Как с помощью UX увеличить прибыль логистической компании более чем в 2 раза (показываем всю внутрянку UX)
Продуктовые проекты наша особая любовь. Этот тот момент, где мы можем улучшить все и сразу: сделать жизнь пользователей лучше и удобнее, а для клиента увеличить прибыль.
Клиент
АИСТ24 - это IT платформа для автоматизации перевозок сельскохозяйственной продукции.
Какая была проблема
Бизнес работал и вполне не плохо, но было понимание, что на данном этапе это больше MVP, чем полноценный продукт и есть очень много того что нужно доделать и улучшить, однако штатная команда не могла реализовать планы руководства и отвечала больше за техническую составляющую
К нам пришел запрос:
Делать мир и интерфейсы лучше мы любим - это же наша миссия, поэтому мы взялись за проект без особых раздумий.
После серии встреч с заказчиком, формирований КП, подписаний договоров и выставлений счетов и другой бюрократии мы приступили наконец к делу.
Наша цель с заказчиком была
Реализовать продукт для данной компании, который представляет собой CRM-сервис с возможностью размещения заказов на бирже от клиента и полным регулированием поездок водителей по заявкам.
С чего мы начали
Поставили задачи:
- Задача [1]: Провести исследование и оптимизировать пути пользователя при работе с сервисом
- Задача [2]: На уровне интерфейса делегировать большую часть работы на менеджеров сервиса АИСТа, и уменьшить на грузку для заказчиков и перевозчиков
- Задача [3]: сделать все процессы более наглядными и прозрачными
Потратили 3 месяца (или 437 рабочих часов)
Составили с клиентом прозрачный роадмап работ, чтобы было понимание, какими этапами мы будем двигаться и что делать после завершения текущего.
Мы разбили все работы на 4 этапа
- исследования
- проектирование
- прототипирование
- демо для клиента (где он Щаслив и мы вместе с ним 😂)
Исследования
Изучили целевую аудиторию и конкурентов. Для лучшего погружения в процесс и выявления плюсов и минусов, была полностью восоздана структура нынешнего сервиса, со всем функционалом, с учётом различных ролей пользователей.
Текущая структура сервиса
Как правило когда Заказчик приходит с проектом даже переходя от другой компании это всегда полное отсутствие документации и нам приходится создавать документацию для точки А.
Для того, чтобы понять вообще, что нет так.
Чтобы проект клиента стал нашим, нам нужно узнать о нем все и поэтому мы проходим, прокликиваем, авторизовываемся, забываем пароль, оформляем, заказываем, отказываемся, проводим оплаты и т.д., короче изучаем его от и до.
Создание такой структуры позволяет найти слабые места проекта.
После того, как мы детально знаем, что умеет наш сервис и как он это делает, мы можем анализировать конкурентов.
Анализ метрики и показателей проекта
Часть показателей мы не можем продемонстрировать, т.к. данные конфиденциальны.
> :: анализ поисковых запросов
Мы получили следующие выводы:
- судя по всему пользователи ищут либо целенаправленно сервис, либо вход в лк
- отсутствие визитов по популярным запросам
- необходимо настроить хотя бы минимальное SEO из-за этого, что даст прирост аудитории и новых клиентов
> :: анализ типов устройств и браузеров
> :: анализ визитов и показателей возвратов
После проведение исследования структуры, поведения пользователей и анализа статистики можно приступать к анализу конкурентов.
КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
Список конкурентов составляется нашими специалистами, а также частично этот список составляется с помощью Заказчика, т.к. никто кроме Заказчика не знает свою сферу лучше.
Для каждого конкурента из списка составляется подобный перечень плюсов (которые мы можем использовать в нашем проекте) и минусов (которых лучше избегать).
По результатам конкурентного анализа мы формулируем общие выводы по проекту, а также рекомендуемый сервис, на который можно опираться для продолжения работ.
Результат исследований
- выявлены основные проблемы текущего сервиса Aist24.com
- выявлены основные проблемы конкурентов
- сформированы гипотезы по будущему функционалу сервиса
После полного погружения в проект и проведение начальных всех исследований можно приступать к проектированию нового интерфейса.
Исправление пробелов CJM и проработка путей
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОН
Анализ текущих пользователей, формирование портретов пользователей, определение целей пользователей.
В начале мы формируем персоны в виде заметок, накидывая различные гипотезы
На основе предоставленных исследований и глубинных интервью были сформированы 5 персон.
- Заказчик
- Перевозчик-водитель
- Сотрудник отдела логистики компании заказчика
- Контролер процесса отгрузки
- Менеджер сервиса
Каждая персона подробно описывается, для максимального понимания ЦА
Мы описываем:
- Общее описание персоны
- Навыки
- Демографические признаки
- Цели, которые преследует человек пользуясь сервисом
- Мотивация
- Барьеры
У сервиса должен быть идеальный путь клиента, который он должен пройти для удовлетворения возникшей у него потребности.
CJM В ОБЩЕМ ВИДЕ
В общем виде мы выстраиваем идеальный путь работы сервиса на всех этапах (от заявки до отгрузки груза в точку В и получения финальной оплаты)
На каждом из этапов есть различные виды исполнителей/ответcтвенных лиц CJM и JOB-Stories, которые необходимо понимать и проработать, чтобы создать удобный и эффективный интерфейс.
CJM и JOB-Stories
Для каждой персоны мы прописываем свой job-story
Создаем CJM
Здесь мы описываем путь перевозчика от того момента когда у него возникла потребность до результата ее удовлетворения. Описываем каналы, потребности, действия, барьеры, идеи и решения на всем пути пользователя.
Основной объем подготовительных работ мы сделали, на которой обычно 90% клиентов засыпают и молят нас покажите уже кнопочки, картинки и как будет работать наше приложение.
Но эти этапы нужно пройти, чтобы мы получили отличный результат
Проектирование нового интерфейса
НОВАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Мы переработали пользовательские пути в каждом из разделов, сократив количество действий и упростив отображение.
Все приложение разбито на разделы, в которых пользователь выполняет то или иное действие/смотрит информацию.
РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРИЗАЦИЯ
На примере регистрации/авторизации пользователей, даже в этом блоке есть свои сложности.
Разделения на роли было строгим, и нужно было учесть, что для некоторых персон авторизация в максимально ограниченный по функционалу интерфейс
Во избежание путаницы, и упрощения разработки, мы решили на этапе регистрации и авторизации ограничить пул ролей для выбора и часть из них является назначаемыми после прохождения модерации.
Для каждого раздела приложения есть свои сценарии взаимодействия пользователя с сервисом
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Т.к. ролей у нас несколько то и для каждого личный кабинет будет свой.
- у администраторов сервиса будут полные права (режим бога))), где они могут полностью управлять работой сервиса.
- у менеджеров логистической компании будет только возможность управления процессами в рамках своей компании.
- у водителя будет только информация по его рейсам, платежам и т.д.
Вся эта сложная схема, где мало что понятно - преобразуется в UX прототипы личного кабинета приложения
Для отображения заявок мы разработали отображения в виде канбана, где можно видеть все заявки и видеть их на каждом из этапов.
В рамках каждого этапа есть мини статистика по состояниями и оборотам.
КАРТОЧКА ЗАЯВКИ
Изменили карточку заявки на перевозку, на первое место мы вывели информацию о маршруте, деньги, и далее более подробная информация о нюансах загрузки и выгрузке
КАРТОЧКА ЗАЯВКИ
В карточке какой заявки указан полный прогресс выполнения заявки, документы по рейсу, документы по перевозчику. Это сделано для того, чтобы все информация была в одном блоке и для ее поиска не нужно было переходит в другие разделы
ДАШБОРДЫ МЕНЕДЖЕРА
Для менеджера разработаны дашборды, где отображаются активные рейсы организации
ДАШБОРД АНАЛИТИКИ
На вкладке с аналитикой выводиться вся статистика по рейсам и заявкам. Для каждой роли своя.
Есть свои метрики и графики для отслеживания тенденции выполнения рейсов и закрытия заявок
> :: просмотр сводных данных по рейсам
> :: просмотр статусов по рейсам
> :: данные по водителям организации
СОЗДАНИЕ ЗАЯВКИ
Размещение заявки мы разбили на несколько этапов, чтобы убрать у пользователя впечатления бесконечных форм.
Создали интерактивную карту с автоматическим просчетом маршрутов (их различных вариантов с учетом бесплатных и платных дорог)
Добавили возможность редактирования каждого из блоков перед публикацией, чтобы убрать не нужные шаги с возвратом к полной карточки заявки.
ИТОГИ
Проработав над проектом около 3х месяцев мы добились серьезных результатов в улучшении работы сервиса, которые повлияли положительно не только на пользовательский опыт ускорив процессы работы с заказами сделав их более прозрачными, но и на бизнес-показатели в удвоении количества заявок на перевозку внутри сервиса за следующие 5 месяцев без увеличения бюджетов на маркетинг