{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стресс-тест для вузов — опыт лучших

Период образовательной самоизоляции пройден, а что дальше? На Общественном совете Минобрнауки России ректоры ведущих вузов страны поделились опытом ухода на дистанционное обучение.

Сессии сданы, учебный год окончен, а осадочек остался

На совещании Минобрнауки представители 13 российских вузов сделали выводы о том, что цифровой оснащенности университетов недостаточно, чтобы уровень онлайн-обучения соответствовал классическому.

В ходе совещания авторы докладов озвучили проблемы, с которыми столкнулись студенты и преподаватели вузов.

  • Ситуация пандемии увеличила социальное и экономическое расслоение студентов. У 40 % учащихся снизился доход, некоторые лишились работы.
  • Большое количество преподавателей оказалось не готово к переходу на дистанционное обучение. Им было трудно контролировать вовлеченность студентов, появлялись страхи насчет студенческого жульничества. Многие просто не справлялись с нагрузкой.
  • Вузам пришлось перенести на следующий учебный год занятия по медицинским и творческим курсам. Выводы: некоторые направления не приспособлены для полного дистанта.

В докладе Минобрнауки отдельное внимание уделено проблеме образовательных сервисов: «Дополнительным фактором устойчивости национальной системы высшего образования становятся общие сервисы университетов: цифровые библиотеки, платформы онлайн-образования».

По мнению руководителей вузов, учебным заведениям необходима комплексная система переподготовки преподавателей. Участники совещания отметили, что это должно быть не просто обучение по использованию возможностей ПК, а целый комплекс курсов по изучению удаленных сервисов, цифровых инструментов и психологии дистанционного обучения.

Чтобы сгладить социальное неравенство студенческого сообщества, учебные заведения должны содействовать трудоустройству обучающихся, а также предоставлять образовательные кредиты. Современным учебным реалиям нужен комбинированный подход — те дисциплины, которые не могут полностью уходить в онлайн, должны вне университета поддерживаться очно.

Наш пример

За три месяца из онлайн-библиотеки мы выросли в образовательную платформу. За период пандемии 1500 преподавателей повысили квалификацию на курсах Юрайт.Академии. На четыре месяца мы открыли бесплатный доступ к платформе всем вузам и колледжам страны.

В июне мы провели VII Летнюю школу преподавателя, в которой представители вузов делились опытом дистанционного обучения. Поэтому проблемы, о которых говорили участники совещания Минобрнауки, не стали для нас новостью. В ходе панельных дискуссий Летней школы преподавателя представители ведущих вузов уже говорили о проблемах самоизоляции образования, новой роли университета и невозможности полного перехода в онлайн.

Опыт вузов

На Летней школе преподавателя прошло 45 онлайн-классов, в ходе которых эксперты рассказывали о перевернутых учебных планах, проектном обучении и отслеживании цифровых следов. Опытом Дальневосточного федерального университета поделился Павел Кузьмин, директор департамента организации образовательной деятельности аппарата проректора по учебной работе ДВФУ.

Павел рассказал о том, что Дальневосточный федеральный университет уже формирует фонд оценочных средств и подключает его к профилю компетенций. Таким образом, учебная организация имеет широкое представление об успеваемости студентов. Также к фонду оценочных средств университета подключена программа Microsoft Teams, которая позволяет контролировать все рабочие процессы. Павел Кузьмин наметил дальнейшие планы ДВФУ — проведение интеграции с учебным расписанием.

Сегодня миссия университетов стала шире. Если раньше вузы отвечали только за процесс передачи знаний, теперь учебные заведения заботятся еще и об их дальнейшем применении. Такой подход помогает выпускникам выбирать работу по специальности. Подробно об этом в рамках VII Летней школы преподавателя рассказал Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований (SAS).

Спикер провел экскурс в прошлое и напомнил о советской модели «образовательной трубы». Это система, в которой университеты готовили кадры под конкретные рабочие места. Студенты получали жестко заданный набор компетенций. В 2020 году такая модель неактуальна, ведь большая часть выпускников не работает по специальности, полученной в вузе, а сами специальности постоянно меняются. Это значит, что подход к первой ступени высшего образования необходимо менять.

Андрей Щербенок рассказал о трех моделях бакалавриата в рамках системы свободного образования:

- открытый учебный план, где у студента есть полная свобода в выборе курсов и конструировании своей образовательной траектории;

- система распределительных требований, когда студент должен выбирать курсы из разных дисциплинарных областей, а затем выбрать свою специальность (мейджер);

- модель с ядерной программой, когда студенты до выбора меджера должны пройти фиксированный набор обязательных курсов из разных дисциплин.

В Школе перспективных исследований (SAS) ТюмГУ реализуется модель с ядерной программой: обязательные для всех курсы ядра + элективы + один из 7 мейджеров. «Мы не можем разделить мир на четкие сектора по профессиям и работать со студентами внутри этих изолированных секторов», — уверен Андрей Щербенок. Задача университета – научить студентов осуществлять самостоятельную навигацию в мире пересекающихся и влияющих друг на друга дисциплинарных полей.

Платформа «Юрайт»

Главная тенденция образования 2020 года — это самостоятельность студентов. Поэтому вузы вводят перевернутые учебные планы и проектные системы обучения. Мы помогаем университетам делегировать обязанности — берем на себя часть рутины образовательного процесса, открываем простор для педагогического творчества. На платформе уже доступны 1029 курсов и 9208 учебников. Студентам удобно учиться, а преподавателям и руководителям вузов — организовыватьучебный процесс.

Юрайт.Академия

Условия пандемии дали понять, что методы обучения должны меняться. Ответственность легла на плечи преподавателей. Одни учебные заведения, как ДВФУ, позаботились о снижении нагрузки на специалистов, другие — нет. Поэтому за время пандемии на базе нашей образовательной платформы была создана «Юрайт.Академия». Она включает в себя шесть онлайн-курсов, которые помогают преподавателям и библиотекарям адаптироваться в мире цифрового образования(список курсов постоянно пополняется).

Юрайт.Статистика

На нашей образовательной платформе руководство учебного заведения может анализировать цифровые следы своих студентов. У ДВФУ есть практика внутреннего отслеживания по системе 1С. Возможности нашей платформы шире — мы накапливаемвсе цифровые следы, которые студенты оставляют на сервисах «Юрайт». Таким образом мы помогаем вузам повышать уровень компетенции студентов.

Скоро на платформе «Юрайт» появится сервис «Личный кабинет проректора» — инструмент углубленной статистики использования платформы учебным заведением. Сервис поможет руководителям образовательных организаций направлять учебный процесс.

Работать с помощью платформы «Юрайт» легко, потому что образовательный процесс становится открытым — от выбора учебника преподавателем до итоговой аттестации студента.

Выводы

Пока система образования проверяет себя на готовность к цифровому будущему, у нас есть шанс стать ближе друг к другу. Дистант можно воспринимать как барьер, а можно как окно возможностей. Давайте учить и учиться вместе!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда