{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Прощай Болонский процесс. Россию изолировали от мировой системы образования?

Болонская система воспринималась как механизм интеграции России в мировое образовательное пространство, способ расширения сотрудничества с ведущими мировые вузами, а поэтому и как способ повышения качества и конкурентоспособности российского образования. У многих исключение российских вузов из Болонского процесса вызвало озабоченность: означает ли это, что Россию изолировали от мировой образовательной системы?

Стали активно обсуждаться возможные изменения в системе высшего образования в России. Но Болонский процесс – это не столько двухступенчатая система бакалавриата и магистратуры, сколько общеевропейская единая образовательная зона, где студенты, преподаватели и ученые в идеале могут свободно перемещаться между странами.

Под мировым рынком высшего образования обычно понимают обучение иностранных студентов. Зачем они вообще нам нужны? Самый простой ответ, который лежит на поверхности, – это дополнительный источник доходов для вуза. Но есть и другие экономические эффекты – иностранные студенты тратят деньги в экономике страны, а это уже доходы индустрии питания, туризма и развлечений, транспорта, аренды жилья и многого другого. Раз есть доходы, это еще и косвенным образом вносит вклад в поддержание (или создание) рабочих мест.

Кроме того, иностранные студенты, вернувшись домой, более лояльны и дружелюбно настроены к той стране, где учились. Их можно рассматривать как инструмент «мягкой силы», продвижения своих интересов и идей за рубежом, а это уже геополитический вопрос.

Взглянем на России с двух сторон: как на экспортера и как на импортера образования.

Экспорт образования

Экспорт образовательных услуг предполагает привлечение иностранных студентов на обучение в Россию. Согласно данным Unesco всего в мире чуть более 6 млн человек, которые обучаются за рубежом. Больше всех привлекают США – здесь учится почти 1 млн иностранных студентов, около 16% мирового рынка. Кстати, для американской экономики это одна из значимых статей экспорта. В 2020-21 учебном году иностранные студенты привнесли в экономику США 28,4 млрд долл. (с учетом влияния пандемии, а годом ранее было 38,7 млрд долл.).

Россия же в мировом рейтинге занимает 5 место (хоть и с более скромным экономическим эффектом) после США, Австралии, Великобритании и Германии. В России обучается около 300 тыс. иностранных студентов. По их численности Россия уже обогнала Канаду, Францию и Японию, поднявшись с 8 места в 2004 году. Сейчас доля России на мировом рынке образовательных услуг составляет 4,7%, а в 2000 году была 2%.

Количество иностранных студентов, обучающихся в странах мира и доля стран на мировой образовательном рынке по данным Unesco

Советский Союз в свое время был третьей страной в мире по количеству иностранных студентов.

Посмотрим, кто приезжает в Россию получать высшее образование. Больше всего студентов из стран СНГ – 182 тыс. чел., или 64,3% всех иностранных студентов. Если без разбивки на регионы, то основные страны-поставщики студентов в Россию это:

  1. Казахстан – 71,4 тыс. человек
  2. Туркменистан – 27,9 тыс.
  3. Узбекистан – 27,4 тыс.
  4. Таджикистан – 22 тыс.
  5. Украина – 21,6 тыс.
  6. Китай – 18,5 тыс.
  7. Индия – 12,1 тыс.
  8. Беларусь – 11,6 тыс.
  9. Азербайджан – 10,9 тыс.
  10. Кыргызстан – 7,3 тыс.

Среди стран дальнего зарубежья можно выделить арабский регион (Ирак, Марокко, Египет), в Азии – Иран, Малайзия, Вьетнам, среди африканских стран больше всего студентов из Нигерии.

Когда мы говорим о Болонском процессе речь идет в первую очередь о европейском образовании. Из стран Европы в России обучается не такое большое количество студентов. Если убрать из расчетов Беларусь, Молдову и Украину, то получим чуть более 3 тыс. человек, т.е. всего 1,1% иностранных студентов в России.

Таким образом, выход России из Болонского процесса практически никак не скажется на экспорте российского образования – Россия остается одним из важнейших поставщиков услуг высшего образования, хоть и с бóльшим фокусом на региональное лидерство. Ущерб экспорту образования скорее может нанести формируемый извне негативный образ и восприятие России.

Импорт образования

Говоря об импорте образования, мы имеем виду россиян, которые направляются на получение высшего образования за рубеж. Крупнейшей страной, направляющей студентов на обучение, является Китай – более 1 млн китайских студентов обучается в зарубежных вузах. Далее следуют Индия, Вьетнам, Германия, Франция, США, Ю. Корея, Непал, Казахстан и др.

Россия по этому показателю находится на 25-ом месте, ежегодно направляя за рубеж чуть более 50 тыс. студентов (тоже ощутимое число для мирового рынка). Если посмотреть на географию стран, куда направляются россияне на получение высшего образования, станет ясно, что именно выездная мобильность пострадает в большей степени из-за прекращения сотрудничества с европейскими вузами.

Больше всего россиян с учебными целями направляется в Германию – 9,6 тыс. чел. Это примерно пятая часть из числа всех, кто выезжает за рубеж из России по учебным целям. Далее следуют Чехия – 4,4 тыс., Великобритания – 3,6 тыс., Франция – 2,8 тыс., Финляндия – 2 тыс. В целом 55% направляется в вузы Западной Европы, еще 24% - на Центральную и Восточную Европу.

Всё же не только Россия пострадает, но и европейские вузы. Например, для Германии Россия – пятый поставщик иностранных студентов, для Финляндии и Эстонии мы вторые, для Чехии – третьи. А вот для Великобритании или Франции Россия не такой уж и значимый партнер. Однако, есть рынки, для которых потеря России будет критичной.

В целом, пострадают с одной стороны и россияне, желающие по тем или иным причинам получать обучение в Европе, а с другой стороны и европейские вузы, которые потеряют поток российских студентов (не беря во внимание, что это еще и инструмент «мягкой силы»).

Возможно ли теперь поступить в зарубежный вуз?

Поступить в европейские вузы было возможно и до вступления России в Болонский процесс, будет возможно и после выхода из нее. Если говорить об уровне бакалавриата, то поступить можно после 11 лет школы, но в ряде случаев (например, для поступления в немецкий вуз) придется отучиться еще один год в российском вузе. Немного сложнее станет поступление на программы уровня магистратуры (а именно по уровням магистратуры и выше основная часть россиян направляется за рубеж).

Стоит учитывать и другие проблемы, не связанные с выходом из Болонского процесса. Например, для поступления требуется подтверждение знания иностранного языка – чаще всего это международные сертификационные экзамены. С этим сейчас тоже есть проблемы.

Тем не менее, мы понимаем, что в европейские вузы поступает большое количество иностранных студентов из стран, которые не являются участниками Болонского процесса. Поэтому возможности есть и остаются – станет сложнее, но не невозможно.

Кроме того, мировой образовательный рынок не ограничивается только Европой. Если 20-30 лет назад большинство иностранных студентов со всего мира направлялись преимущественно в Европу и Северную Америку, то сейчас появились новые страны, привлекательные для получения высшего образования. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Турция, Ю. Корея, Саудовская Аравия, Сингапур и многие другие, которые раньше традиционно считались лишь странами, направляющими студентов за рубеж.

Кроме того, российские вузы участвуют и в других проектах, как Сетевые университеты ШОС и БРИКС. Помимо Болонского процесса, у России имеются двусторонние соглашения с рядом стран о взаимном признании дипломов, в том числе и с европейскими странами. Это оставляет возможности для сохранения сотрудничества, хоть и появятся дополнительные формальные сложности. Поэтому потенциал для международного сотрудничества России в сфере высшего образования достаточно широкий, и нет оснований говорить об образовательной изоляции России.

Равиль Асмятуллин
кэн, доцент Института Мировой Экономики и Бизнеса 
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Кузнецов

А получить бесплатное образование в России и уехать зарабатывать на этом на Запад все еще можно будет?

Ответить
Развернуть ветку
Равиль Асмятуллин

Запрета на выезд за границу с образованием, полученным за бюджет, у нас нет ) хотя в разное время такой вопрос и подниммался - но остаётся лишь на уровне обсуждений.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кузнецов

Не, ну запрет на выезд это было бы слишком. А вот финансовые вопросы неплохо бы как-то продумать.

Ответить
Развернуть ветку
василий василий

Учился в инсте по этой системе. И как окончивший техникум по советской системе и институт по болонской скажу, что последняя просто убожество.Тебя вроде бы учат, ты вроде бы что то знаешь, но по факту, когда доходит до практики ты понимаешь что ничего не знаешь. Вооьще институт, любой, как таковой, не учит чему то конкретному, он скорее даёт тебе умение учиться и развиваться, искать и находить решения, опираясь на некий базис. В болонке этот самый базис, да и знания даются очень узко и фрагментарно, что по итогу выпускает специалиста, который мало что знает и умеет.
И выход из болонки даст надежду на возрождение традиционной системы образования.
А так, наши дипломы и сейчас мало где котируются, все равно приходится переучиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Я видел, как внедрялась болонская система на хорошем факультете в хорошем университете. Сказать, что качество образования пострадало, нельзя. Да и срок обучения специалиста в 5.5 лет и магистра в 6 лет, как бы очень похожи. Поменялись ли подходы к обучению? Не очень. Да, преподавателям пришлось придумывать балльно-рейтинговые системы, ставить студентам оценки на экзаменах сразу по 3 разным шкалам, но это мелкие неудобства. Мне кажется, что как на факультет ездили представители европейских вузов для саморекламы, чтобы сманить к себе немного студентов, так и будут ездить.
Я не видел, чтобы болонская система в России реально работала, поэтому не вижу никаких проблем в её отмене. Да и представителей азиатских и африканских стран она вообще не беспокоила. Они за образованием приезжают, а не за корочками для Европы.

Ответить
Развернуть ветку
Диана Рубенцова

абсолютно с Вами согласна, советское образование у нас в стране было достойным, давало хороший багаж опыта и знаний, сейчас уровень знаний многих выпускников вызывает вопросы, не понятно как они диплом защитили...хотя конечно понятно как((

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда