{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Технологии, в которых мы нуждаемся прямо сейчас

Какие рыночные ниши находятся на подъеме в условиях пандемии и будут востребованы у инвесторов в ближайшем будущем.

Первый квартал 2020 года закончился в условиях начала короновирусной эпидемии и всеобщей изоляции во всем мире. Аналитические отчеты о глобальном венчурном рынке свидетельствуют: спада в инвестиционной активности не произошло, а объемы инвестиций сопоставимы с результатами первых кварталов 2018 и 2019 годов.

Это значит, что на фоне негативных экономических последствий, резкого снижения потребительского спроса и валютного кризиса перспективные компании продолжают получать финансирование.

Уже очевидно, что этот период не пройдет бесследно, а изменит ряд приоритетов на рынках и создаст новые перспективные ниши.

Важно подметить несколько явлений, которые сейчас кажутся временными, но скорее, окажутся постоянными и могут изменить спрос клиентов и инвесторов на технологии.

Технологические ресурсы в эпоху мобилизации

Самое важное, что сейчас волнует многих, — это то, насколько мы оказались приспособленными к такой чрезвычайной ситуации, когда вдруг понадобилось много систем тестирования, медицинской экипировки, ресурсов аналитики, мобилизация логистики.

В борьбе с эпидемией сейчас выигрывают те, кто силен в прогнозировании, может быстро развертывать лаборатории, создавать тест-системы и разрабатывать вакцины. Эти направления становятся приоритетными для развития безопасности и независимости для каждой страны.

Если до этого в тренде были технологии продления жизни и биохакинг, то сейчас мы уже видим вновь оживший интерес инвесторов к MedTech или HealthCare технологиям, таким как:

  • Биотехнологии в медицине. Например, немецкая биотехнологическая компания CureVac, разрабатывающая вакцину COVID-19 получила от ЕС обещание в финансировании в размере до 80 миллионов евро.
  • Превентивные технологии в медицине, которые позволяют с помощью генетики определить предрасположенность к хроническим заболеваниям.
  • Автономные тест-системы, экспресс-тесты, которые не потребуют присутствия медицинского персонала.
  • Носимые устройства, которые собирают биометрические данные, записывают их в электронную медицинскую карту, передают сигналы лечащему врачу, интегрированы с ИИ и создают персональные рекомендации по образу жизни, спортивной активности и питанию.
  • Телемедицина, которая должна работать в сочетании с предыдущими пунктами и которая уже получила новый правовой статус в России с начала эпидемии (что является еще одним временным явлением, которое станет постоянным).
  • InsureTech — автоматизированные системы страхования, электронные полисы.

Помимо этого, существующие технологии уже позволяют обрабатывать большие данные (Big Data) с помощью ИИ, строить математические модели, прогнозы на ход эпидемии и предлагать рекомендации. Но чтобы эту деятельность успешно развернуть, необходимо создавать системы или устройства автоматического сбора данных и их обработки и встраивать их в систему здравоохранения.

Прогнозирование спроса также важно для успешной закупки необходимого оборудования, инструментов, средств защиты и медикаментов, необходимого количества размещений в медицинских учреждений и задействованного персонала.

Развитие и интеграция перечисленных технологий в систему здравоохранения должно стать стратегической задачей с учетом того опыта, который мы нарабатываем в этой сфере сейчас, поэтому в этой сфере будет всплеск интереса и новые возможности для медицинских стартапов.

Последствия самоизоляции: рост другого потребления

Повсеместная самоизоляция породила несколько важных вопросов: как дома работать удаленно, заниматься спортом и развлекаться. И ответом на эти вопросы стал огромный рост интернет-трафика.

В феврале 2020 года аудитория рунета составила 96,7 млн человек, или 79% населения страны, мобильная аудитория — 86,2 млн человек, или 70,5% населения страны (данные Mediascope).

Удалённая работа сейчас вскрывает неэффективные процессы в компании и заставляет работодателя пересмотреть распределение ресурсов.

Возможно, целые отделы компаний и ряд специалистов из «удаленки» не вернутся.

Отток людей из офисов уже влияет на рынок недвижимости, растет интерес к новым форматам организации работы удаленной команды, и, конечно, мы наблюдаем увеличение спроса на решения информационной безопасности.

Заметный тренд в HR — шеринг сотрудников. HeadHunter открыл на своей платформе поиск временной работы, решение для повторного трудоустройства и обмена сотрудниками создали сервисы Potok, Sever.ai и «Снами» IT-холдинга TalentTech, запустил свой сервис и «Сбербанк» — «Беремнаработу.ру».

В кризис и после него, когда ряд бизнесов будут вынуждены сократить сотрудников или не выживут, рекрутинговые сервисы можно будет отнести по уровню спроса к «базовым» для человека.

Сейчас могут взлететь и другие решения sharing economy в бизнесе — можно делиться не только сотрудниками, но и оборудованием, сервисами, недвижимостью с целью экономии ресурсов.

Теперь люди потребляют еще большее количество развлекательного контента в сети. Выигрывают сервисы стриминга, гейминг, киберспорт, музыкальные сервисы, медиа — их аудитория кратно растет. Это подтверждают и новые инвестиционные сделки.

Рост потребления интернет-контента оказывает мощное влияние на рост рынка интернет-рекламы, поэтому AdTech также окажется в ближайшее время в топе востребованных технологий.

А вот взрывной спрос на онлайн-образование, в том числе детское, я бы скорее отнес к временным явлениям. Прямо сейчас ряд компаний показывают рост прибыли до 70%, например, количество просмотров видео-уроков на платформе Maximum Education выросло до 1 миллиона в день.

Возможно, после самоизоляции спрос останется выше, чем был до эпидемии, но все-таки снизится, когда мы вернемся к обычной жизни.

Закрепится устойчивое увеличение пользователей из-за другого явления - роста цифровой грамотности.

Самое масштабное изменение: рост цифровой грамотности

Рост цифровой грамотности — это один из важнейших трендов, который влияет на размеры рынка для всех ИТ-решений и сервисов. Прямо сейчас, находясь исключительно дома, большинству людей приходится осваивать сервисы электронный платежей (для уплаты ЖКХ, например, или мобильной связи), сервисы доставки продуктов, видеозвонки, сервисы удаленной работы.

Взять хотя бы российских учителей и школьников, которые за несколько недель были вынуждены освоить Zoom, облачные хранилища, запись видео-уроков, и целый ряд платформ для дистанционного образования, на которых им предписано выполнять некоторые уроки.

Существует понятие «порог входа», оно описывает, насколько тяжело еще несуществующим компаниям войти на рынок. Чем выше порог входа, тем больше защищен уже существующий бизнес, а если порог низкий - то у него будет намного больше конкурентов.

Цифровая трансформация многих сфер имела свой порог входа, и в обычной ситуации он был высоким: многие люди, были не готовы воспринимать технологические решения, например, не были способны отличить Slack от Zoom и ничего не знали про этот рынок.

Благодаря самоизоляции многие люди и сферы вынужденно переступили через этот порог базовой цифровой грамотности, и теперь спектр digital-решений, которые они могут освоить и применять в своей повседневной деловой и личной жизни, существенно расширился.

Для бизнеса это можно перевести так: если раньше у компании был, например, миллион потенциальных пользователей, то теперь стало 10 миллионов потенциальных пользователей. Поэтому прямо сейчас растут и приносят прибыль своим инвесторам:

  • Онлайн-торговля. Переход торговли в онлайн теперь будет осуществлен не за десяток лет, а за 2–3 года. Расходы на офлайн до сих пор слишком велики: аренда, консультанты, закупки, мерчендайзинг.
  • Сервисы доставки.
  • Дистанционное образование, и даже больше инструменты для организации дистанционного образования и проведения онлайн-мероприятий. Стоимость каждого живого посетителя мероприятий станет все дороже, поэтому постепенно большинство мероприятий все же перейдут в онлайн.
  • Сервисы для удаленной работы.

Итого

Таким образом, текущая ситуация в мире — это не только потери для бизнеса и целых рынков, но и возможности для новых технологий и компаний вырасти или получить поддержку и финансирование для развития.

Мобилизация ресурсов на уровне государства обнажила потребности в подключении новых технологий для успешного предотвращения и преодоления кризисов, а самоизоляция в условиях эпидемии стала драйвером технологической трансформации не только некоторых бизнесов, но и нашей повседневной жизни.

Я уверен, что многие молодые компании, которые сейчас смогут быстро сориентироваться и предложить востребованное решение для закрытия всех этих разных потребностей, останутся в выигрыше или смогут привлечь крупные инвестиции.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда