Как пчелы помогут сократить обращение пластика
В России появился стартап, который предлагает сократить обращение пластика в сфере ритейла. Компания Xpertnet разработала компостируемую упаковку из пчелиного воска, хлопка и масел и эко-систему ее обращения. Стартап надеется, что переход от нишевого решения к более массовому производству сделает его экономически выгодным и доступным.
Пока еще трудно представить жизнь без одноразовых пакетов, бумажных стаканчиков, пластиковой посуды, но мир учится обходиться без них. Для этого вводятся законодательные запреты или налоги на производство и потребление пластика, пошлины на его ввоз. В Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Кении, ЮАР, Грузии, Китае, на Тайване отдельные виды пластика уже вне закона, и в планах лишь ужесточение нормативного регулирования. На прошлогодней Ассамблее ООН 170 стран обязались «значительно сократить» использование пластика к 2030 году. Уже со следующего года на территории ЕС будет запрещено производство и продажа одноразовых пластиковых изделий, в Таиланде под запретом окажутся тонкие пакеты, а в Беларуси — пластиковая посуда в общепите.
В России запрет на использование пластика планируется, но дедлайна у этого решения нет. При этом, 44% россиян чувствуют себя виноватыми, когда делают то, что вредит окружающей среде. В мире этот показатель равен 47%.
Свой вклад в процесс отказа от пластика помимо государств вносят и крупные ритейлеры. Исследование НИУ ВШЭ «Как продуктовые ретейлеры отказываются от пластика», проведенное по заказу Greenpeace Russia в 2018 году, показало, что зарубежные ритейлеры добровольно идут на сокращение или даже отказ от одноразовых пластиковых изделий. Сейчас такие инициативы есть и у отечественных ритейлеров.
Этот тренд и решило возглавить направление Ecobeepack компании Xpertnet, цель которой — не только наладить производство bee-упаковки, но и помочь ритейлерам и FMCG-компаниям создать вокруг нее экосистему, кардинально изменив механизм использования упаковки потребителями.
Что такое bee-упаковка
Bee-упаковка состоит из пчелиного воска, хлопка и масел. На рынке уже существуют зарубежные (Bee’s Wrap, Abeego, Bees wax wraps co) и отечественные производители (Beelab) восковых салфеток с использованием схожей технологии. Но это всегда нишевые и узко функциональные продукты, которые далеко не всем по карману. Набор из трех салфеток зарубежного производителя обойдется в 1416 рублей без доставки. За российские придется заплатить 850 рублей. Такие салфетки можно сделать даже в домашних условиях. Но только с их помощью проблему замены упаковки не решить. А Ecobeepack ставит перед собой весьма амбициозные задачи.
Армированный воском хлопок может держать любую форму, хотя бы частично заменяя привычные нам пластиковые пакеты и контейнеры. Продукты хорошо реагируют на эко-упаковку из-за органолептических свойств ее элементов. Воск обладает стабилизирующим и бактерицидным действием. За счет этого, как показали эксперименты компании Xpertnet, продукты в bee-упаковке не плесневеют, остаются свежее и привлекательнее.
Что касается ограничений, эко-упаковку нельзя:
- использовать в микроволновке и долго держать под прямыми солнечными лучами: при температуре выше 68°C воск плавится;
- использовать для сырого мяса и рыбы: они оставляют после себя патогенную микрофлору.
Считается, что восковые салфетки нельзя использовать людям с аллергией на продукты пчеловодства. Сам воск — гипоаллергенное вещество, но в мед попадает пыльца растений, на которую и возникает аллергическая реакция. По словам со-основателя Xpertnet Вадима Берковича, у компании есть экспертиза, которая позволяет делать чистый воск, что поможет полностью решить этот вопрос. Команда также хочет проверить применимость переработанного хлопка для производства упаковки.
Экосистема вокруг эко-упаковки
При сохранении нынешнего сценария использования упаковки эко-замена обойдется производителю дороже пластика в несколько раз. Менять пластиковую упаковку на эко-аналог, который будет точно также выбрасываться, бессмысленно. Но Xpertnet планирует полностью изменить механизм использования упаковки конечными пользователями, который сделает ее не только безопаснее для экологии, но и дешевле. Предполагается, что люди смогут:
- приносить упаковку домой, мыть и использовать повторно;
- за небольшую доплату обменивать в магазине на новую, накапливая эко-баллы.
Срок эксплуатации bee-упаковки от Xpertnet — полгода-год. После этого избавиться от нее можно будет тремя способами:
1. Выкинуть в компостную яму на даче или закопать в землю на улице.
2. Утилизировать как биологические отходы, что требует развития этой системы в России.
3. Вернуть продавцу упаковки, который для переработки может взаимодействовать с заводами или создать собственную линию. Для этого требуется развитие технологий по снижению цены переработки вощеного хлопка.
По словам Вадима Берковича, сейчас нужно изучить, имеет ли bee-упаковка отклик в сердцах людей. А в будущем команда надеется, что повторное использование и эффект экономии на масштабе сделают bee-упаковку выгоднее, чем пластик — с точки зрения экономических и социальных показателей, а также достижения целей устойчивого развития. Масштабирование данной технологии и повторное использование упаковки поможет ритейлерам и FMCG-компаниям хотя бы немного сократить обращение пластика и даст 44% россиян возможность чуть реже чувствовать себя виноватыми. Ну и сделает мир чуть лучше.
Благородное дело и для нас и для природы! Супер!🤝👍