{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Егор Абрамов

Взгляд венчурного инвестора на Блокчейн | 16: Web 3.0

Новый Интернет сейчас является самой горячей темой, которую обсуждает Twitter, о которой пишет Techcrunch и в которую инвестируют лучшие VC фонды планеты. Рассказываю, что это такое, какие инновации несет, какие уже есть бизнес-кейсы.

Немного истории

  • Web 1.0: read only. Сначала было слово и слово было Web. Первая итерация Интернета появилась в 1990-х и она была только для чтения. Большинство владельцев веб-сайтов использовали их для публикации своей информации, которую они хотели донести до людей. Просто текст, просто картинки, просто данные.
  • Web 2.0: read / write. В начале 2000-х Интернет начал становиться интерактивным. У посетителей сайтов появилась возможность создавать собственный контент и взаимодействовать с другими посетителями. Это существенно изменило весь ландшафт Интернета за очень короткое время. Все соцсети, мессенджеры, маркетплейсы, мобильные приложения – продукты той эпохи. И они оказались в руках крупных корпораций.
  • Web 3.0: read / write / own. Сегодня в Интернете можно читать и создавать. Но нельзя владеть, это не предусмотрено его конструкцией. Все, что создано вами: ваш аккаунт в Meta, ваши сообщения в Whatsapp, ваша переписка в Gmail, – всё это собственность компаний-владельцев этих платформ. Web 3.0 отличается от современного Интернета тем, что там появляется возможность владеть цифровыми активами.

Преимущества Web 3.0

Раз основная инновация Web 3.0 – это возможность владеть цифровым активом, то сразу же становятся понятны преимущества. Подумайте, как изменило мир появление частной собственности, также сильно теперь изменится мир Интернета.

Например, представьте себе, что государство вдруг провело реформу в области недвижимости. Теперь вам можно купить квартиру и жить в ней, но нельзя ее продать либо сдать в аренду. Если вы хотите расширить жилплощадь и поменять 1-комнатную на 2-комнатную, вам надо 1-комнатную просто-напросто забросить. И потом купить себе новую 2-комнатную. Как вы думаете, как люди стали бы поступать в таком случае?

Рискну предположить, что многие предпочли бы подождать и сразу же купить квартиру побольше, зачем тратить зря деньги – и так ждали бы всю жизнь. Это приведет к тому, что экономика в таком государстве придет в упадок. Потому что возведение новых зданий, покупка квартиры, связанный с этим переезд, ремонт, смена бытовой техники и проч – это сильный «разгон» для любой экономики. Чем больше люди переезжают и потребляют – тем лучше.

Вот и в современном Интернете, его условная «экономика» находится в большом упадке и контролируется несколькими крупными компаниями, которые монополизировали информационный ландшафт. Web 3.0 принесет качественно новый уровень функционирования этой экономики и вдохнет в нее новую жизнь.

Реальные бизнес-кейсы

Чтобы не быть голословным, приведу примеры применения инноваций Web 3.0 на практике.

  • Финансовые технологии. Самый первый бизнес-кейс – создать аналог золота и торговать им, играя на повышение / понижение. Далее, перенести в крипто-мир аналоги бумажных денег – и начать делать друг другу «денежные» переводы за недорого. Потом начать друг друга кредитовать с целью получения «плеча» для той же торговли синтетическим золотом. Ну и вся инфраструктура вокруг этого – биржи, деривативы, кошельки и тп. Все это уже создано и работает. Человеческие жадность и зависть – мощнейший двигатель прогресса.
  • Creator economy. Сейчас много замечательных творческих людей хотят работать удаленно и продавать свои продукты / услуги через Интернет. Некоторые из них занимаются созданием контента – художники, музыканта, писатели, порноактеры/актрисы, блогеры, дизайнеры, фитнес-тренеры, программисты. Они хотели бы сначала создать контент, потом продать его, а потом получать выплаты каждый раз, когда контент перепродается. Это невозможно сделать в Web 2.0, но вполне реализуемо в Web 3.0. Направление находится пока в зачаточном состоянии, но способно изменить рынок труда в этих профессиях до неузнаваемости.
  • Метавселенные. Люди все больше времени проводят онлайн. В моем детстве (90-ые) почти ни у кого не было компьютеров, сейчас iPhone показывает, что я в среднем 4 часа в день провожу в телефоне, а еще столько же – в ноутбуке. И кстати моя деятельность не связана напрямую с Интернетом.

    Когда я говорю: «Метавселенная», я имею в виду взаимосвязанный виртуальный мир (совсем не обязательно VR). Это когда вы провели презентацию на 1000 зрителей в своем офисе в Decentraland, а потом тот же аватар используется в вашей Zoom-комнате, а потом вы решаете немного расслабиться и поиграть в Roblox (ведь вы с 9 лет в него играете каждый день). И все – одной вашей виртуальной личностью, на которую также заведен аккаунт в Meta. Сейчас это тоже делается, но связанность миров слабая. Завтра – это будет один мир.
  • Time sharing. Продажа своего времени – интересный феномен. Допустим, что вы – яркий спикер, либо консультант с высокой экспертностью, артист, преподаватель и так далее. Вы хотите зарабатывать себе на жизнь онлайн-выступлениями, встречами, уроками. Ваше время стоит денег, возможно немалых. Но как понять – сколько?

    Вы выпускаете токен своего времени, один токен = один час. Вы гарантируете своей личной репутацией, что по предъявлении такого токена вы 1 час будете выступать на интересующую заказчика тему. Вы продаете сначала немного, токены начинают торговаться на бирже. И рынок определяет цену вашего часа. Если он стоит допустим 5000 рублей, то кто-то может забукировать это время, попросить вас, например, рассказать тему из области Квантовой физики для подготовки к сдаче экзаменов. А если оно дорогое и стоит 5 млн рублей, то значит 1000 человек скинутся по 5 тыс. рублей, купят час вашего времени, и вы выступите на всю аудиторию (например, вы Нобелевский лауреат по физике). И говорить не стоит что это – утопия в Web 2.0, но относительно легко реализуемая история в Web 3.0.

И так далее. Примеров можно приводить много, ограничены они только нашей фантазией. И еще много раз будут отфильтрованы практикой.

Ложка дегтя

Я буду не я, если не добавлю: «Но». Сейчас технологии Web 3.0 находятся в зачаточном состоянии. Реального распространения этих сервисов среди широкого круга потребителей не наблюдается. Этому препятствует сложность системы, неприятие регуляторов, недостаточный уровень безопасности, засилье «романтиков с большой дороги», наконец высокая стоимость входа.

Все это преодолимо. Тысячи умнейших людей работают над технологией. Миллиарды долларов инвестируются в инфраструктуру. Страны начинают понимать, что Web 3.0 тут всерьез и надолго, а сообщество – что нужно выходить в легальное поле и договариваться с регуляторами. А как только это начнет происходить, то и стоимость входа снизится до нулевой, и безопасность станет выше, чем сейчас в Интернете, и «работники ножа и топора» попритихнут. А пока нам, инвесторам, нужно осторожно выбирать цели в этой мутной, но плодородной воде. Тут будут делаться состояния.

0
1 комментарий
KeepSilent

Так-то совсем недавно уже были статейки на эту тему, даже тексты похожи вроде )

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null