{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как пчелы помогут сократить обращение пластика

В России появился стартап, который предлагает сократить обращение пластика в сфере ритейла. Компания Xpertnet разработала компостируемую упаковку из пчелиного воска, хлопка и масел и эко-систему ее обращения. Стартап надеется, что переход от нишевого решения к более массовому производству сделает его экономически выгодным и доступным.

Пока еще трудно представить жизнь без одноразовых пакетов, бумажных стаканчиков, пластиковой посуды, но мир учится обходиться без них. Для этого вводятся законодательные запреты или налоги на производство и потребление пластика, пошлины на его ввоз. В Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Кении, ЮАР, Грузии, Китае, на Тайване отдельные виды пластика уже вне закона, и в планах лишь ужесточение нормативного регулирования. На прошлогодней Ассамблее ООН 170 стран обязались «значительно сократить» использование пластика к 2030 году. Уже со следующего года на территории ЕС будет запрещено производство и продажа одноразовых пластиковых изделий, в Таиланде под запретом окажутся тонкие пакеты, а в Беларуси — пластиковая посуда в общепите.

В России запрет на использование пластика планируется, но дедлайна у этого решения нет. При этом, 44% россиян чувствуют себя виноватыми, когда делают то, что вредит окружающей среде. В мире этот показатель равен 47%.

Свой вклад в процесс отказа от пластика помимо государств вносят и крупные ритейлеры. Исследование НИУ ВШЭ «Как продуктовые ретейлеры отказываются от пластика», проведенное по заказу Greenpeace Russia в 2018 году, показало, что зарубежные ритейлеры добровольно идут на сокращение или даже отказ от одноразовых пластиковых изделий. Сейчас такие инициативы есть и у отечественных ритейлеров.

Этот тренд и решило возглавить направление Ecobeepack компании Xpertnet, цель которой — не только наладить производство bee-упаковки, но и помочь ритейлерам и FMCG-компаниям создать вокруг нее экосистему, кардинально изменив механизм использования упаковки потребителями.

Что такое bee-упаковка

Bee-упаковка состоит из пчелиного воска, хлопка и масел. На рынке уже существуют зарубежные (Bee’s Wrap, Abeego, Bees wax wraps co) и отечественные производители (Beelab) восковых салфеток с использованием схожей технологии. Но это всегда нишевые и узко функциональные продукты, которые далеко не всем по карману. Набор из трех салфеток зарубежного производителя обойдется в 1416 рублей без доставки. За российские придется заплатить 850 рублей. Такие салфетки можно сделать даже в домашних условиях. Но только с их помощью проблему замены упаковки не решить. А Ecobeepack ставит перед собой весьма амбициозные задачи.

Армированный воском хлопок может держать любую форму, хотя бы частично заменяя привычные нам пластиковые пакеты и контейнеры. Продукты хорошо реагируют на эко-упаковку из-за органолептических свойств ее элементов. Воск обладает стабилизирующим и бактерицидным действием. За счет этого, как показали эксперименты компании Xpertnet, продукты в bee-упаковке не плесневеют, остаются свежее и привлекательнее.

Что касается ограничений, эко-упаковку нельзя:

  • использовать в микроволновке и долго держать под прямыми солнечными лучами: при температуре выше 68°C воск плавится;
  • использовать для сырого мяса и рыбы: они оставляют после себя патогенную микрофлору.

Считается, что восковые салфетки нельзя использовать людям с аллергией на продукты пчеловодства. Сам воск — гипоаллергенное вещество, но в мед попадает пыльца растений, на которую и возникает аллергическая реакция. По словам со-основателя Xpertnet Вадима Берковича, у компании есть экспертиза, которая позволяет делать чистый воск, что поможет полностью решить этот вопрос. Команда также хочет проверить применимость переработанного хлопка для производства упаковки.

«Для меня это больше личный, чем профессиональный проект. Наблюдая за тем, что происходит с природой, ты осознаешь: надо что-то делать. Американский опыт показывает, что замена пластиковой упаковки экологичной дает очень серьезный эффект. Я уже занимался пчеловодством и понял, что могу делать интересные для себя вещи, которые повлияют на экологию. Внутренняя потребность соединилась со знаниями о том, как доносить информацию крупному клиенту, и вылилась в этот проект.

Я уверен, что многие начинают подобные инициативы, но придумать идею — мало, нужно уметь общаться, участвовать в акселераторах и продуктивно взаимодействовать с заказчиком.

Мы уже реализуем маркетинговые кампании, поэтому готовы взять на себя задачу продвижения bee-упаковки и обучения людей бережному потреблению. Нужно менять ценности и мотивировать покупателей при помощи экономических стимулов и различных механик: SMM-активностей, баллов, скидок или бонусов. Важно не только производство bee-упаковки, но и создание целой экосистемы вокруг нее».

Вадим Беркович

, Со-основатель компании Xpertnet

Экосистема вокруг эко-упаковки

При сохранении нынешнего сценария использования упаковки эко-замена обойдется производителю дороже пластика в несколько раз. Менять пластиковую упаковку на эко-аналог, который будет точно также выбрасываться, бессмысленно. Но Xpertnet планирует полностью изменить механизм использования упаковки конечными пользователями, который сделает ее не только безопаснее для экологии, но и дешевле. Предполагается, что люди смогут:

  • приносить упаковку домой, мыть и использовать повторно;
  • за небольшую доплату обменивать в магазине на новую, накапливая эко-баллы.

Срок эксплуатации bee-упаковки от Xpertnet — полгода-год. После этого избавиться от нее можно будет тремя способами:

1. Выкинуть в компостную яму на даче или закопать в землю на улице.

2. Утилизировать как биологические отходы, что требует развития этой системы в России.

3. Вернуть продавцу упаковки, который для переработки может взаимодействовать с заводами или создать собственную линию. Для этого требуется развитие технологий по снижению цены переработки вощеного хлопка.

«Загрязнение окружающей среды из-за большого количества пластика в отходах, трудности его сбора и переработки — известная и давняя проблема. Несколько лет назад она получила ещё и количественное выражение в виде одной из составляющих индекса устойчивого развития компаний и стран. Добровольные эко-инициативы бизнеса по снижению негативного воздействия на окружающую среду влияют на поведение не только покупателей, но и инвесторов. Поэтому решения в сферах greentech и cleantech сегодня крайне перспективны: в Сколково периодически проходят акселераторы, которые полностью посвящены эко-тематике.

Компаний, работающих в сферах sustainability достаточно много. Существуют решения в области альтернативного топлива, рефилл-косметики, установок утилизации отходов, сервисов сбора вторсырья, энергоэффективности теплиц, IoT контейнеров для отходов и так далее. При этом российских команд, готовых предложить сколько-нибудь качественное решения для ритейла или FMCG-компании, на мой взгляд, даже не сотни — десятки. Спрос в этой нише выше предложения.

Часто говорят, что инвесторы вкладываются не столько в решение, сколько в команду на перспективном растущем рынке. Кажется, компания Xpertnet, с которой мы работали как консультанты в области инноваций, как раз про это. Команда уже имела успешные кейсы реализации спецпроектов в ритейле, хоть и не в сфере упаковки. Кроме того, у стартапа уже есть прототипы bee-упаковки».

Алексей Каленчук

,

Директор по акселерации Кластера информационных технологий, Фонд «Сколково»

По словам Вадима Берковича, сейчас нужно изучить, имеет ли bee-упаковка отклик в сердцах людей. А в будущем команда надеется, что повторное использование и эффект экономии на масштабе сделают bee-упаковку выгоднее, чем пластик — с точки зрения экономических и социальных показателей, а также достижения целей устойчивого развития. Масштабирование данной технологии и повторное использование упаковки поможет ритейлерам и FMCG-компаниям хотя бы немного сократить обращение пластика и даст 44% россиян возможность чуть реже чувствовать себя виноватыми. Ну и сделает мир чуть лучше.

0
1 комментарий
Илья

Благородное дело и для нас и для природы! Супер!🤝👍

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда