{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды для стартапов в сферах HR-Tech и Ed-tech, которые можно применить на практике

Вспышка коронавируса стала катализатором изменений. То, на что раньше уходили многие годы, теперь происходит за недели. Многие компании испытали сейсмические изменения бизнеса и сокращение спроса, что сильно сократило выручку. Стало очевидно, что ранее стабильные бизнесы оказались не готовы к резким переменам. Им не хватило диверсификации рисков. Это также коснулось рынков образования и труда. Корпорации стали сокращать штат сотрудников и зарплатные бюджеты.

https://www.freepik.com/ katemangostar
Владислав Здоренко
сооснователь Startech.vc и Startupbootcamp Russia, венчурный инвестор

Материал написан совместно с сооснователем Startech.vc и Startupbootcamp Russia и идеологом развития инновационной экосистемы в России.

Изменения привели к взлёту HR&Ed-tech индустрии. Корпорации считают, что автоматизация процесса поиска, подбора и обучения сотрудников необходима. Агентство «Рекадро» ещё в 2019 году провели исследование, по данным которого 37% российских компаний уже автоматизировали эти процессы. Свежее исследование KPMG указывает на то, что 88% корпораций считают, что инвестиции в HR-Tech-решения быстро окупаются.

Новый рынок труда вызвал спрос на разные направления технологий в отрасли. Вынужденный переход на удалённый формат работы повлиял на индустрию и сделал направление digital office особенно востребованным. А также кризис усилил потребность повысить производительность труда, что повлекло за собой рост направления work productivity.

В России многие корпорации не так активно работали в направлении цифровизации. Но кризис, связанный с пандемией COVID 19 вынудил ускорить процесс работы с инновациями даже внутри консервативных компаний. То есть у корпораций появилась стратегическая необходимость внедрения технологий в рабочий процессы. HR&Ed-tech стартапы стали нужны рынку. Экосистема инноваций выстроена так, что без медиатора коллаборация корпорации и стартапов часто не может случится. Именно поэтому на рынке появились новые проекты, призванные решить эту проблему.

Летом 2020 года стартовала программа для стартапов нового рынка труда Social Tech Challenge 2020. Она была направлена строго на пилотные и коммерческие внедрения. Программа была организована Московским инновационным кластером, ИТ-компанией Skillaz и компанией по развитию технологического предпринимательства Startech.vc. Такие компании, как Head Hunter, PWC, Сбербанк, Microsoft, Перекрёсток, МегаФон и Уралхим присоединились к программе, чтобы увидеть ряд решений, которые могут улучшить их внутренние бизнес-процессы. До пандемии, вызванной COVID-19, было мало целевых фондов или бизнес-ангелов, которые детально смотрели на решения, которые занимаются цифровой трансформацией рынка труда. В мире стал появляться спрос на проекты, решающие проблемы постковидного мира. Тенденция роста спроса также повлияла на создание программы Social Tech Challenge 2020. Так как быстро получилось найти запросы на рынке и сделать хороший трекшн, появился интерес со стороны инвесторов. Результатом программы стали более 50 проектов по внедрению технологий. Несколько стартапов привлекли инвестиции. Такая программа была интересна всем трём сторонам. Организаторы продолжили успешно развивать экосистему в кризисный период, который может стать отправной точкой для роста инновационного сектора. Корпорации получили новые возможности для краткосрочных изменений. Стартапы получили новые возможности для масштабирования.

Увидеть спрос на технологическое решение на локальном рынке — решаемая задача. Но что же предпринять стартапам, которые планируют выход на глобальный рынок?

Самый простой путь для того, чтобы выйти на международный рынок, — быстро завалидироваться на российском рынке, получить первых клиентов. Следующий шаг — подготовить проект под внутренние процессы западных компаний и под индивидуальные запросы рынка, на который планируется выход. Далее необходимо упаковать трекнш на локальном рынке, который подтверждается выручкой и крупными клиентами (желательно, чтобы это были локальные представительства международных корпораций).

Один из интересных кейсов масштабирования в области HR-Tech — выход на глобальный рынок стартапа Буду — сервиса по поиску работы и стажировок в интеллектуальных сферах. Платформа позволяет студентам старших курсов и выпускникам с опытом работы до трёх лет найти работу. В сегменте B2B сервис позволяет скаутить сильных кандидатов. Несмотря на специфику рынка и работу с российскими соискателями и работодателями, Буду до конца года планирует выход на Сингапур, а затем на всю Юго-Восточную Азию. Успешный трекшн на локальном рынке позволил масштабировать грамотно упакованный продукт на рынок других стран.

Кроме очевидных, но достаточно сложных шагов, есть самый простой способ, с точки зрения валидации на рынке, — попасть в топовый акселератор в США или в Европе. Помимо того, что стартапы, которые попадают в топовые акселераторы, получают доверие со стороны венчурного рынка и корпораций, они также получают доступ к экспертизе опытных эдвайзеров. Эдвайзеры могут сократить время выхода на рынок, поделившись необходимыми контактами. Но лишь 1% в среднем попадает в набор акселератора. Необходимо грамотно подготовиться и найти людей, которые сделают интро. В этом случае можно значительно увеличить вероятность попадания в программу.

Команда стартапа готова к выходу на глобальный рынок только тогда, когда распределены ресурсы и понятна стратегия масштабирования, а также есть представитель продукта, знакомый с локальной экосистемой страны, выход на которую планируется. Мыслить глобально важно с момента создания стратегии выхода на рынок. Эпоха цифровизации позволяет создавать продукты, готовые к адаптации к любому зарубежному рынку.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда