{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

ESG-повестка и российский бизнес: точки пересечения в 2024 году

В последние годы ответственный подход к ведению бизнеса стал глобальным трендом как в России, так и во всем мире. ESG-повестка, несмотря на санкционное давление и возросшие издержки, продолжает активно развиваться, и бизнес остается вовлеченным в решение важнейших социальных и экологических проблем, а его имидж и инвестиционная привлекательность зависят от ESG-рейтингов.

Внимание к ESG-повестке даже в текущих условиях глобальной турбулентности сохраняется. Это касается в том числе и государства, задающего тон ESG-трансформации. Общий вектор государственной политики, развитие нормативной базы, равно как и позиции национальных регуляторов показывают – ESG это тренд, от которого отказываться не планируется. О текущем состоянии ESG-трансформации в России – рассказываем в статье.

Что такое ESG?

Прежде всего напомним, что же такое ESG. Этот термин обозначает набор стандартов ведения бизнеса, способствующий достижению целей устойчивого развития и ответственного управления. Аббревиатура ESGаккумулирует в себе совокупность трех ключевых компонентов:

· компонент «E» – «окружающая среда» (англ. environment) – факторы, определяющие воздействие на окружающую среду;

· компонент «S» – «социальная ответственность» (англ. social) – факторы, определяющие социальное воздействие и взаимоотношение с заинтересованными сторонами;

· компонент «G» – «корпоративное управление» (англ. governance) – факторы, формирующие действующие практики управления компанией и бизнес-этику.

Как происходила ESG-трансформация в последние годы?

Наиболее активный период ESG-трансформации в России пришелся на 2021 и начало 2022 года. Российский бизнес имел довольно большие амбиции относительно продвижения и развития ESG-принципов.

В частности, в начале 2022 года был создан Национальный ESG-альянс, ставший платформой для объединения усилий отечественного бизнеса для осуществления перехода к устойчивой модели развития российской экономики, активно развивалась сфера российского ESG-инструментария: заключались договоры ESG-кредитования, выпускались ESG-облигации, чему способствовало развитие отечественных бирж (были созданы новые сегменты и сектора, позволяющие размещать такие облигации) , а также соответствующего законодательства. В целом российский рынок демонстрировал высокую степень соответствия мировым трендам ESG-трансформации.

Во второй половине 2022 года ESG-интеграция российского бизнеса существенно замедлилась на фоне геополитической обстановки. В частности, компонент «E» – «окружающая среда», который выражается, помимо прочего, в постепенном снижении выбросов углекислого газа в атмосферу (декарбонизации) , был временно отодвинут на второй план. Его место занял компонент «S» – «социальная ответственность».

Также снизились темпы развития российского рынка ESG-финансирования: сократился объем размещения новых ESG-облигаций и заявлений о заключении договоров ESG-кредитования. Одной из основных причин этого стало прекращение отношений с западными инвесторами, что поставило под вопрос экономическую целесообразность учета целей устойчивого развития при выстраивании бизнес-процессов.

При этом, нельзя сказать, что на рынке тенденция следования ESG-принципам утратила свою актуальность. По результатам опроса 100 российских организаций из различных отраслей экономика, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в период с мая по июнь 2022 года, 99% респондентов подтвердили, что повестка и проекты в сфере устойчивого развития сохраняют актуальность в текущих условиях.

В 2023 году ESG-трансформация снова начала набирать обороты: переориентация экономики на Восток создала необходимость следования ESG-стандартам инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, которые, вопреки распространенному заблуждению, вполне соответствуют мировым трендам. В этой связи «суверенизация» российской ESG-повестки проходит в соответствии с мировыми практиками.

На продолжение в России ESG-трансформации по итогам 2023 года указывают как заявления отдельных представителей бизнеса, так и факт сохранения финансирования ESG-инициатив. Кроме того, сделать вывод о том, что ведущие российские нефтегазовые компании и банки (в частности, ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»», ПАО «ТАТНЕФТЬ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «Сбербанк» и АО «Тинькофф Банк») не утратили интерес к ESG-повестке можно, как минимум, на основании того обстоятельства, что они публикуют актуальные оценки деятельности в сфере ESG, присвоенные им рейтинговыми агентствами, и отчеты в области устойчивого развития. Также на их официальных сайтах присутствуют соответствующие разделы.

ESG-финансирование

Наиболее распространенными инструментом устойчивого финансирования являются «зеленые» облигации, социальные облигации и облигации устойчивого развития.

«Зеленые» облигации представляют собой ценные бумаги, финансирующие инвестиционные проекты в области экологии (возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, сохранения земного и водного биоразнообразия, адаптации к изменению климата, экологически безопасного транспорта и др.) .

Социальные облигации выпускаются для финансирования проектов, связанных с решением социальных проблем и реализацией социальных потребностей населения (доступное жилье и инфраструктура; создание рабочих мест; промышленная безопасность; строительство школ, детских садов, больниц и др.) , а облигации устойчивого развития, в свою очередь, финансируют комбинации «зеленых» и социальных проектов.

Помимо ценных бумаг, востребованным инструментом ESG-финансирования выступают договоры ESG-кредитования. В них те или иные ESG-параметры могут выступать в качестве условий реализации сторонами своих договорных прав и обязанностей.

В 2023 году Российский рынок ESG-финансирования продемонстрировал уверенный рост: по оценкамкредитного рейтингового агентства «Эксперт РА», объем портфеля ESG-кредитов российских банков вырос на 42% за период с 1 июля 2022 года по 1 июля 2023 года и составил около 1,7 трлн рублей. При этом портфель ESG-кредитов всех российских банков, по словам первого заместителя председателя правления Сбербанка Александра Ведяхина, составил 2,7 трлн рублей. Кроме того, по данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) , совокупный объем выпуска ESG-облигаций на российском рынке в 2023 году составил 142,8 млрд руб. , что на 34,5% больше показателей 2022 года.

Источник: Московская биржа, Банк России, экспертно-аналитическая платформа инфрагрин, оценка АКРА:

https://www. acra-ratings. ru/upload/iblock/9aa/8v6oy8ekbq9wpmreeykfqlxdcqb93b96/20240131_CSDVG. pdf

Раскрытие информации

Одно из главных направлений влияния ESG-тренда — повышение прозрачности бизнеса. Компании стремятся продемонстрировать инвесторам, партнерам и потребителям свою приверженность к ESG-повестке, для чего публикуют нефинансовую отчетность.

Нефинансовая отчетность представляет собой сведения и показатели, отражающие цели и подходы организаций к интеграции ESG-принципов в свои бизнес-процессы и является одним из ключевых драйверов ESG-трансформации.

Публикация нефинансовой отчетности стала достаточно распространенной практикой и в настоящее время осуществляется добровольной основе в соответствии с рекомендациями Банка России. Созданный РСПП Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов содержит электронные версии 1511 нефинансовых отчетов по 270 компаниям, количество которых с каждым годом только растет.

Прозрачность компаний в области ESG положительно влияет на их репутацию и инвестиционную привлекательность. В 2023 году большинство российских организаций-эмитентов вернулось к прежним стандартам раскрытия информации, соблюдение которых с 2022 года было сопряжено с серьезными санкционными рисками. Ранее, в марте 2022 года, в целях защиты от возможных санкций со стороны недружественных государств, было принято Постановление Правительства РФ № 351, которое давало право эмитентам частично или полностью не раскрывать информацию о выпуске ценных бумаг.

В то же время отчетливо прослеживается намерение регулятора сделать публикацию нефинансовой отчетности обязательной. Не первый год Минэкономразвития разрабатывает законопроект «О публичной нефинансовой отчетности». Он установит общие требования к составлению и раскрытию подобной отчетности российскими организациями, а также ответственность за их нарушение.

Хотя работа над законопроектом ведется с 2017 года, пока не удалось прийти к согласию о том, как будет раскрываться такая информация. Во многом на это повлиял рост санкционных рисков и необходимость защитить компании от раскрытия чувствительной информации. Тем не менее курс на продолжение ESG-трансформации сохраняется, и весьма вероятно, его следующим этапом станет формализация требований к публикации нефинансовой отчетности.

ESG-принципы и коммерческие сделки

Мировая практика ESG-трансформации показала, что бизнес интегрирует ESG-принципы не только в ключевые этапы производства и управления, но и в процесс взаимодействия с партнерами путем придания ESG-контекста коммерческим сделкам.

Устойчивые контракты

За рубежом сформировалась концепция устойчивого контракта (англ. sustainable contract) : он объединяет экономические, социальные и экологические аспекты с целью поддержки основных прав человека и защиты окружающей среды. Такая форма реализации ESG-принципов способствует адаптации поставленных целей устойчивого развития к особенностям каждой отдельной организации. Это позволяет уменьшить рискирепутационных потерь в случае снижения уровня соответствия деятельности контрагента ESG-принципам, учитывая важность поддержания ESG-имиджа в странах с высокими стандартами в данной сфере.

Актуально ли для России?

В ряде стран, включая Россию, интеграция принципов устойчивого развития в коммерческие контракты по ряду причин не нашла широкого применения. Это обусловлено, в частности, новизной формулировок, используемых для отражения ESG-условий, тогда как для многих компаний характерен консервативный подход к составлению договоров, равно как и абстрактностью основополагающих ESG-понятий (к примеру, «чистый ноль», «углеродная нейтральность») , которые не имеют общепризнанных определений.

В российском законодательстве нет положений, которые бы запрещали включать ESG-условия в гражданско-правовые договоры. Это открывает широкий спектр возможностей для бизнеса в части структурирования различных видов сделок. Особенно востребованными являются опционные договоры и договоры ESG-кредитования. В них ESG-параметры сделки могут стать условиями для реализации сторонами своих прав и обязанностей по договору.

Соглашения бизнеса и государства

ESG-повестка также влияет на соглашения между бизнесом и органами власти. Обычно такие соглашения заключаются как результат реализации компанией своей политики, направленной на укрепление положительного ESG-имиджа. В рамках этих соглашений компания выстраивает сотрудничество с органами власти (к примеру, высшим исполнительным органом субъекта РФ) по различным направлениям устойчивого развития, а также берет на себя дополнительные обязательства в сфере ESG.

Существующая практика заключения таких соглашений в России показывает, что они обычно направлены на сотрудничество в области энергоснабжения, природопользования, социально-экономического развития конкретного региона, соблюдения и защиты прав человека.

Заключение

Несмотря на снижение темпов ESG-трансформации в 2022 году, тренд на ответственное ведение бизнеса и следование принципам устойчивого развития по-прежнему актуален в России. В то же время глобальная перестройка экономической конъюнктуры несколько скорректировала вектор развития отечественной ESG-повестки. В частности, бизнес был вынужден пересмотреть приоритеты и подходы к реализации стоящих перед ним задач в сфере ESG. Опыт 2022 года показал, что России необходимо вырабатывать собственные стандарты и ориентиры, учитывающие национальную специфику.

Кроме того, произошедшее смещение акцента с компонента «окружающая среда» на компонент «социальная ответственность» продиктовано в первую очередь существенным сокращением инструментария декарбонизации. Уход западных компаний с российского рынка продемонстрировал проблему импортозависимости российского бизнеса, в частности, в сфере повышения энергоэффективности и перехода на возобновляемые источники энергии, что также предполагает консолидацию бизнес-сообщества и государства для суверенизации российской экономики.

По итогам 2023 года стало очевидно, что ESG-повестка продолжает интегрироваться в российский бизнес, несмотря на те вызовы, с которыми столкнулась российская экономика в последние годы. Следует ожидать, что в 2024 году компании продолжают уделять внимание вопросам экологии, социальной ответственности и корпоративного управления и на практике применять ESG-принципы. Еще больше полезной информации для бизнеса мы даем в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе актуальных изменений законодательства, узнавать лайфхаки и получать рекомендации от юристов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда