{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровизация для малого и среднего бизнеса: модный термин или реальная возможность заработать?

О том, что весь мир переходит в цифру, сейчас говорят из каждого утюга. В цифре – будущее, неиссякаемые клиенты и уверенный поток прибыли. Однако, если оставить в стороне вопросы цифровизации какой-нибудь отрасли или гиганта типа Сбербанка, то что значит «цифровизация» для представителя малого или среднего бизнеса?

Далекое ли будущее?

Заземляем цифровизацию

Цифровая трансформация – это терра инкогнита для многих компаний. Миллионных бюджетов на нее нет, а как трансформироваться шаг за шагом – непонятно. «Не зная брода, не суйся в воду» — эту истину мы хорошо усвоили и в непонятное соваться опасаемся.

С одной стороны, цифровизация – это постепенный перевод на другой технологический уровень и в онлайн всех ключевых процессов: то, как мы создаем продукт, то, как работаем с поставщиками, с покупателями, с коллегами, как ведем документооборот, как продаем, как контролируем качество. Даже в небольшом ИП этих процессов больше десятка. Поэтому она часто видится айсбергом, к которому не подступиться.

С другой стороны, интернет и в целом цифровые коммуникации формируют ложное ощущение, что здесь все происходит быстро. Действительно, цифровая воронка продаж быстрее и эффективнее оффлайн-методов. Но перевести какой-то процесс на цифровые рельсы – это, считай, заменить основные средства производства. Поэтому компании часто разочаровываются, когда понимают, что быстро не получается.

Так как же ее внедрять?

Чтобы перейти «в цифру», не нужно разрабатывать сложные стратегии, которые потом будет сложно воплощать. Для этого важно понимать:
А) какое направление трансформации для вас сейчас ключевое
Б) какая цифровая бизнес-модель подходит вашему бизнесу
В) в чем будет ваше конкурентное цифровое преимущество

А) Направления трансформации

Здесь нет общего правила. В зависимости от специфики компании можно начинать с любого из обозначенных ниже направлений. Выбирайте то, где вы сможете увидеть быстрый результат и которое сможет стать опорой для следующих шагов:

  • Создание цифровых товаров и услуг
  • Управление жизненным циклом продукта
  • Автоматизированный сбор, хранение и обработка информации
  • Оцифровка процессов общения с клиентами и генерации трафика
  • Управление производственными процессами и сетями поставок
  • Оцифровка внутренних бизнес-процессов в компании

Б) Цифровая бизнес-модель

Сейчас их насчитывается больше 20 и постоянно возникают новые. Приведу здесь несколько самых успешных моделей, которые срабатывают в самых разных сферах и разных странах.

Модель электронной коммерции

Проще говоря, продажа товаров и услуг онлайн. Можно делать просто магазин, а можно – маркетплейс, который объединяет на одной площадке много продавцов и покупателей.

Пример: Озон и Вайлдберриз сначала торговали книгами/одеждой, а сейчас продают все! Примеры тематических маркетплейсов услуг: GdeMaterial, GigAnt, YouDo, Airbnb, Kwork.

В чем идея? Точное соединение спроса и предложения. Возможность работать в узкой нише (маркетплейс свадебных салонов или товаров для садоводов)

Требования: здесь важен удобный интерфейс, корректный matching (механизм поиска партнеров или продавцов), удобное логистическое решение.

Модель подписки

По подписке можно продавать все, что угодно: книги, боксы для рукоделия, детские развивашки, еду, информацию, услуги красоты и т.д.

Примеры: одна из самых известных подписок в области копирайтинга у Максима Ильяхова, в области инноваций – у Наташи Бабаевой), в области саморазвития – у Развивейшн.

В чем идея? Продажа конкретного товара или услуги в течение определенного времени. Человек подписался, и ты точно знаешь, что квартал/ полгода/ год у тебя есть клиент.

Требования: прозрачные каналы продаж и создание базы лояльных покупателей.

Модель Фримиум/бесплатного продукта

Способов монетизации тут много: базовая версия – бесплатна, продвинутые – платно; базовый функционал – бесплатно, продвинутый – платно; платное обучение или материалы по теме, связанной с основным продуктом и т.д.

Примеры: Evernote, Trello, Miro, Dropbox, Zoom, Todoist.

В чем идея? Ты создаешь сервис, приложение, информационный продукт с целью, чтобы им начало пользоваться как можно большее количество людей, часть из которых со временем станет платными пользователями.

Требования: быстро масштабируемый продукт, возможности для «обрастания» дополнительными платными фичами.

Понятно, что моделей много больше, чем упомянутых в материале. Мы не ставили себе задачей описать их все (это тема другого материала), скорее, обозначить направления, в которых необходимо смотреть, если вы всерьез поднимаете вопрос перехода в цифру.

В) Конкурентное цифровое преимущество

Здесь нужно провести ревизию всего, что у вас есть: клиентская база, филиалы, линейка продуктов – для того, чтобы понять, что из этого вы сможете превратить в свое преимущество.

Возможно, у вас есть прокачанные каналы коммуникаций, по которым вы очень дешево получаете новых клиентов; возможно, у вас эффективная логистика и доставка – это ваш конек; возможно, у вас отличные партнерства, которые позволяют дотянуться до очень широкой аудитории. Любой аспект, которым сильна ваша компания и который можно реализовать в онлайне, может стать вашим цифровым преимуществом.

Кого почитать на тему цифровизации на Западе

Chris Skinner, диджитал-эксперт, автор блога The Finanser

https://thefinanser.com/

Сложно подсчитать, сколько раз Криса Скиннера выбирали лидером мнений и инфлюенсером в сфере банкинга, финтеха и цифровизации. По крайней мере, в 40 самых влиятельных людей в финтех-сфере по версии the Wall Street Journal он входит последние 10 лет.

Все эти титулы он получил, консультируя компании по переходу на цифровые рельсы, среди них BBVA, China Merchants Bank, DBS, ING and JPMorgan Chase. Скиннер – мозг цифровизации. Недавно вышла его 16я (!) книга Doing Digital, ну а самые горячие новости и инсайты он по-прежнему выкладывает у себя в блоге.

Simon Taylor, ведущий подкаста Fintech Insider и популярной рассылки Fintech Brain Food

https://sytaylor.substack.com/

Подкаст, где Саймон является одним из со-ведущих, гордо носит номер 1 среди подкастов, посвященных финтеху, технологиям и переходе в цифру.

Он специализируется на банках, где внедряет технологию блокчейна, децентрализованные платежи и финтех-сервисы, преодолевая традиционно консервативные банковские порядки. Ну, а более широкую известность ему принесла работа в акселераторе банка Barclays, где он выпустил в свет больше сотни стартапов.

Anand Sanwal, CEO CB Insights
https://www.cbinsights.com/research/

Это не персональный блог Ананда, а блог его компании, но тут масса интереснейших материалов на тему цифровизации отдельных отраслей, отдельных стран и регионов, отдельных аспектов самой цифровизации.

Поскольку CB Insights – это исследовательская платформа, работающая с большими данными, то в их исследованиях можно найти массу полезных цифр, последних трендов, проиллюстрированных данными, а не просто описанием – все это позволяет принимать решения, опираясь на фактуру и цифры, ну и в целом держать нос по ветру.

А кого почитать в России?

Если не брать в расчет статьи из официальных СМИ, где пишут о цифровизации отдельных отраслей и госкомпаний, то о переходе в цифру компаний МСБ мало кто рассказывает грамотно и понятно. Но мы все же нашли несколько интересных аккаунтов в фейсбуке.

Денис Бурлаков, СЕО компаний RBK.money и osnova

https://www.facebook.com/den.burlakov

Денис – это одно из важных имен в сфере финтеха в России, его команда выкатила первый в мире open-source платежный процессинг. Деньги будущего, бесконтактные платежи, цифровой след, переход бизнеса в онлайн, бизнес-модели и продажи в онлайне – это все его сфера экспертизы.

Пишет он занимательно и разнопланово: от анализа рынка стартапов, цифровизации Арктики и цифровых профилей до стратегий выживания малых компаний в эпоху экосистем и советов по переходу бизнеса «в цифру».

Борис Преображенский, CEO Foroffice.ru
https://www.facebook.com/preboris

Борис – организатор в ПрактикаDays и он же за главного в D2C.ru – акселераторе для растущих ритейл и маркетплейс брендов. Поэтому если вам интересен такой формат как маркетплейсы, онлайн-ритейл, интернет-сервисы и магазины, то подписывайтесь на его аккаунт.

Основные темы: много интервью с владельцами компаний, которые работают онлайн, разбираются, как выстраивать бизнес, удерживать клиентов и чуток рыночной аналитики.

Аркадий Морейнис, основатель Product University

https://www.facebook.com/amoreynis

В разное время Аркадий делал свои стартапы, управлял Анти-акселератором и фабрикой стартапов, инвестировал в чужие проекты. Сейчас его основной фокус – Product University, где он с командой готовит продакт-менеджеров.

Собственно, это и есть главная область экспертизы Аркадия – разработка цифровых продуктов или услуг и вывод их на рынок.

0
3 комментария
Владислав Ильин

Мы у себя в компании тоже очень активно переходим из оффлайна в онлайн. К сожалению темы с фримумом не можем использовать (очень дорогая логистика небольших партий, т.к. все должно транспортироваться при определенной температуре). А вот подписка - это любопытно. Нет, случаем, примеров где подписная модель работает, когда использовать продукт нужно раз в квартал или полгода? Так как наш курс пробиотиков  обычно принимают с такой частотой.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Asanova
Автор

Много таких примеров. Далеко не в каждом продукте мы нуждаемся еженедельно, допустим) Я работала с сервисом Nanny Box - премиальная итальянская еда как бы от "бабушки". Ну, доля правды, в этом есть. Вся продукция была от маленьких фермеров, никакого тебе промышленного производства, такая "четная" еда. Ценник - в районе 100-150 евро за коробку. В среднем, заказывали раз в квартал. Но кто подсел на итальянские продукты, заказывали регулярно.
Детские развивашки часто выходят раз в квартал, даже наборы носков))) Они же не изнашиваются за неделю.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Оо, спасибо за интересные ссылки (особенно английские) и не сильно избитые профили в ФБ (ну кроме последнего)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда