-х гг. стало их банкротство, вымирание и создание на бирже пузыря из акций компаний, которые фактически уже не развиваются. По прогнозам 2024 год завершит процесс этой «чистки».

ТЕХНОЛОГИИ

Понятно, что повсеместное внедрение ИИ является главным трендом настоящего и будущего. Но важно понимать, как и где необходимо внедрять ИИ, чтобы получить максимальную пользу для общества и бизнеса.

Из важных мировых трендов можно выделить активную покупку и продажу данных для обучения ИИ, рост значения кибербезопасности и затрат на ее обеспечение.

Также с развитием новых технологий появляются и новые нормы поведения, морали и этики. Все большее уподобление ИИ человеческому разуму открывает возможности для «гуманизации» роботов и создания «улучшенного» человека; процессы вытеснения людей из различных профессиональных сфер повышают уровень тревожности.

Среди локальных трендов тоже выделяют широкое внедрение ИИ в различные сферы жизни, распространение open source и low-code, которые позволят компаниям разрабатывать собственные пользовательские приложения без погружения в сложные процессы программирования.

Заметен высокий рост интереса к цифровому обучению. По данным НАФИ, две трети россиян хотят повышать уровень собственной цифровой грамотности. 61% получают удовольствие, когда удается опробовать новые технологии.

Гейминг и геймдев уже давно стали желанной сферой работы, а теперь, с развитием ИИ, эта популярность повысилась. Каждый четвертый молодой россиянин (14–35 лет) хотел бы работать в геймдеве.

Также среди заметных трендов можно выделить нехватку IT-специалистов. Речь идет не только о квалифицированных разработчиках и тестировщиках, но и об управленческом персонале. Также нарастают усталость и информационная перегрузка. Постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, обилие информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни.

Одним из важных сигналов, который уже перерос в тренд, является то, что интернет перестает быть безграничным, а контент - бесплатным. Казалось бы, с развитием технологий, границы должны стираться, но сейчас все чаще сайты активно блокируют пользователей из ряда стран. Все большее количество компаний и медиаресурсов предоставляет доступ к полному контенту только при условии оформления платной подписки.

Куда двигаться бизнесу?

- Вкладываться в кибербезопасность. Помогать клиентам оставаться в «безопасной зоне», выпуская соответствующие мини-гайды и используя умных помощников на основе ИИ, которые бы облегчали навигацию по сайту/в приложении и одновременно давали короткие советы по защите от киберугроз.

- Интегрировать ИИ в пользовательские приложения, на сайты. Те, кто не сделает этого, рискуют остаться «за бортом». В частности, наличие умного ассистента на сайте/в приложении скоро будет восприниматься как неотъемлемая часть клиентского сервиса.

- Регулярно обучать сотрудников работе с цифровыми технологиями.

- Поддерживать интерес целевых аудиторий, давая им возможность бесплатно опробовать новые технологичные продукты.

- Использовать открытые коды и Low-code платформы там, где это возможно, но придавать своим продуктам уникальные черты.

- Делать ставку на сохранение «человечности» в коммуникации с клиентами, разрабатывать оригинальные программы лояльности, создавать коммьюнити вокруг бренда.

- Делать более доступным обучение и использование технологий для людей старшего поколения. Таким образом сокращать межпоколенческий разрыв в контексте использования технологий.

В отчете показаны тренды из разных сфер: предпринимательство, технологии, здоровье, образование, семья, потребительское поведение. В этой статье я разобрала первую часть трендов, которые прослеживаются в бизнесе и технологиях.

Полный отчет можно скачать у меня на канале.

0
3 комментария
Aleksandra Aimaletdinova

ОЧЕНЬ КРУТО!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лидия Хомченко
Автор

Рада, что вас заинтересовало. Скоро поделюсь второй частью 😉

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда