{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как “черные лебеди” могут увеличить клиентскую базу. Кейс продакт менеджера Gett

В последние несколько лет мир столкнулся с неожиданными переменами и потрясениями, на которые он не был готов — "черными лебедями". Термин "черный лебедь" описывает событие, выходящее за пределы обычных ожиданий и имеющее потенциально серьезные последствия. Хотя такие события кажутся редкими и труднопрогнозируемыми, они, как правило, становятся логичными, осматриваясь в прошлом.

Этот термин был введен профессором финансов, писателем и бывшим трейдером Уолл-стрит Нассимом Николасом Талебом. Талеб утверждал, что хотя события с черным лебедем трудно предвидеть из-за их редкости, они могут иметь катастрофические последствия. Поэтому важно всегда учитывать возможность черного лебедя и готовиться к нему соответственно.

В данной статье я поделюсь опытом компании Gett, который может помочь вашему бизнесу адаптироваться к черным лебедям в будущем. Фокус будет на том, как бизнес адаптировался к событиям и использовал уникальные характеристики платформы Gett, позволяющей менять стратегию и подстраиваться под текущие события в стране и мире.

Gett — технологический маркетплейс, предоставляющий услуги по заказу такси в Израиле и Великобритании. Основное различие Gett от других "агрегаторов такси" заключается в том, что компания объединяет два маркетплейса: агрегатор водителей такси и агрегатор агрегаторов такси и таксопарков. Компания также предоставляет собственный сервис доставки по городу.

Ценностными предложениями компании являются: быстрые и надежные услуги заказа такси и доставки, лидирующая корпоративная платформа по заказу поездок и единая платформа для корпоративных клиентов по заказу такси в любой точке мира. Важно отметить, что компания не выполняет роль таксопарка, не владеет и не обслуживает автомобили.

Компания сотрудничает с водителями, большинство из которых являются самозанятыми и также могут выполнять "street hail" — принимать заказы на улице вне системы агрегатора.

COVID-19 – сохранение прибыли

Пандемия коронавируса несомненно стала чрезвычайным и быстро развивающимся "Черным лебедем", на который никто из нас не был готов. Для мирового рынка такси эта неожиданная волна стала настоящим испытанием: люди вынуждены оставаться дома, а за его пределами — соблюдать социальную дистанцию. Уменьшение объема поездок привело к снижению доходов водителей, а многие таксисты столкнулись с трудностями в оплате обязательных расходов, таких как техническое обслуживание автомобилей, расходы на топливо и страховые взносы. Не говоря уже о растущих страховых взносах и налоговых обязательствах, налагаемых властями. По оценкам экспертов, рынок такси в 2020 году показал ужасающий спад в 44%.

Каким образом компания Gett, ориентированная на услуги заказа такси, справилась с вызовами этого «Черного лебедя»? Давайте рассмотрим пример проблем и найденных решений в Великобритании.

Основной задачей стало диверсифицировать портфель клиентов и создать продукт, способный обслуживать все их разнообразные потребности. Диверсификация может происходить как по сегментам клиентов – сотрудничество с корпоративными и частными клиентами, в том числе из различных секторов. Так и по географическим сегментам: работа в разных городах или странах.

«Черный лебедь» может оказывать сильное воздействие на разные сегменты клиентов, поэтому чем шире ваш портфель услуг, тем выше вероятность сохранить бизнес. Компания Gett пришла к выводу, что фокус на секторы государственных учреждений и бизнеса, где необходимость в поездках сохраняется даже в критические моменты, оказался наилучшим вариантом. Это включает в себя медицинские учреждения, телерадиокомпании, и сотрудников транспортной инфраструктуры.

На графике представлены объемы заказов от клиентов в секторах телерадио и медицины за год пандемии. Как видно, уровень заказов от телерадио оставался стабильно высоким даже после завершения пандемии.

Клиенты из разных секторов проявляют различное поведение. Их требования и профили поездок существенно отличаются от стандартных клиентов. Поэтому мы принялись к разработке продукта, способного решать следующие задачи:

  • Динамически привлекать водителей в тех локациях и в те временные промежутки, где обычно нет заказов.
  • Оперативно интегрировать новых поставщиков для запросов клиентов, не совпадающих с профилем наших водителей, таких как автобусы и поставщики, готовые выполнять межгородние заказы.
  • Возможность выполнять развоз клиентов по многочисленным адресам в рамках одного заказа, вплоть до 20 адресов.

В период начала пандемии многие компании столкнулись с вызовами, к которым они не были полностью готовы. Такая ситуация оказалась и для нашей компании, где продукт был лишь частично подготовлен к запросам клиентов на момент начала кризиса.

На примере инструментов для привлечения водителей в определенные зоны видно, что они уже существовали в компании и использовали принцип машинного обучения, что позволяло оперативно реагировать на изменения. Также была доступна платформа для интеграций поставщиков, позволяющая любому поставщику с возможностью API интеграции подключиться к платформе и получать заказы клиентов Gett.

Однако в продукте существовали функциональные ограничения, например, невозможность увеличения количества промежуточных точек и указания клиентами пассажиров на каждой из них. Эти проблемы оказались сложными для решения из-за дизайна инфраструктуры продукта, который изначально не предусматривал такой функциональности. В итоге, добавление новых функций становилось дорогим и требовало глубокой переработки инфраструктуры. Поэтому я хочу дать топ рекомендаций по итогам пандемийного и постпандемийного периода:

  • диапазон изучения: исследуйте смежные и близкие бизнесы
  • предиктивность как часть CustDev: предвидеть возможность вхождения новых сегментов и заложить в требования для разработки возможные дополнительные сценарии использования.
  • унификация сценариев продукта, включая их название, что может также облегчить адаптацию к новым условиям.

💡 Компания смогла успешно адаптироваться к изменениям, сохранить прибыль в период пандемии и даже преобразовать приобретенных клиентов и продукты в источники прибыли по ее окончанию. Например, корпоративная платформа по перемещению сотрудников, запущенная Gett в Израиле, уже использует опции, разработанные в Великобритании во время пандемии.

Израильский конфликт – помощь обществу

7 октября 2023 года, в день празднования Симхат Тора, в ходе внезапного нападения террористической организации ХАМАС из сектора Газа, боевики вторглись на территорию Израиля. Это событие стало началом затяжного военного конфликта, который принес траты мирному населению с обеих сторон.

Конечно, подобные события не могли не повлиять на общество. Одним из аспектов, на который обратило внимание множество волонтерских движений, стали потребности пострадавших граждан. В этот момент многие люди и организации начали активно собирать помощь и искали способы эффективной доставки пострадавшим.

Однако волонтерские компании столкнулись с проблемой – отсутствием инструментов для оперативного поиска людей, готовых немедленно забрать и доставить гуманитарную помощь. Тем более, необходимость отслеживать их передвижение стала еще более критичной в условиях чрезвычайной ситуации.

В этот момент стал ценен предыдущий опыт компании Gett, предоставляющей услуги заказа такси в И Великобритании. Благодаря предыдущему опыту в сфере такси, Gett смогла развернуть новые типы сервисов для волонтеров. Вместо поиска свободных такси, компания создала механизм, позволяющий водителям такси и обычным гражданам с автомобилями выражать готовность доставить гуманитарную помощь. Эти заказы не пересекались с обычными заказами такси, и водители были изолированы от всех необходимых инструментов, используемых в системе Gett.

Еще раз о главном

Урок, извлеченный из этого опыта, заключается в том, что важно заложить все возможные сценарии использования заранее. А также не забывайте:

  • изучать смежные и близкие бизнесы и предполагать, что компания может в них выйти – заранее знать о сегментах, которые могут стать основными в кризисных ситуациях на рынке
  • максимально унифицировать сценарии продукта для возможности создания новых без больших затрат. Вплоть до того, что стоит называть фичи не «такси” (например, “тарификация такси”), а тарификация »транспортировки” – ведь в один день это могут быть не только такси.
  • инвестировать в настройки продукта и backoffice вместо конфигурации в коде для оперативного развертывания новых сервисов. да, это увеличит трудозатраты, однако поможет более быстро отвечать на запросы бизнеса в будущем

Эти рекомендации могут быть полезны как устоявшимся бизнесам, так и быстрорастущим стартапам. Диверсификация бизнеса и заложение будущих сценариев использования в продукт могут оказаться весьма полезными в неожиданных обстоятельствах.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Burya

Спасибо за статью! Но все предугадать невозможно:)

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Sadontsev
Автор

Однозначно. Однако большая часть работы PM – исследования (research).
Цель статьи в том числе подсветить, почему это крайне важно на примере того, что ну никак не ожидалось, но произошло.

Имея знания, необходимость предугадывания менее важна. Они помогают более проактивно реагировать на произошедшие/происходящие события.

Ответить
Развернуть ветку
Alina Lenkute

И где вы храните все сценарии заранее? Как выстроен процесс?

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Sadontsev
Автор

Я использую различные инструменты в зависимости от типа информации.
Есть "Общая база знаний" о рынке, о возможных клиентах, о том, что наши клиенты говорят – сервис FullStory.

В рамках каждой функциональности готовится в первую очередь PRD. В котором я отражаю не только текущие требования, но и возможные связанные требования в будущем со ссылками на опыт выше. G Docs / Confluence
Далее это транслируется также в технический дизайн, подготоваливаемый технической командой. Confluence
Все взаимосвязано между собой.

Конечно, потом сами выполняемые задачи с ссылками на документацию хранятся в Jira

Ответить
Развернуть ветку
Мари Бардак

Спасибо за статью! А сколько времени ушло на разработку новых функции для сегментов?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Natalia Savelyeva

Отличная статья, спасибо!
Скажите, как вы оповещали новых и существующих пользователей о новых фичах?

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Sadontsev
Автор

Наталья, спасибо!
Важно оговориться, что опыт статье больше про корп сегмент, чем про частный. Поэтому и советы будут более применимы к нему. В общем и целом с корп клиентом есть 2 персоны: контактное лицо компании и пользователи. Если цель доработки – построить новый бизнес-кейс с клиентом, то тогда это общение между контактным лицом и аккаунт-менеджером с нашей стороны. Если небольшая доработка – почтовое уведомление. Если же мы делаем жизнь лучше для пассажиров, то тогда коммуникация о новой функциональности идет внутри приложения, которым пользуется пассажир/сотрудник.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда