Как беспилотные технологии изменят нашу жизнь уже в ближайшем будущем
За последние пять лет рынок беспилотников значительно вырос. В июле 2023 года Минтранс РФ оценил затраты на создание инфраструктуры для полетов беспилотных летательных аппаратов в 236 млрд рублей. 8 августа 2023 года стало известно о создании в России фонда развития отрасли беспилотных авиасистем на сумму 10 млрд рублей.
В некоторых городах России, в частности в Иннополисе, беспилотный транспорт уже стал частью рутины: появились роботы-доставщики, автономные такси и дроны-курьеры. В материале рассказываем совместно с экспертами, какие решения на рынке уже есть, куда движется индустрия и какие проблемы испытывает.
Разработки в беспилотном транспорте
В России разработками в сфере беспилотных технологий занимаются крупные компании: «Яндекс», «Сбер», «КамАЗ», «Технологии будущего», «Старлан», «Эвокарго» и другие.
Кроме того, в Иннополисе существует Центр беспилотных технологий Университета Иннополис, где специалисты разрабатывают собственные беспилотные наземные, подводные и летательные аппараты.
Компания «Русдронопорт», резидент ОЭЗ «Иннополис» — первопроходцы в России в области создания инфраструктуры дронопортов, в том числе для беспилотной доставки.
Доставка посылок при помощи дронов (коллаборация «Русдронопорта» с «Почтой России») — яркий пример в сфере беспилотных летательных аппаратов. Тестирование проекта планируется в Иннополисе в 3–4-м квартале 2023 года. По словам генерального директора «Русдронопорт» Николая Ряшина, перевозка грузов на небольшие расстояния в России довольно дорогая и неконкурентоспособная. При этом мало кто обращает внимание на доставку «последней мили», то есть отправку груза от распределительного центра до дома или удаленной точки.
Опыт «Яндекса», который прямо сейчас реализуется на улицах городов, — еще один пример применения беспилотных технологий.
Доставку в городе осуществляют только роботы-доставщики «Яндекса» — обычных курьеров-людей в Иннополисе нет. При заказе еды из ресторанов жители могут выбрать доставку роботом-курьером в приложении «Яндекс Еда» или телеграм-боте. Робот-курьер передвигается по тротуарам со скоростью пешехода, самостоятельно планирует свой маршрут и объезжает препятствия. Когда робот подъезжает к подъезду, на телефон заказчика приходит уведомление. Открыть грузовой отсек клиент сможет с помощью своего телефона.
Тенденции развития индустрии
1. Активная помощь государства в развитии транспорта и субсидирование компаний в секторе беспилотных технологий.
С увеличением числа видов дронов и автономного транспорта государство предлагает больше мер поддержки, появляются экспериментально-правовые режимы по эксплуатации транспорта, растет внимание со стороны общества к развивающейся сфере.
2. Использование в гражданской сфере
Сегодня дроны широко используются в сферах сельского хозяйства, строительства, архитектуры, логистики и других направлениях.
Многие специалисты сходятся во мнении, что дроны из военного сектора массово перейдут в гражданскую сферу. Например, аграрии и фермеры будут распылять с их помощью удобрения и средства защиты растений, мониторить состояние полей и рост урожая, заниматься инвентаризацией продукции и прогнозировать урожайность.
В строительстве при помощи дронов будут планировать и анализировать ход работ, контролировать безопасность на площадке, конспектировать строения и проводить картографирование. В сфере доставки дроны будут использоваться для инвентаризации складских помещений и отправки грузов в разные города России. Помимо этого, внедрение дронов возможно в сферы экологического мониторинга, электроэнергетики, разных видов производства и нефтегазового сектора.
3. Развитие смежных сфер
Николай Ряшин считает, что, как и любая большая отрасль, отрасль беспилотников тянет за собой развитие других сфер, которые ее обслуживают: радиоэлектроники, создания композитов, антидроновой защиты и специальной наземной инфраструктуры.
По словам руководителя по развитию бизнеса беспилотных технологий «Яндекса» Ксении Кониковой, у беспилотного наземного транспорта большие перспективы. Сфера подтягивает множество других отраслей, которым также дает поле для развития, — это вопросы искусственного интеллекта, электроники и кибербезопасности. На рынке превалирует глобализация, которая даст возможность как интеграции небольшим игрокам, которые занимаются отдельно взятой технологией, так и масштабному росту крупных компаний в этой сфере.
4. Микромобильность
Одним из главных трендов в развитии беспилотного наземного транспорта считается микромобильность — поездки на небольшие расстояния на электросамокатах, сегвеях, моноколесах и велосипедах. Эти виды передвижения стали транспортом «последней мили», удобным для совершения небольших поездок до семи километров. Пользователи ездят на них от дома до остановок наземного транспорта или метро, создавая непрерывный маршрут. Транспорт будущего также стремится к микромобильности и созданию автомобилей, которые не займут много места и подойдут для небольших поездок.
Главная проблема и перспективы
Одна из основных проблем, которая мешает развитию рынка, — нехватка грамотных и профессиональных специалистов. Большие компании пытаются «взращивать» молодых экспертов под себя и замечать их на этапе обучения в школе или вузах. Так, значимое количество перспективных кадров предоставляет Университет Иннополис, который обучает робототехнике, информатике, инженерным системам, анализу данных и другим дисциплинам.
Однако с увеличением рынка растет и потребность в числе профессионалов. Поэтому в ближайшее время будет остро стоять вопрос по сокращению разницы в кадрах, которые поставляют профильные учебные заведения.
Тема безумно интересная. Жду не дождусь когда автопилоты (и всё с ними) войдут в обиход. Столько всего можно придумать на этом поприще. Спасибо за статью!
Беспилотность пока вполне себе пилотируется дистанционно. Степень автономности в среде с высокой плотностью динамических объектов находится на низком уровне. Но если технические ограничения рано или поздно все же преодолимы, то есть куда более существенные факторы: рыночный спрос и себестоимость услуги. Спрос на того же "автономного" доставщика а-ля Ровер не будет расти, пока всепогодный курьер из Средней Азии доставляет за 200 руб/час. В США та же самая история с индусами и мексиканцами.