Рубрика развивается при поддержке
Будущее
Oraz Durdyev
804

Технологии будущего: каким будет бизнес через четверть века

Что если через 25 лет ваш бизнес станет кардинально иным? Все инструменты и бизнес подходы, успешно работающие сейчас и идеально отлаженные, больше не будут эффективны? Это не экономическая утопия, а реальность, которая ждет нас уже через несколько десятилетий, а может и раньше. Что нужно делать бизнесу уже сегодня и на какие технологии обратить внимание, чтобы остаться на плаву через четверть века – рассказывает Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes.

В закладки

С развитием технологий и появлением новых знаний внешняя среда, в которой функционирует бизнес, меняется все стремительней. Кажется, что в таких условиях долгосрочное планирование теряет смысл, и компаниям просто нужно ловить тренды и вовремя на них реагировать. Как ни парадоксально, это одна из распространенных ошибок, которая может привести бизнес в тупик. Напротив, единственно верный путь в такой ситуации – переход к стратегическому планированию на 5, 10, 25 лет вперед, чтобы оказаться впереди конкурентов и начать уже сегодня готовиться к тому будущему, которое наступит завтра и, фактически, его формирование.

В поисках альтернативы

Регулярные сложности, возникающие на топливном рынке, подтверждают, что при всей своей кажущейся незаменимости, двигатель внутреннего сгорания постепенно уходит в прошлое, подвергаясь активной критике со стороны экологов и экспертов. Переход на альтернативные и более экологичные источники энергии – объективная необходимость и лишь вопрос времени, которое понадобится на перестройку инфраструктуры. Процесс идет сразу с нескольких сторон. С одной стороны – правительства развитых стран, которые понимают необходимость перехода на более экологичные источники энергии, с другой – потребители, которые становятся более требовательными и все чаще обращают внимание на то, как и с использованием каких технологий был произведен товар. Цена и качество для многих больше не являются единственными определяющими факторами. Потребители развитых стран готовы платить больше за продукт, который оказывает меньшее воздействие на окружающую среду.

В такой ситуации у бизнеса есть два пути – держаться до последнего и ждать, пока рынок или государство не заставят его перейти на альтернативные источники энергии, или же самостоятельно подхватить тренд и совершить переход в комфортном для себя темпе. Ряд компаний уже сейчас выбирают второй путь. К 2025 году будет завершен перевод закупаемой электроэнергии на всех производствах компании на возобновляемые источники энергии. Пилотным проектом стало строительство в штате Оклахома ветряной электростанции, вырабатывающей 131 млн кВч электроэнергии в год. Это дало возможность перевести производство всего объема пива Budweiser, выпускаемого в США, на альтернативные источники энергии.

Безусловно, такие радикальные перемены требуют многолетнего планирования и значительных затрат на перестройку процессов, и не все компании готовы решиться на такое прямо сейчас. В качестве одного из первых шагов можно рассматривать оценку своего экологического следа и выявления наиболее энергоемких или загрязняющих процессов. С точки зрения выбросов парниковых газов часто наиболее заметной для компании становится логистика и дистрибуция продукции к потребителю. Именно поэтому такое внимание сейчас уделяется так называемой «зеленой логистике». Дальнейшая оптимизация распределения производственных мощностей, используемых форматов и типов перевозки не даст существенного рывка вперед, это возможно только за счет изменения самого транспортного парка. Развитие технологий делает электромобили все более конкурентоспособными по сравнению с автомобилями на бензиновом или дизельном двигателе. Например, Nikola Motor Company выпускает грузовики с электродвигателем на электро-водородном топливе, которые способны проехать без дозаправки от 800 до 2 000 километров, а процедура их заправки занимает всего 20 минут, что позволяет сократить время простоя.

Умные технологии в традиционных сферах

В докладе ВЭФ о технологиях будущего особое внимание уделяется разработкам, позволяющим различным бытовым и промышленным устройствам напрямую подключаться к интернету и взаимодействовать непосредственно с оператором, минуя различные распределительные сети. Схожий тезис содержится в прогнозе журнала The Business Insider, согласно которому уже в 2024 году более половины интернет-трафика будут обеспечивать подключенные к интернету вещи. Причем Интернет проникает не только в высокотехнологичные отрасли, но и в те, которые обычно считались достаточно традиционными и консервативными, как например, сельское хозяйство. Это означает, что уже через несколько лет системы опыления и ирригации смогут включаться и выключаться самостоятельно, в зависимости от информации, полученной со спутников. В совокупности с развитием летающих дронов и беспилотных автомобилей эти технологии могут привести практически к полной автоматизации сельского хозяйства уже в среднесрочной перспективе. Это поможет фермерам по всему миру оптимизировать свою работу и уделять больше времени ведению бизнеса, а крупным компаниям — сотрудничать напрямую с производителями, минуя цепочку посредников.

Фактически умные технологии в сельском хозяйстве уже начинают применять в ряде стран. Так, в США, Германии и Великобритании доля IT специалистов от общего количества работников в АПК превышает 4% (4,3%, 4,5%, 4,1% соответственно)[1]. В России этот показатель пока находится на уровне 2,4%.

Использование умных технологий позволяет оптимизировать и повышать эффективность процесса выращивания культур. По данным Минсельхоза России, внедрение IT технологий в АПК приведет к снижению себестоимости производства зерновых на 1 513,3 руб./т. Эта экономия будет достигнута в основном за счет снижения издержек на содержание основных средств, оплату труда, использование нефтепродуктов, минеральных удобрений и химических средств.

Для того, чтобы максимально использовать плодородие почвы, при этом не истощая ее, необходима отлаженная технологическая система, которая будет учитывать все факторы, включая количество осадков, а также минеральных удобрений, необходимых для повышения урожайности.

К отдельным разработкам, уже применяющимся на практике, относятся: спутниковый мониторинг посевов, компьютерная система анализа эффективности выращивания культуры (дает сравнение с другими фермерами на основе ряда показателей), анализ содержания азота в почве для определения оптимального количества удобрений. Это происходит в рамках международной программы SmartBarley, которая является частью глобальной комплексной программы AB InBev по устойчивому развитию. На сегодняшний день внедрен пакет из более чем 15 технологических инструментов, позволяющих оптимизировать и повышать эффективность процесса выращивания ячменя. Данные технологии используются более чем 120 хозяйствами в России и играют важную роль в будущем сельскохозяйственной отрасли страны.

Новый взгляд на упаковку

Мусорный кризис достиг таких масштабов, что пластиковый мусор находят и на Эвересте, и в Марианской впадине, а его мельчайшие частицы – на обоих полюсах, покрытых вечными льдами. Проблема мусора стала вызовом для самого существования человека, а ее решение – долгосрочным проектом, который потребует совместных и напряженных усилий нескольких поколений. Это особенно очевидно в России, где мусор десятилетиями сжигали или закапывали вместо того, чтобы перерабатывать. Так, в ближайшие 25 лет нам потребуются колоссальные усилия и инновационные технологии для того, чтобы ликвидировать ущерб, нанесенный планете. Помимо очевидного негативного влияния, которые могут оказывать опасные отходы на почву и подземные воды, сегодня на полигонах по всей стране находятся миллионы рублей материалов и вещей, которые подлежат переработке и дальнейшему использованию, создавая добавленную стоимость в экономике. Чтобы решить проблему отходов, в первую очередь, стоит наладить надлежащую систему управления отходами в стране - работающую систему сбора и сортировки отходов и повышением культуры раздельного сбора отходов среди населения.

Однако даже эффективная система сбора и сортировки не может стать панацеей, так как не решает проблему новых отходов. При должной поддержке со стороны государства флагманом изменений может стать бизнес – именно производители, в чьих силах сделать упаковку своих товаров более экологичной. В июне прошлого года брендинговое агентство Landor представило прогноз на ближайшие пять лет, которые изменят наше представление о бизнесе, и упаковка играет в нем далеко не последнюю роль. По прогнозу агентства, развитие 3D-печати и повсеместное внедрение микрочипов позволит создать умную упаковку, которая будет сама контролировать условия хранения продуктов. Кроме того, новейшие разработки в области биоразлагаемых материалов позволят решить проблему загрязнения и вывести производство на безотходный уровень.

Через пару десятилетий подход к разработке упаковки будет совсем иным. Если сейчас производители бьются за то, чтобы товар был узнаваемым и выделялся на полке, ищут оптимальные сочетания цветов, шрифтов и текста, то уже спустя пару десятилетий столь же пристальное внимание будет уделяться экологическим характеристикам упаковки. Предпочтение будет отдаваться биоразлагаемым материалам, перерабатываемой упаковке и просто уменьшению количества упаковки – уменьшению размера, снижению веса бутылки, коробки, пакета. Причем переход в экологичность будет оправдан не только борьбой за потребителя, ставшего более эко-ответственным, но и в некоторых случаях может быть даже экономически оправдан, ведь уменьшение количества используемых упаковочных материалов снижает и себестоимость товара.

Умный, технологичный, ответственный

Этими словами можно охарактеризовать, каким будет бизнес через 25 лет. Дальнейшее развитие информационных технологий приведет к еще большей информатизации бизнес процессов, даже тех, где всегда отдавался приоритет человеку. Роботы и искусственный интеллект научатся делать то, что сейчас кажется им неподвластным. В то же время, бизнес будет поворачиваться лицом к людям и становиться более ответственным. В частности, изменится взгляд на разработку продуктов и выбор поставщиков, а критерии экологичности и социальной ответственности станут одними из ключевых в этих вопросах.

[1] По данным Министерства сельского хозяйства РФ

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Oraz Durdyev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -4, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 60755, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 11 Mar 2019 12:10:26 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 60755, "author_id": 219860, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/60755\/get","add":"\/comments\/60755\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/60755"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }