{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В цифровизации лидируют банки

Цифровизация уже дала старт сотням проектов в разных отраслях. Лидером по числу успешных решений стал банковский сектор. Мы подсчитали рейтинг цифровой трансформации России и определили десятку тех, кто стремится в цифровое будущее.

Если ввести термин “цифровизация” в поисковике, выскочит миллион ссылок и видео - от рассказов про роботов, которые отнимут у вас работу, до миллиардов, которые тратит страна на новые технологии. Специфика работы нашей компании - отвечать на запросы компаний, которые хотят стать более “цифровыми” или которым государство поручило “цифровизироваться”.

После того, как количество компаний, с которыми мы обсуждали проекты цифровой трансформации, перевалило за сотню, а количество упоминаний тендеров, запросов и идей в почте превысило разумные пределы - мы решили систематизировать данные и составить рейтинг: какие отрасли все больше задействованы в цифровизации/трансформации. А какие пока остаются в аналоговом прошлом.

Мы могли бы просто подсчитать “уникальных посетителей”, но нам это показалось совсем просто. Решили - делаем более сложный рейтинг. В итоге мы придумали методику подсчета баллов, которую для себя назвали Industry Transformation Score (ITS, рейтинг трансформации отрасли) и которая учитывает несколько параметров с определенными весами каждого в общем вкладе. Кому интересно - обращайтесь, обсудим за чашкой кофе.

Для остальных перечисляем: количество объявленных и реализованных коммерческих проектов в области цифровизации, ориентировочная (а иногда объявленная по тендеру/закупке) стоимость проектов, жизнеспособность проекта на длительном отрезке времени. Последний факт очень важен, так как о многих объявленных проектах через полгода-год ни слуха, ни духа.

Еще мы ввели несколько индексов, связанных с потенциалом роста для сегмента или даже для формирования нового сектора*. Данные по рынку собирали в первую очередь с помощью информации от коллег и из открытых источников.

Что получилось? Первым по ITS стал банковский сектор, который за последние 12 месяцев лидирует именно по количеству внедренных цифровых проектов. Это очень важно, ведь в случае банков цифровизация касается каждого из нас, получающего кредит за 5 минуты после скоринга через ИИ (большой зеленый банк) или общающегося с банковским ботом, который умеет ругаться (большой другой банк).

Исторического чемпиона последнего десятилетия – отрасль связи (инновации которой были связаны в первую очередь с технологическим ростом) опережает ритейл, который экспериментирует в различных областях, начиная от цифровых ценников, управления клиентским опытом и заканчивая проектами распределенных реестров, связанных с цепочками поставок продуктов питания. И хотя рост офлайн ритейла замедлился, необходимость повышения операционной эффективности традиционных магазинов, а также бум электронной и трансграничной торговли положительно влияет на старт новых проектов цифровизации.

1. Банки

2. Ритейл/розничная торговля

3. Телеком/связь

4. Добыча/переработка сырья

5. Транспорт

6. Государственное управление

7. Сельское хозяйство и продукты питания

8. Медицина и фармацевтика

9. Производство электроэнергии

10. Девелопмент/строительство

Добыча и переработка сырья может похвастаться масштабными цифровыми проектами и активной работой с инновациями (блокчейн, нейросети, ИИ и др.), однако попадание в верхнюю часть списка можно объяснить в том числе и размером вложений, на которые способны самые богатые российские компании (в первую очередь, нефтедобывающие).

Сухость фраз пресс-релизов таких проектов, кстати, скрывает от нас совершенно инновационные идеи - например регулярное использование дронов для забора анализов вод рядом с крупными производственными комплексами, или добычу обследование состояния трубопроводов с помощью роботов.

В число лидеров мы совершенно обоснованно включили госуправление и строительство. Число новых/обновленных государственных информационных систем растет с каждым месяцем, увеличивается число электронных сервисов госуслуг, объявлено о старте экспериментов по электронному голосованию и применению блокчейн на выборах.

Попадание девелопмента обосновано запуском цифровых продуктов, связанных с BIM (Building Information Modeling, по ним уже есть реализация на уровне крупных инфраструктурных проектов - целые здания строятся на основе таких моделей), подготовкой застройщиков к работе с эскроу счетами, а также ростом ПО цифровизации частных компаний, желающих работать на прозрачном рынке.

Строительство при всей своей непрозрачности (свидетельство тому - лидерство в рейтинге ЦБ среди секторов, формирующих теневую экономику РФ - http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/9391/sectors_2018_1.pdf) остается отраслью с одним из самых высоких потенциалов для цифровой трансформации.

Среди не попавших в десятку можно выделить ВПК и машиностроение - отрасли, которые исторически являются очень сложными для внедрения изменений. Количество запросов от них довольно большое. Но пока дальше идеи запуска технопарков на простаивающих без дела заводских площадях дело заходит редко.

*Примечание:

Индексы – очень важный дискуссионный момент, связанный с вопросом, что изначально мы включаем в понятие «проект цифровизации/трансформации». К примеру, мы не считаем внедрение RPA (Robotic process automation), к примеру, в банковской сфере, за проект цифровизации. Но потенциально внедрение «программного робота» может высвободить (а в конечном счете «уволить») десятки человек, а значит сбудется предсказание, что роботы заменят людей («Цифровизация уничтожает рабочие места» - link). В понимании масс это цифровизация? Цифровизация. Но в нашем понимании цифровизация и цифровая трансформация – это создание новых моделей для бизнеса, а не роботизация старых. Именно поэтому для проектов автоматизации индексы потенциала мы принимали равные единице (не оказывают влияния на итоговый рейтинг), но количество подобных проектов все равно вывело в лидеры банки, внедряющие их в свои процессы.

0
1 комментарий
Ruslan Galiev

Добрый день! Можно ли ознакомиться с методикой и данными, подтверждающими результаты рейтинга?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда