{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Бронирование зарядки для электромобиля: опция, о которой все спорят

Бронирование зарядных сессий — опция, которая активно обсуждается в среде электромобильности, причем отнюдь не всегда как нечто позитивное.

Многие российские водители электромобилей скептически относятся к бронированию, им кажется, что оно создаст неразбериху около станций. Например, я приезжаю на любимую зарядку, но не могу ею воспользоваться, потому что кто-то забронировал её три раза подряд, и ближайшие восемь часов станция будет недоступна. Другие водители не желают пользоваться бронированием, потому что предпочитают не планировать: стихийность – часть их жизненной парадигмы.

Но то, что пользователи заинтересованы в появлении функции также не вызывает сомнений. Бытует такая практика: в комментариях на PlugShare (самой большой в мире карте зарядных станций, а заодно и социальной сети электромобилистов, которая, к слову, перестала работать в России на прошлой неделе) пользователи пишут у какой-нибудь станции: «Занял на три часа». Таким образом, они стараются оградить себя от очереди с другими водителями, которые будут их торопить.

Комментарий водителя, который занял зарядку с PlugShare

Очевидно, что возможность забронировать зарядные сессии на пару недель подряд и исключить хаотичный поиск свободной станции, делает зарядку более прогнозируемой. Это важно не только для единичных водителей, но для различных сервисов, например, доставок или электрического каршеринга.

Как бы то ни было, бронирование зарядных сессий – новая для России функция. В Европе и США её используют отдельные сети и агрегаторы, например, EV Go, но, что удивительно, несмотря на колоссальную разницу в числе электромобилей в России и странах Европы, там бронирование тоже мало кем поддерживается.

Итальянское приложение Be Charge

Что такое бронирование зарядной сессии?

Итак, бронирование зарядных сессий на станциях – это функция, которая позволяет единожды записать за собой четко определенное время пользования зарядной станцией в будущем, и на это время сделать забронированный коннектор недоступным для других.

Бронирование зарядных сессий мобильном приложении ZEVS

Сегодня многочисленные создатели платформ и приложений для зарядных станций подменяют понятия, называя бронированием опцию резерва, которая позволяет занять станцию исключительно от текущего момента на некий фиксированный срок. Возникает путаница.

В погоне за пользователями разработчики и владельцы зарядных сетей стараются подробно расписать преимущества своего продукта, а возможность «забить» станцию заранее, безусловно, является мощным положительным стимулом для визита на сеть, где она реализована.

Именно поэтому в практике зарядных сессий и российских приложений для водителей электромобилей словом «бронирование» нередко называют резервирование или возможность занять станцию от настоящего момента и на некий срок, без возможности отсрочки. Такая нестыковка логически вытекает из возможностей протокола, через который работают зарядные станции. Давайте разберемся.

Reserve Now

Все современные зарядные станции работают с протоколом OCPP (Open Charge Point Protocol — открытый протокол зарядной станции). Он связывает зарядные станции с централизованными системами управления. OCPP поддерживает команду «Reserve Now», которая подразумевает функцию резервирования зарядной станции только в текущем моменте. Поэтому некоторые российские зарядные сети и приложения предлагают функцию резерва, которую радостно называют бронированием. Хотя, по сути, резерв в текущем моменте бронированием не является.

Диаграмма резервирования из протокола OCPP 1.6

Как устроено бронирование?

С точки зрения OCPP резерв можно реализовать довольно легко (в этом случае сервер отправляет на станцию запрос Reserve now, и станция переходит в режим занятой на период времени указанный в запросе), а настоящее заблаговременное бронирование является надстройкой. Его создание требует дополнительных усилий, креатива от разработчиков IT-платформы, которая управляет станциями, причем с глубоким пониманием бизнес процессов (сценариев использования) и деталей работы зарядок в реальной жизни.

Бронирование предполагает гибкую схему пользования: приложение информирует станцию о будущих бронях, и на заказанное время станция становится недоступна для других пользователей. Далее станция ждет забронировавшего пользователя в течение 10-15 минут, и если сессия не начинается (например, водитель не приехал), станция освобождается.

Таким образом, неразбериха в виде занятых на часы пустых станций становится невозможной.

Итак:

Бронирование

· Можно забронировать сессию в будущем (недели вперед) на ограниченный срок (зависит от того, какие временные слоты предлагает приложение)

· Если пользователь не приехал, станция освобождается через 10-15 минут и становится доступной всем.

Резервирование в моменте (не бронирование)

· Сессию нельзя забронировать в будущем (только в текущем моменте или за короткий интервал, вроде 5-10 минут)

· Если пользователь не приехал, станция остается недоступной для всех на период резервирования.

Вывод

Чтобы подытожить, добавим, что бронирование зарядных сессий – это технологичная функция, которая изначально отсутствует в функционале зарядных станций, в рамках протокола OCPP. Бронирование – это дополнительный сложный функционал, который реализуется силами сервисной компании (приложения, агрегатора зарядных станций, владельца сети станций и т.д.) с целью развития и улучшения пользовательского опыта взаимодействия с зарядными станциями.

Если бронирование имеется у сети, то оно должно работать на благо удобства пользователей и оптимизации расписания станции, а не мешать или создавать на зарядных станциях очереди.

И хотя наши пользователи еще не очень привыкли к опции бронирования, мы убеждены, что скоро они распробуют все преимущества, и российские приложения будут догонять западных коллег и предоставлять под именем бронирования именно то, чем оно является по определению.

Сегодня полноценная функция бронирования зарядных сессий в России реализована только в одном мобильном приложении - ZEVS. Компания занимается разработкой IT-продуктов для зарядной инфраструктуры с 2018 года.

0
3 комментария
Алексей Шаповалов

"Если пользователь не приехал, станция остается недоступной для всех на период резервирования"
ООО начнется:это какой козел забронировал и не приехал?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чаплыгин

Мне кажется идея хорошая до реализации. Стоит грамотно продумать все нюансы заранее, вот например самый из них очевидный сразу. У нас же как обычно от концепта до реализации - пропасть

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

https://www.youtube.com/watch?v=_LqGklCsHgU

Едешь такой маршрут запланировал через зарядку, приезжаешь на неё с пустой батарейкой, а там кто-то что-то "забронировал" о чем узнать заранее можно примерно никак. Вот она стоит родная, а использовать её нельзя.

Первая реакция, обоссать и сжечь такую зарядку или не называйте её общественной и уберите с карты, а прям так и пишите, только для гей-клуба занимал и бронировщиков, по клубным картам.

А вообще любой дефицит порождает мутные схемы с забиванием, бронированием, заниманием и прочей мерзостью, с которой нормальный человек не слезший вчера с пальмы, дел иметь не хочет. Это мы так до покрышек перед зарядками доживем. Типа я тут рядом живу это моя зарядка я тут всегда заряжаюсь. =))

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда