{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

VR/AR в России: возможные сценарии развития

О том, почему виртуальную и дополненную реальности пора прекратить ассоциировать только с миром компьютерных игр

Привет, меня зовут Роман Ницык, в 2021 году я основал компанию Interactive, мы разрабатываем решения для бизнеса на основе VR/AR-технологий. Рынок VR|AR в России нельзя назвать высококонкурентным – игроков не так много, а крупные проекты сразу попадают в наше поле зрения. И эти проекты практически ничем друг от друга не отличаются – виртуальные пространства для музеев, истории развития компаний в виртуальном формате, квесты и подобные разработки. Узкий спектр применения VR в России складывается из двух вещей:

1. Заказчики не представляют, как технологии виртуальной и дополненной реальности могут решить задачи бизнеса, и ограничиваются развлекательным контентом, который показывают на выставках и в шоу-румах; а разработчики не всегда могут убедить заказчиков в уникальности и необходимости нового инструмента для развития бизнеса. Для большинства людей виртуальная и дополненная реальности крепко ассоциируется с миром компьютерных игр.

2. Стоимость оборудования – VR-шлемы, контроллеры, платформы – не самая низкая, особенно для рядового пользователя. В среднем цена шлемов с контроллерами составляет около 35 000 рублей.

Прогнозы и цифры

Вот основные проблемы, которые мешают иммерсивным технологиям интегрироваться в бизнес стремительными темпами, как это происходит на Западе, но это не означает, что российский сценарий развития будет кардинально отличаться. К сожалению, внятных исследований по российскому рынку VR|AR технологий пока нет, но западные исследования говорят о скором взлете мировой индустрии. Например, Statista к 2024 году прогнозирует глобальный рост мирового рынка VR|AR – его объемы составят почти 300 млрд долларов США. Для сравнения - в 2021 году объем мирового рынка составил 30,7 млрд долларов США. Также ожидается, что к 2024 году совокупная установленная база VR-гарнитур превысит отметку в 34 миллиона единиц. Для сравнения - в 2021 году объем продаж гарнитур виртуальной реальности во всем мире составил 6,1 млн.единиц.

А что российские производители VR-оборудования

Экспансия виртуального пространства, особенно бизнесом, начнется с перехода оборудования в доступный ценовой сегмент. Процесс интеграции новых технологий в повседневную жизнь могли бы ускорить отечественные медиакомпании. Тот же “Триколор ТВ”, который производит свое оборудование на заводах в Гусеве, мог бы собирать VR-шлемы, привлекая тем самым новых абонентов и пользователей. Снижение стоимости VR-шлемов гарантированно повысит потребительский спрос на оборудование и значительно увеличит производство иммерсивного контента.

К слову, у отечественных производителей были попытки создания VR-шлемов, например, российский стартап Deus в 2017 году анонсировал выход двух моделей шлемов. На сайте разработчика указано, что проект осуществляется при грантовой поддержке Фонда “Сколково”. В массовые продажи шлемы так и не поступили, а последние новости разработчика датируются 2020 годом.

Не будем забывать, что кроме производства шлемов, необходимо написать программное обеспечение, а также предоставить в открытый доступ SDK software development kit — «комплект для разработки программного обеспечения”, совместимый с форматами производства VR-контента. Возможно, у отечественных производителей возникли проблемы именно с ПО девайсов.

Таким образом, российский рынок производства VR-оборудования по-прежнему не занят.

Не играми едиными

Область применения VR/AR технологий и контента действительно обширна. Условно принцип построения контента в VR можно разделить на несколько направлений:

- Воссоздание объектов, пространства. Например, компании могут значительно снизить свои затраты на дорогостоящих демонстрационных объектах, перенести шоу-румы в виртуальную реальность. С помощью VR|AR технологий можно проводить экскурсии на предприятия, закрытые территории. Прототипы продукции, перед массовым запуском, можно создать в виртуальной реальности и даже начать продажи. Для музеев VR/AR - настоящая находка: это увеличение посещаемости, сокращение бюджета и времени на реставрационные работы, доступ к редким или навсегда утраченным экспозициям, экскурсии в недоступных локациях. VR|AR имеет огромный потенциал в сфере образования: в вузах и школах проходит обучение без привлечения больших средств на демонстрационное пособие, не говоря уже о высокой вовлеченности в образовательный процесс.

- Моделирование ситуаций, проверка гипотез. Уже сегодня при помощи новых технологий обучают специалистов в разных областях - в медицине, авиации, инженерии, строительстве. Например, в фармакологии моделируется действие лекарства на пациента. Также в медицине пациенты проходят реабилитацию при помощи VR-платформ и симуляторов

- «Ты тута и я тута». Метавселенные, которые скоро станут актуальны в виде виртуальных офисов, деловых мероприятий. Некоторые западные компании уже внедрили опыт проведения мероприятий и формирования офисов в VR. Новое поколение виртуальных мессенджеров – VR чатов – тоже будет формироваться в едином виртуальном пространстве.

- Рынок рекламы получит новый виток развития. Интеграция рекламы в программные продукты компаний просто неизбежна. Реклама пойдет за своей целевой аудиторией и трансформируется под новый формат потребления VR|AR контента

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Маслюков

Я как разраб сделал AR-приложение для дизайн-студии производящей мебель, все довольны

Ответить
Развернуть ветку
Interactive
Автор

Это очень интересно, расскажите подробней, пожалуйста. если не секрет, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Маслюков
Ответить
Развернуть ветку
Igor Lopatin

Пока не появятся небольшие носимые AR девайсы, всё это баловство.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Dolgov

Тема заявлена, но не раскрыта. Как бизнес сможет использовать AR/VR?!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власов

посмотреть как выглядит к примеру стол, который ты продаешь, в интерьере, может привести и к тому, что смысла приходить в шоурум не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власов

Спасибо, наконец-то хоть кто-то нормлаьно объяснил что и как

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда