Будущее Алексей Савкин
451

Эксперименты на людях: как работают клинические исследования

Разные компании ищут способы обезопасить исследования лекарств на добровольцах

В закладки

Иван Добромыслов, генеральный директор Data MATRIX

Клинические исследования – обязательный этап разработки препаратов и единственная возможность проверить его реальные эффекты на людях, максимально обезопасив дальнейшее распространение. Как сделать максимально эффективными исследования на добровольцах? Над этим сейчас работают несколько компаний в мире.

В 1954 году фармацевтическая компания Chemie Grünenthal в ФРГ разработала антибиотик из пептидов, который получил название талидомид. Он проявлял успокаивающий и снотворный эффект. Производителю удалось убедить регулятора в том, что мыши, на которых проводили исследования, замедлялись в движениях, так он был допущен к распространению. Талидомид продавался в 46 странах под разными названиями и для разных показаний, включая астму, повышенное кровяное давление и мигрень. К 1958 году его стали продвигать как лекарство от токсикоза для беременных женщин. К началу 60-х, по разным оценкам, в результате применения талидомида от 8 до 12 тысяч детей родились с физическими деформациями, среди наиболее распространённых проявлений которых были дефекты или отсутствие верхних или нижних конечностей.

Это один из нескольких по-настоящему хрестоматийных эпизодов, о которых в университетах рассказывают начинающим врачам, неотъемлемая часть истории развития фармацевтической отрасли, внесшая свой вклад в появление индустрии клинических исследований. После случая с талидомидом FDA провел ретроспективные исследования и отозвал по их результатам около 30% препаратов, находящихся в обращении на тот момент.

Клинический случай

В этой сфере много нюансов, и для понимания стоит привести пример. Фармацевтическая компания разработала новый препарат от вирусных инфекций, чтобы люди быстрее оправлялись от простуды. На всех доклинических исследованиях и первых фазах клинических исследований он показал себя как безопасный и нетоксичный. Чтобы убедиться, что побочных реакций крайне мало, производитель переходит к III фазе исследований, где собирает пациентов – например, 600 человек (на самом деле это число определяется профессиональными статистиками, которые высчитывают размер репрезентативной выборки для каждого конкретного случая). Для организации участия в исследовании такого количества людей, требуется работа в среднем около 15 центров – поликлиник, больниц и т.д. Каждый центр, чтобы включить в исследование этих людей, осмотрит более 60 человек. Информация по каждому из них должна быть записана, передана компании и обработана. Когда пациенты включены в исследование, нужно проконтролировать, чтобы все получили необходимый пакет документов, полностью ознакомились со всеми рисками и требованиями. У каждого пациента, согласно дизайну исследования, возьмут необходимые анализы, проверят температуру и давление, каждому выдадут препарат, потом перепроверят его состояние снова, и так много раз.

Теперь представьте, что исследование международное и во всем этом принимают участие люди в 5 странах. Прибавим к этому сложную логистику, вывоз биообразцов и т.д. Это огромный массив информации. И им нужно управлять.

Дело мастера боится

Еще 10 лет назад (а кое-где и сейчас) эта информация копилась в бумажном виде. Если вдруг вносились изменения в процедуру отбора пациентов или само исследование, все это превращалось в тонны макулатуры. В среднем, время от разработки молекулы до выводы готового препарат на рынок занимает 10-12 лет, а иногда и больше. R&D (Research and Development) – самая ресурсоемкая часть расходов фармацевтических компаний. Работа с бумагой на протяжении многих лет R&D активности – это расходы в миллионы долларов. Плюс, любой сотрудник может совершить ошибку, которая внесет искажения в собираемый массив данных, от которых зависит дальнейшая судьба препарата и людей.

Отрасли катастрофически нужен софт для управления всем этим. Первые программы для сбора данных в ходе исследования появились в США и Европе еще в 1980-х. Они не отличались широкими возможностями и понятным интерфейсом. Сегодня этот рынок условно делится между малофункциональными бесплатными решениями, дорогостоящими продуктами от всеядных международных ИТ гигантов и разработками самих участников отрасли, которые готовят предложения с внутренней экспертизой, пониманием боли специалистов и всех остальных участников этого большого процесса.

Так, в США одни из самых первых решений были предложены BioClinica и DATATRAK в 90-х годах. Сначала их функции ограничивались исключительно сбором данных в электронном виде, программы устанавливались на локальные компьютеры в центрах. Сегодня компании уровня Medidata, OpenClinica и OmniComm пользуются большим спросом благодаря удобным интерфейсам, встроенным комплексным отчетам и безопасному облачному хранению данных. При этом на R&D разработчики тратят в среднем около 20% своих доходов, по мнению экспертов, к 2022 году мировой фармацевтический рынок будет оцениваться в 1.2 трлн долл. Исследований много и решения для них на рынке продолжают появляться.

В России самый интенсивный период развития клинических исследований пришелся на середину 2000-х, а уже в 2009 появилась первая команда, разрабатывающая такие программы на локальном рынке – Data MATRIX. Вместе с другим российским разработчиком - Flex Databases, чье программное обеспечение больше ориентировано на управление проектными данными - только эти две компании представляют Россию глобальном рынке продуктов для исследований. В среднем решения для ведения документации, сбора и обработки данных в электронном виде позволяют снизить затраты на 5-10% в зависимости от фазы исследования и его терапевтической области. Однако сегодня программные продукты используются уже и для управления поставками препарата и мониторинга безопасности лекарственных средств в обращении. С ними бюджет исследования сокращается на 13%-15%.

В подобные продукты верят не только зарубежные первопроходцы фармы, но и отечественная отрасль: Data MATRIX стала резидентом кластера биомедицинских технологий Фонда «Сколково», а также подняла раунд инвестиций от ФРИИ и Primer Capital (160 млн руб.). Софт для клинических исследований не просто сокращает затраты на разработку препаратов (а значит, и потенциально – будущую стоимость). Программы имеют встроенные опции проверки введенных данных, контролируют визиты пациентов, выявляют случаи нарушения протокола и посылают автоматические уточняющие запросы. В итоге регулирующий орган получает чистые, достоверные данные, на основе которых и будет принимать решение о судьбе препарата. В прошлом году Европейское агентство лекарственных средств EMA впервые опубликовало данные клинических исследований в открытом доступе, что стало сенсационным для отрасли. Такой подход справедлив по отношению к потребителям и врачам, которые смогут использовать информацию для выбора терапии, и позитивен для производителей, так как позволит им избежать проведения «лишних» исследований и снизить риски при разработке препаратов.

Нас ждет новая эпоха, в которой любая ошибка, неточность, небрежная деталь справедливо станет общеизвестна. И так как сегодня уже есть программный инструмент, позволяющий избежать ошибок там, где задействовано здоровье человека, его нужно использовать.

#будущее #кейсы

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Савкин", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 34790, "is_wide": false }
{ "id": 34790, "author_id": 155686, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/34790\/get","add":"\/comments\/34790\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/34790"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118 }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления