{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

CultTech: кто и почему платит за технологии в культуре

Алексей Стеблёв, генеральный директор междисциплинарного интегратора цифровых технологий RDI.Digital, рассказывает о CultTech — новом многообещающем рынке и пространстве для инвестиций в России.

Область Creative and Cultural Industries (CCI), занимает важное место в мировой экономике и оперирует значительными деньгами. В Азии объемы этого рынка Ernst&Young оценивает в 743 миллиарда долларов, в Европе — в 709, а в Северной Америке — в 620 миллиардов. Поскольку на сегодняшний день развитие ни одной сферы деятельности невозможно без участия IT-технологий, внутри огромной индустрии CCI развивается рынок CultTech.

Этим термином в последнее время все чаще называют область технологий для культуры. Речь, например, о самообучающихся чатботах для общения с действующей аудиторией и привлечения новой, дополненной реальности, которая позволяет презентовать информацию посетителям новыми способами, виртуальной реальности, которая дает возможность организовать культурное пространство где угодно, а также нейросетях, которые рекомендуют аудитории то, что им будет интересно увидеть. Стоит обязательно упомянуть технологию блокчейн, поскольку там, где речь идет не только о знакомстве с искусством, но и об обладании им, необходим высокий уровень безопасности сделок.

CultTech в России

Весь культурно-креативный рынок можно очень условно разделить на два больших блока. Первый (музеи, выставки концерты) — все, что знакомит людей с искусством. Второй — приобщение через приобретение предметов искусства и авторской интеллектуальной собственности. Российский рынок предметов искусства несоизмерим ни с европейским, ни, особенно, с американским, где коллекционирование и, следовательно, инструменты для покупки арт-объектов существенно более продвинуты, чем у нас.

Однако, с точки зрения технологий для музейно-выставочной, концертной или театральной сфер, Россия не уступает ведущим мировым странам. Большинство основных музеев в России сегодня имеют свои приложения для мобильных телефонов. Многие внедряют продвинутые технологии аудиогидов, разной степени продвинутости, от отдельных аппаратов, в которых нужно нажимать на номер экспоната, до “зашитых” в приложение и чувствительных к местоположению относительно объекта. Сервис Artefact, разработанный Министерством культуры, использует дополненную реальность: при наведении камеры смартфона на предмет искусства пользователь получает дополнительную информацию о шедевре. Третьяковская галерея в сотрудничестве с интегратором цифровых технологий RDI.Digital разрабатывает блокчейн-проект My Tretyakov, который позволит оцифровать экспонаты галереи и сделать уникальную коллекцию Третьяковки доступной пользователям по всему миру.

Кто финансирует CultTech

В России внедрение технологий в работу культурных институтов в значительной степени зависит от государства, этим определяются и плюсы, и минусы ситуации. В большинстве западных стран в такие разработки инвестируют частные благотворители, попечительские советы и специальные фонды — учреждения, очень близкие по структуре к бизнесу. Благодаря этому реализуются разносторонние подходы к проблеме технический оснащенности. В России же, как правило, единственным дистрибьютором денег для учреждений культуры является государственный орган — Министерство культуры. Он финансирует и, следовательно, контролирует разработки в этой сфере. С точки зрения такого органа логично разрабатывать и внедрять централизованные, универсальные инструменты, которыми затем будут пользоваться все культурные институты в стране. На деле такой подход не всегда приводит к оптимальному результату: у каждого культурного пространства своя “аура”, свое настроение — их сложно “посадить” на одну технологическую платформу.

К счастью, и в России ведущие музеи имеют фонды, которые позволяют им использовать внебюджетные средства для технологического развития. Члены наблюдательных советов понимают, что для сохранения популярности музея и вовлечения новых аудиторий необходимо внедрять новые технологии, и выделяют на это средства.

Появляются глобальные проекты по цифровизации культуры, например, международная лаборатория CultTech Lab, в результате которой в пяти ведущих музеях и театрах России появятся цифровые решения, разработанные стартапами. Эта инициатива позволяет учреждениям культуры в сотрудничестве с разработчиками решить стоящие перед ними технологические задачи без финансовых вложений до момента получения готовой рабочей идеи или прототипа. В 2018 году заказчиками лаборатории стали Третьяковская галерея, Музей истории ГУЛАГа, Большой драматический театр им. Товстоногова, Московская филармония и Пермский театр оперы и балета. Для этих учреждений культуры стартапы разрабатывали блокчейн-систему продажи билетов, образовательные игры с применением AR и VR, систему лояльности с использованием биометрического распознавания и многое другое.

Зарождается новый, пока еще не очень большой класс людей, которые делают ставку на грядущие социальные изменения. Они считают, что когда искусственный интеллект, роботизация и прочее развитие технологий в огромной степени увеличит количество свободного времени, человек неминуемо обратится к культуре в широком смысле этого слова. Люди, которые придерживаются таких взглядов, предвидят огромный рост рынка культуры и CultTech в частности. С ними согласны специалисты из Deloitte, прогнозирующие двукратный рост этого рынка в грядущем десятилетии. Инвесторы хотят оказаться близко к технологиям, которые обеспечивают развитие этой сферы.

Активный рост CultTech в ближайшие годы — отличный шанс для стартапов выйти на этот многообещающий рынок, правильно выбрать нишу, найти заказчика и реализоваться в области технологий в культуре. Уже через несколько лет, когда сфера станет более развитой, порог для входа будет гораздо выше.

0
1 комментарий
TETA ETA

Вопрос без всякой подковырки, просто хочется реально понять:

"блокчейн-проект My Tretyakov, который позволит оцифровать экспонаты галереи и сделать уникальную коллекцию Третьяковки доступной пользователям по всему миру" - почему нельзя просто оцифровать и вывесить в интернете? какие боком тут блокчейн вообще?

"Для этих учреждений культуры стартапы разрабатывали блокчейн-систему продажи билетов" - чем стандартная система продажи билетов, коих немало, не устраивает? В чем тут конкретное и явное преимущество блокчейна?

Выглядит это все, как тупо впаривание блокчейн-"проектов" и накрутка цены - там, где этого вовсе и не нужно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда