{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Selectel

Добраться до Марса: новые семь минут ужаса всего через семь дней

Последние семь месяцев новейший марсоход НАСА Perseverance («Настойчивость») последовательно двигается к конечной точке своего путешествия. Высадка на Красную планету должна произойти уже через неделю — 18 февраля. Пока все, что мы получили от ровера, — аудиозаписи работы его охлаждающих насосов. Что с ним будет дальше — рассказываем в материале Selectel.

Спокойное продвижение к Марсу вскоре сменится бурной деятельностью — впереди аппарат ждет активный спуск и работа. Сначала нужно выйти на правильную орбиту, потом — опуститься на поверхность соседа Земли. И все это без вмешательства человека. Разработчики проекта называют это «семью минутами ужаса», поскольку спуск займет всего около 400 секунд, после чего марсоход окажется на поверхности в кратере Джезеро.

Кстати, 9 лет назад на Хабре публиковалась заметка с названием «Семь минут ужаса», и в ней речь шла о Кьюриосити и его спуске на Марс. А теперь у нас новый ровер, и мы снова ждем его спуска. И страшно, и интересно одновременно. Есть чем гордиться: все же человечество здорово ускорилось в освоении околоземного космического пространства.

Для того, чтобы все прошло, как нужно, все системы аппарата и спусковой системы должны работать идеально. Так было раньше, и хотелось бы надеяться, что все будет аналогично сейчас. Ставки высоки, и давайте посмотрим, через что именно нужно будет пройти аппарату.

Помедленнее, пожалуйста

Для того чтобы осознать сложность миссии в полном объеме, давайте оценим масштаб проблемы. Во время запуска аппарата в июле Марс и Земля находились на оптимальных позициях на своих орбитах. Специалисты рассчитали время запуска таким образом, чтобы марсоход пересек 480 миллионов километров между двумя планетами за кратчайшее время. При этом «Настойчивость» построен для специфической миссии, он направляется в определенную точку Красной планеты.

Кратер Джезеро — древнее ложе озера с диаметром в 40 км. Для человека 40 км — много, но для космического аппарата, пролетевшего миллионы километров, это практически ничто, меньше, чем точка. И нужно не просто попасть в нее, но еще и в определенную ее часть. В одной из областей Джезеро есть место, которое, определенно, раньше было речной системой. Причем эта система образовалась уже на месте кратера, многие десятки тысяч лет река несла свои воды и разные вещества в озеро. Дельта реки располагается как раз в начале кратера. На Земле дельта практически любой реки буквально кишит жизнью. Ученые предполагают, что если на Марсе существовала в свое время жизнь, то ее следы нужно искать как раз в дельте. Марсоход собирается опуститься рядом с дельтой, избегая мест с валунами и вообще фрагментированной поверхностью.

Другая проблема — размер уже не кратера, а самого ровера. Как и предыдущая система, «Настойчивость» просто огромен (для космического аппарата). Его длина составляет 3 метра, а масса превышает 1000 кг. Безопасно опустить такого гиганта очень сложно. Но, к частью, раньше эту проблему уже решили, так что, будем надеяться, все получится и на этот раз. НАСА подготовило прекрасную анимацию фазы спуска миссии.

Все начинается с того, что посадочная капсула с ровером внутри отделяется от транспортной платформы с солнечными батареями и двигателями, которая доставила марсоход с Земли на Марс. В этот момент скорость системы составляет около 20 000 км/ч, так что сбросить скорость — крайне важно. Тепловой экран капсулы в это время будет защищать марсоход от нагрева — температура возрастет до более чем 1000 градусов Цельсия.

Финальный этап

Несмотря на разреженность, турбулентность здесь есть, так что роверу придется корректировать свою траекторию при помощи специального двигателя посадочной капсулы. Во время входа в атмосферу ровер замедлится до 1500 км/ч. На этой стадии раскрывается парашют из нейлона и кевлара. Он раскрывается и наполняется «воздухом» всего за 500 мс, что еще сильнее замедляет ровер.

Затем, на высоте около 2 км от поверхности, спускаемая капсула сбросит тепловой экран, скорость при этом снижается уже до 360 км/ч. Затем от капсулы отделяется финальная посадочная система «Небесный кран». Ровер закреплен на ней. Система оснащена набором из восьми реактивных посадочных двигателей, которые сначала обеспечат зависание платформы над поверхность Марса, а затем «Настойчивость» будет спущена на специальных тросах.

На стадии посадки колеса ровера выдвинутся в рабочее положение. Если процесс будет идти так, как нужно, то вертикальная скорость марсохода при опускании на поверхность планеты составит всего около 2 км/ч.

Если что-то пойдет не так, посадочный модуль сможет переместить марсоход в безопасное место. Затем он должен отделиться, причем так, чтобы не повредить сам ровер. «Небесный кран» будет уходить от места посадки аппарата под углом в 45 градусов, чтобы максимально увеличить расстояние между собой и ровером. Лететь платформа будет до тех пор, пока не закончится топливо в баках, после чего, как ожидают ученые, она упадет на поверхность Марса далеко за пределами кратера Джезеро.

Что потом?

Что касается «Настойчивости», то марсоход проведет тестовую проверку работоспособности своих систем и сообщит о результате диспетчерам. Они об этом узнают примерно через 11 минут после начала процесса посадки. Ну и уже после этого, если все системы работают нормально, ровер начнет основную миссию по изучению поверхности Красной планеты. Кстати, посадку аппарата мы сможем увидеть во всей красе и даже услышать благодаря большому количеству камер и микрофонов, которыми оснащен ровер. Правда, эти данные в силу узкого канала связи попадут на Землю лишь через несколько недель. Их обработают и только после этого представят миру.

Насколько точными должны быть расчеты для миссии подобной сложности — сложно представить. Вероятно, эта миссия — одна из самых сложных, когда-либо выполненных человечеством. С ней сравнима миссия «Кьюриосити», и если бы она не прошла гладко, то можно было бы сильно сомневаться в успехе текущего предприятия.

НАСА будет рассказывать о посадке на своем канале, так что не пропустите.

Хотите знать, чем закончится миссия? Подписывайтесь на блог Selectel, чтобы не пропустить следующие публикации.

0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Илья Попов

Интересно, интересно и тысяча раз интересно! С нетерпением жду для человечество важную собитью. А вам большое спасибо за публикацию.

Ответить
14
Развернуть ветку
Selectel

Илья, большое спасибо, что читаете! Будем продолжать радовать интересными текстами.

Ответить
2
Развернуть ветку
Амидв Ваджранга

Когда я читаю про посадочный модуль на 8 реактивных двигателях, которого на тросах спускается ровер... это просто невероятно!!!
Интересно узнать у специалистов - какая задача инженерно сложнее: долететь до Марса, обсчитать все это или финальный десант на платформе?

Ответить
5
Развернуть ветку
Роман Александров

Жаль посадочную систему нельзя как-то использовать в дальнейшем

Ответить
4
Развернуть ветку
Ливадий Дорофеев

Было бы здорово. Это помогло бы сильно снизить расходы на дальнейшие запуски 

Ответить
0
Развернуть ветку
Роман Александров

Можно было на нее поставить камеру и передатчик с солнечной батареей чтобы хоть что-то передавала

Ответить
0
Развернуть ветку
J J

Очень красочно описано. С нетерпением жду продолжения 💪

Ответить
3
Развернуть ветку
Alexandr Kovalskiy

Была возможность отправить своё имя с этим марсоходом. Воспользовался ей пару лет назад и уже забыл об этом) А тем временем, NASA мне почту шлёт инфу о ходе полёта. Довольно забавно, потому что этот полёт становится немного личным) Кстати, сейчас есть возможность записаться на следующую миссию на их сайте, рекомендую это сделать)

Ответить
2
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

А что это даёт?)

Ответить
0
Развернуть ветку
Балкон.Ру

6 соток на марсе

Ответить
3
Развернуть ветку
Игорь Соколовский

Дай ссылку, добрый человек

Ответить
1
Развернуть ветку
Иной бинокль

"В одной из областей Джезеро есть место, которое, определенно, раньше было речной системой. Причем эта система образовалась уже на месте кратера, многие десятки тысяч лет река несла свои воды и разные вещества в озеро."  Это очень интересно! Может и правда может быть обитаемой, раз раньше действительно была вода. 

P.s. Про батут шутить не будем, над юродливыми смеяться грешно.  Или будем?)

Ответить
1
Развернуть ветку
Tailogs

Надеюсь все получиться, хотелось бы посмотреть на первые снимки и звуки от нового марсохода. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Edward Asanov

Эх и будет одинокий марсоход кататься по пустынной далекой-далекой планете..
А вообще, звучит это как говорится инкредибле, немного завидую тем, кто этим занимается, работа у них очень сложная и наверняка очень интересная

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Гагарин

Когда Россия что то хотя-бы отправила или нам уже не дождаться будет в нашей жизни

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Аксенов

Даже интересно что получится там найти. Вдруг реально какие-то следы жизни обнаружат?

Ответить
0
Развернуть ветку
Jerricho

Да сейчас привезут марсовирус какой нибудь который скажет короне - подержи моё пиво , щенок

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
ЦБ выступил против предложений Минфина о регулировании криптовалют Статьи редакции

Подход Минфина угрожает появлением «параллельной финансовой системы», считает регулятор.

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

«Эталон» требует доплаты в 300 тысяч после оформления ДДУ и выдачи ипотеки из-за ошибки в их калькуляторе

Добрый день!

Возникла неприятная ситуация с застройщиком «Эталон». В ноябре 2021 года было принято решение приобрести квартиру в жилом комплекте от застройщика «Эталон», обратилась напрямую в отдел продаж, без агентов и риэлторов. Процесс выбора несколько затянулся т.к. предложенные изначально варианты не устраивали по планировке или цене, к концу…
Как и почему люди сбегают с работы в первый день — опыт сообщества vc.ru Статьи редакции

Но иногда работодатели и сами ведут себя некорректно.

Инвестиции в IPO: научно доказанный способ зарабатывать 18% в день, или как акулы Уолл-стрит наживаются на Цукербергах

Профильные Телеграм-каналы и брокеры уверяют, что на вложениях в IPO легко получать по 100% годовых, и даже больше. В этой статье я разбираю, почему ученые-финансисты в чем-то склонны с ними согласиться — и кто на самом деле зарабатывает огромные деньги на IPO (спойлер: скорее всего, это будете не вы).

Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
Кейс: запустить шрифт для дислексиков и увеличить количество скачиваний приложения на 70%

Зачем — рассказывают дизайнер, логопед и агентство.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

null