Обманчивый космос или невеликие комбинаторы

Принято считать, что космос — территория честного бизнеса. Однако, как любая среда, в которой крутятся большие деньги, космическая сфера время от времени рождает своих комбинаторов, великих и не очень. Одни выводят на рынок заведомо несбыточные проекты, зарабатывая очки дешёвым самопиаром. Другие откровенно изымают средства у чересчур доверчивых граждан.

В закладки

One Marsианские хроники

В 2013 году никому не известная компания Mars One вышла на краудфандинговую площадку Indiegogo со «скромным» проектом создания обитаемой станции на Марсе. Инвесторам было предложено скинуться на первый этап программы: запуск в 2018 году посадочной станции и спутниковой миссии. Была обозначена необходимая сумма — $400 000. То, что бюджет аналогичных марсианских проектов составлял миллиарды долларов, инвесторов не отпугнуло — Mars One собрал 78% от заявки или $313,744.

Пришёл 2018 год. В мартовском интервью основатель компании Бас Лансдорп заявил, что, несмотря на небольшие финансовые трудности, первый этап проекта успешно завершён, второй начнётся в 2019-м.

Чем же занималась Mars One эти пять лет? Провела онлайн-регистрацию энтузиастов для участия в программе (202 586 заявок). Собрала вступительные взносы, которые в зависимости от страны проживания кандидата составляли от 5 до 73 долларов (4227 плательщиков). Всё. Ах да, ещё Лансдорп ежегодно объявлял о переносе сроков проекта на 1-3 года.

Что дальше? Людей уже набрали, осталось всего ничего:

● запустить разведывательную миссию с посадочной станцией и марсоходом;

● отправить несколько миссий по доставке блоков для строительства станции (сами блоки тоже предстоит сконструировать);

● последовательно доставить на Марс несколько групп поселенцев.

Удивительно не то, что у Mars One ничего не получается и никогда не получится. Удивительно, что нашлись люди, готовые воспринять этот бред всерьёз. Их не насторожило, что стартап с тремя сотнями тысяч, надувая щёки, выходит на рынок, где работают правительственные агентства и международные консорциумы с совокупным капиталом в десятки миллиардов. Их не напрягло, что технологий, позволяющих создать на Марсе защищённую станцию для длительного проживания людей на полном самообеспечении, как не было в 2013-м, так нет и сейчас. Чем думают эти люди, для меня загадка.

На фоне всех вопиющих нестыковок особенно смешно и нелепо выглядят претензии к Mars One по поводу поверхностности процедуры отбора участников или присвоения гонораров за их интервью. Это всё равно, что всерьёз обсуждать технические неисправности автомобиля, от которого в наличии только клаксон.

Настоящий детектив

Вторая история — готовый сценарий для остросюжетного сериала. Куда смотрят HBO и Netflx, непонятно.

1 серия

Начиналось всё красиво. В сентябре 2014 года некоммерческое предприятие Spaceship Earth Grants объявило о запуске всемирного конкурса, победитель которого бесплатно отправится в космическое путешествие. В течение четырёх месяцев любой желающий мог зарегистрироваться для участия в программе, оплатив вступительный взнос от 15 до 90 USD в зависимости от уровня благосостояния своей страны. Для доставки победителя в космос планировалось воспользоваться услугами космического туроператора Virgin Galactic, позже конкретика была заменена расплывчатой формулировкой «на любом корабле, который окажется в наличии». Участникам был обещан один космический полёт на каждые 50 000 заявок.

Казалось бы, уже на этом этапе нетрудно понять, с кем имеешь дело. Virgin Galactic продавала билеты на космический вояж по $250 000. Зная формулу «один из 50 000» и средний размер вступительного взноса — 50 долларов, нетрудно посчитать, что при идеальном раскладе организаторы Spaceship Earth Grants планировали собрать как минимум $2,5 млн и получить в виде чистой прибыли 90% этой суммы (незначительные расходы на интернет-маркетинг и PR не в счёт). Но принцип условно бесплатного сыра сработал безукоризненно: на программу подписались несколько десятков тысяч человек со всего мира.

В течение полугода организаторы акции вяло мурыжили участников предварительными отборами, а 12 июня 2015 года неожиданно объявили о слиянии с аналогичной программой Rising Star от компании Kruger Cowne. Участникам SEG было предложено перерегистрироваться на сайте правопреемника.

После этого Spaceship Earth Grants тихо сошла со сцены. 3 октября 2015-го её фейсбучный аккаунт издал последний писк радости по поводу определения финалистов Rising Star и с тех пор не подавал признаков жизни. Любопытно, что на него до сих пор подписаны 22 466 человек — то ли поленились отписаться, то ли по-прежнему верят в бесплатный сыр.

2 серия

На передний план выходит второй участник комбинации — компания Kruger Cowne. Бизнес-модель, на которой строилась её программа Rising Star Spaceflight Contest, как под копирку срисована с Spaceship Earth Grants. С той только разницей, что техническим партнёром была выбрана компания XCOR Aerospace, работавшая над созданием реактивного космического корабля Lynx, способного подниматься до 100 км над поверхностью Земли.

Программа Rising Star продвинулась дальше: объединив свою клиентуру с участниками Spaceship Earth Grants, её организаторы провели полуфинальный отбор претендентов и 25 ноября 2015 года на молодёжном форуме One Young World объявили победителя конкурса. «Счастливчиком» стал 24-летний Хусейн Манавер из лондонского пригорода Илфорд.

3 серия

Казалось бы, ещё чуть-чуть — и сказка «Отрок во вселенной» станет явью. Но тут в дело вступает третий фигурант многоходовки. Спустя полгода, в мае 2016-го XCOR Aerospace объявила, что приостанавливает работы над комическим кораблём Lynx, и сократила 3/4 сотрудников. А в 2017 году компанию признали банкротом. Короче, все умерли.

По законам жанра в конце каждого сериального сезона должен появиться элемент саспенса, намекающий, что следующий сезон не за горами. Не обошлось без него и здесь. После банкротства XCOR бОльшая часть её активов отошла некоммерческой организации Build a Plane, которая по странному стечению обстоятельств занимается не инженерными разработками, а… образовательными космическими программами для молодёжи.

Ждём второй сезон?

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алия Прокофьева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 13, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 54574, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 28 Dec 2018 15:26:26 +0300" }
{ "id": 54574, "author_id": 194266, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54574\/get","add":"\/comments\/54574\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54574"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "possessions": [] }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

1

Небесные комбинаторы

Ответить
1

«Гляди, Юра, мы всех на***ли!»

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }