Корпоративный коучинг: как мы тестировали этот метод у себя в компании

Мы любим пробовать новые подходы и технологии — и не только в ИТ! Сегодня хотим поделиться недавним опытом: как мы внедряли корпоративный коучинг и что из этого вышло.

В закладки

В тексте приводятся цитаты:

  • Елены Переудиной — сертифицированного коуча по программе, одобренной федерацией ICF, и управляющего партнёра компании BCR.expert. Елена и другие коучи компании BCR.EXPERT проводили сессии для четырёх сотрудников kt.team;
  • Екатерины Носковой — UI/UX-дизайнера, партнёра компании kt.team. Екатерина прошла три коуч-сессии и поделилась с нами своими впечатлениями и результатами.

Что такое коучинг

Слово «коуч» происходит от англ. coach: в оригинале оно имеет несколько значений и может обозначать транспорт (карету, вагон, автобус) или профессию (тренера, наставника, репетитора). Общий смысл в том, что коуч помогает перенестись из точки A, где мы находимся, в точку B, где мы хотим быть.

Сейчас коучинг — это особый метод взаимодействия между людьми, отдалённо похожий на менторство или наставничество. Но есть важное отличие: коуч не учит и не даёт ответов. Вместо этого он задаёт вопросы, сформулированные так, чтобы человек глубоко понял себя, свои потребности, мотивы, сформулировал цели и сам нашёл правильные ответы. В итоге люди легче принимают решения, избавляются от ограничивающих убеждений и находят силы, чтобы исполнить мечты.

«Моя коллега говорит о нашей работе так: „Коуч идёт немного позади своего клиента, следуя за ним в исследовании его вопроса, и как будто несёт за ним фонарь, который максимально освещает дорогу“. Мне очень нравится такое сравнение».

Елена Переудина

Коучинг бывает:

  • личный(проводится для одного человека, по его инициативе);
  • корпоративный (проводится для менеджеров компании или для команды, по инициативе руководства).

Есть мнение, что корпоративный коучинг не так эффективен, как личный: мол, когда человек обращается к коучу сам, он больше борется за результат. Можем с этим поспорить: в компаниях с горизонтальной структурой (как у нас) нет практики направления людей куда-либо против их воли и корпоративный коучинг — это лишь возможность, а не обязанность.

Особенности корпоративного коучинга

Формат

В корпоративном коучинге участвуют три стороны: коуч, клиент (сотрудник) и заказчик (компания). При этом возможны два формата:

  • совместная встреча коуча, сотрудника и руководителя;
  • или же сначала коуч договаривается с заказчиком, а потом работает с клиентом наедине, при этом обязательно озвучивая, о чём они договорились с руководством.

Мы работали по второму варианту.

Одни компании заказывают корпоративный коучинг строго для решения рабочих проблем, другие — и для личных тоже. Мы решили, что разберём как рабочие, так и личные запросы, но только если они пересекаются с работой. В итоге в основном работали с рабочими темами.

Встречи могут быть как онлайн, так и офлайн — неважно. Наши коучи живут в Москве, с ребятами из Тольятти прекрасно общались по «Скайпу».

График

«График всегда составляется индивидуально и согласовывается с клиентом и коучем. Количество необходимых сессий зависит от серьёзности запроса клиента. Оптимальный режим сессий — раз в неделю, обычно так комфортно всем участникам. Но, например, с одним из сотрудников kt.team мы общались раз в две недели — столько времени требовалось, чтобы сделать те шаги, что он определял для себя на сессиях.

Коуч выполняет поддерживающую роль, и, если есть хороший контакт (раппорт) и доверительные отношения выстроены грамотно, в промежутках между сессиями тоже возможно общение. Это решается индивидуально: кому-то нужна поддержка между сессиями, кому-то нет. В такие моменты я обычно спрашиваю у клиентов, как дела с реализацией планов; иногда могу порекомендовать полезную книгу, если она даст нужную информацию или поможет решить задачу».

Елена Переудина

Процесс

«На первой сессии мне было непонятно, как себя вести и что говорить. Казалось, что коуч — это психолог или психотерапевт: сейчас я расскажу ему свои проблемы, а он подскажет, как их решить. Оказывается, коуч вообще не говорит тебе, что делать. Вместо этого он задаёт правильные вопросы, которые помогают по-новому взглянуть на проблему и разобраться в ней самостоятельно.

Уже после первой сессии мне стало легче просто от того, что получилось выговориться! Ко второй удалось сформулировать запрос: мне нужна дополнительная мотивация.

На этой сессии я поняла, что коучинг — это не только вопросы. Например, мы делали упражнение, которое помогло мне почувствовать все уровни моей мотивации от минимума до максимума, осознать их и научиться ими управлять, переключаясь сразу на тот, который мне необходим в данный момент. В итоге выяснилось, что добраться до нужного состояния можно всего за несколько шагов — цель намного ближе, чем казалось сначала.

Ещё мне очень помогла визуализация цели — видеть желаемый образ состояния на „десятку“ и вспоминать его, когда мотивация пропадает. Кажется, что упражнения очень простые, но эффект они дают классный. Получилось „выдохнуть“, и мне стало намного легче.

На третьей сессии мы разбирали другой запрос, не про мотивацию. После того как мне удалось его сформулировать, коуч дал возможность посмотреть на ситуацию глазами других людей. Это люди, мнение которых много значит для меня. Но до этого, если честно, я их немного побаивалась. Меня это очень удивило, но в итоге мы вместе посоветовали мне много полезного. И сейчас я могу сказать, что вопрос решился для меня благополучно».

Екатерина Носкова
UI/UX-дизайнер

Какие задачи подтолкнули нас к коучингу

Развитие поддерживающей культуры

Начнём с того, что мы давно хотели развить поддерживающую культуру в компании. Наши HR-менеджеры внедрили бизнес-процесс performance review, но это не совсем мера поддержки. По сути, ревью — это ретроспектива работы сотрудника и выстраивание плана его развития. Полезно — да, но помогает ли решать серьёзные проблемы? Нет, потому что проходит слишком быстро и не так часто, как может требоваться (раз в 1–3 месяца в зависимости от стажа сотрудника).

Поддерживающая модель означает создание такой атмосферы, в которой каждый сотрудник может максимально раскрыть свой потенциал и развиваться вместе с компанией. Раскрыть потенциал можно разными способами:

  • стать эффективнее, т. е. справляться со своей работой лучше: быстрее, качественнее, при этом оставаясь вовлечённым в процесс и удовлетворённым результатом;
  • перейти на руководящую должность, брать на себя больше ответственности и расти вертикально;
  • освоить смежные направления и вырасти горизонтально (например перейти в другой отдел и работать там гораздо успешнее).

Нужно было создать такую систему мероприятий, которая помогала бы талантливым людям в нашей компании самореализоваться.

Трудности при переходе сотрудников на повышение

В 2019 году наша компания в своём активном росте столкнулась с такой проблемой: несколько человек, резко выросших в плане карьеры, испытывали стресс от своего перехода в новые должности. От этого могли ухудшиться и результаты их работы.

Например, наш UI/UX-дизайнер Екатерина Носкова в 2019 году стала партнёром компании. (Конечно, Катя разрешила нам опубликовать её интервью, поэтому смело называем её имя.) Катя отлично проявила себя и в дизайнерской работе, и в работе с клиентами; к тому же она классно справлялась с большими и сложными проектами. Поэтому она стала не просто руководителем группы дизайнеров, но также вошла в состав партнёров компании.

После этого повышения коллеги стали ожидать от Кати гораздо большего, чем раньше, и в операционной деятельности, и в вопросах партнёрства. И, конечно, без серьёзного управленческого бэкграунда ей было сложно соответствовать этим ожиданиям. Самым большим стрессом было то, что теперь она должна участвовать в делах компании на совершенно ином уровне, принимать важные для бизнеса решения, определяющие наш дальнейший вектор.

До этого у неё был период, когда сил хватало только на операционку. Что делать, как себя вести, какие задачи ставить перед собой в качестве партнёра компании, было совсем непонятно.

С коучем Кате удалось прочувствовать новую роль, стать более уверенной в себе, поставить перед собой сложные цели. Сейчас она максимально активно проявляет себя на всех уровнях работы. Другие партнёры компании увидели её самостоятельность и мотивацию. Как партнёру ей удалось сделать огромный прорыв, побороть страхи и преодолеть ненужные ограничения. К тому же после того, как её новый проект показал отличные результаты, она стала больше верить в себя, лучше справляться с операционной деятельностью — и двигается дальше.

Этот конкретный кейс относится к становлению бизнес-партнёра, но такое могло случиться и при вступлении в должность руководителя группы разработчиков например. И при любых других передвижениях по карьерной лестнице, когда человек растёт, а ожидания окружающих в отношении него резко меняются.

Почему мы выбрали именно коучинг, а не другие методы

Помогает осознать и исследовать проблему

«Коуч-сессия заключается в исследовании проблемы и запроса клиента. Коуч помогает своему подопечному посмотреть на проблему под разными углами. В итоге клиент сам намечает шаги, которые нужно сделать, и несёт ответственность за их выполнение».

Елена Переудина

В жизни каждого человека есть личные и рабочие задачи. Чтобы увидеть в общих чертах, насколько они выполнены и сбалансированы между собой, часто используют технику «Колесо жизненного баланса».

Проблемы и упадок мотивации начинаются тогда, когда эти цели не состыкованы, нет понимания, где они пересекаются и как влияют друг на друга. «Колесо баланса» не едет.

Например, руководитель подразделения засиделся в своей должности и не знает, куда двигаться дальше. Развиваться в компании, стать партнёром, получить долю в бизнесе? Сменить компанию или, может быть, открыть своё дело? Каждый из этих вариантов может изменить жизнь таким образом, что «колесо баланса» накренится в какую-то определённую сторону. Один путь приведёт к меньшей занятости, и появится больше времени на семью или собственное здоровье. Другой путь, наоборот, заставит работать по 12–14 часов в день, так что не будет времени на семью, но зато будет больше финансов и творческой самореализации. Выбрать путь в таком случае сложно, часто люди не могут сформулировать свои главные ценности просто потому, что никогда не задумывались об этом, не пытались проговорить и прочувствовать их. Коуч помогает клиенту понять, что ему действительно важно, в чём его скрытые цели, и мотивирует на их скорейшее достижение.

Для решения каких проблем, кроме карьерных, также заказывают корпоративный коучинг? По результатам опроса представителей 93 компаний, проведённого Talent Equity Institute, за этой услугой чаще всего обращаются:

  • для решения конкретных бизнес-задач. Например, когда у сотрудников опускаются руки перед амбициозными (новыми, сложными) заданиями, которых бывает особенно много во время активного роста компании;
  • при повышенном уровне стресса, для лучшего управления собой и ситуацией;
  • для поддержки перехода на более высокие должности. Когда сотрудник недавно перешёл на руководящую должность или является кандидатом на повышение, ему нужна помощь в освоении лидерских компетенций;
  • для улучшения взаимодействий в команде.

Ускоряет достижение целей и улучшает эмоциональное состояние

К коучу есть смысл обращаться, когда человек чувствует стагнацию, демотивацию, не понимает, чего хочет на самом деле, или понимает, но добиться этого нет сил. Это самые частые запросы.

Считается, что этот метод ускоряет достижение целей в 5–6 раз. Например, если мы поставили перед собой задачу, на которую в обычных условиях понадобился бы год, коучинг поможет выполнить её за два-три месяца. Другие ожидаемые результаты: растёт осознанность и уверенность в себе, снижается уровень стресса.

«После сессий клиенты заметили, что улучшилось их эмоциональное состояние, управлять которым очень важно: когда человек в стрессе, у него всё валится из рук и даже простые вещи кажутся сложнее, чем на самом деле. А при хорошем эмоциональном фоне те же самые проблемы могут решиться по щелчку пальцев. Первое, что заметно после работы с коучем, — это высокий энергетический уровень».

Елена Переудина

Имеет преимущества по сравнению с другими методами

Обратимся к мировой практике: для решения таких проблем, как у нас, компании могут внедрять коуч-менеджмент, приглашать корпоративного психолога (как штатного сотрудника или как независимого консультанта), проводить специальные тренинги. Эти решения имеют свои плюсы и минусы.

Коуч-менеджмент

Здесь коучем, по сути, является руководитель, т. е. он мягко управляет мотивацией и настроением сотрудников так, чтобы они быстрее и эффективнее достигали целей, которые сами перед собой и поставят.

Плюс здесь в том, что коуч всегда рядом со своими подопечными и может уделить им больше времени, чем какой-то приходящий специалист.

Главный минус — далеко не каждый руководитель имеет достаточно навыков для такой работы с людьми. Это сложно, да и времени будет отнимать очень много.

Корпоративный психолог: приходящий или штатный

Психолог прорабатывает конфликтные, стрессовые ситуации, в некоторых компаниях участвует в оценке персонала. Большой минус в том, что такие специалисты работают на глубинном уровне личности и часто обращаются к прошлому. Далеко не все сотрудники готовы обсуждать, например, свои детские травмы вообще и на работе в частности.

Если психолог в штате, ему будет сложно сохранять автономность и беспристрастно работать с каждым сотрудником. А внешний эксперт не увидит итоги своей работы, т. к. работает краткосрочно, и не сможет исправить ошибки, если что-то пойдёт не так.

Мотивационные тренинги, мастер-классы и т. п.

Главный плюс этого способа — в его доступности: при желании можно найти очень много таких занятий. Минус — в отсутствии индивидуального подхода: один и тот же тренинг, написанный N лет назад, спикер может проводить годами без особой адаптации под конкретного заказчика.

А что насчёт коучинга?

Плюсы: выполняет все наши задачи.

Минусы: мы боялись, что есть один минус, напишем о нём ниже. К счастью, страхи не оправдались, и всё прошло хорошо :)

Главный страх: чего больше всего боятся компании — заказчики коучинга

Резкие перемены

Самый распространённый миф о коучинге: он меняет людей так, что они разочаровываются в том, что имеют, и стремятся начать жизнь с нуля. Например, уволиться, развестись, переехать в тайгу или отправиться в кругосветку. В общем, после коучинга работник не работник. Надо признаться, мы тоже боялись, что что-то пойдёт не так. Ведь если вдруг выяснится, что у наших коллег конфликтуют рабочие и личные цели, и коуч поможет им это осознать, они могут решить кардинально сменить профессию или просто уйти из компании. Это было бы печально, потому что каждый человек ценен для нас, мы много лет работали с этими людьми и не хотели их терять.

«Всё наше общение строго конфиденциально. Руководитель (на коучинговом языке — заказчик) ничего не знает о том, что происходит между коучем и его чемпионом (так мы иногда называем своих клиентов).Есть одно исключение, о котором мы сразу предупреждаем всех участников процесса. Если сотрудник во время сессий принимает решение уволиться, коуч прерывает с ним коучинговые отношения и сообщает об этом руководству. В нашей практике такое не встречалось, но именно этого часто боятся заказчики. В процессе коучинга люди много мечтают и расширяют свои горизонты, и кто-то может захотеть изменить жизнь на 180 градусов. Но коуч не виноват в этом: если такое желание будет озвучено, значит, зрело оно давно».

Елена Переудина

В итоге мы пришли к такому выводу.

Даже если случится так, что человек после коучинга пойдёт по своей траектории, отдельно от нас, для всех это к лучшему. Представим сотрудника, который приходит на коучинг с конфликтом целей, выгоранием, демотивацией. Допустим, в процессе он понимает, что хочет уволиться, но что-то удерживает его от этого. Финал всё равно будет один: через полгода-год он «созреет» для важного шага и уйдёт, но проведёт это время непродуктивно, будет работать с низкой вовлечённостью. В итоге ни компания, ни сам человек ничего не выиграют от подобного удержания — в таком случае лучше расстаться сразу.

Выводы

Коучинг — это не про психологические травмы или комплексы, не про обучение или наставничество, а про понимание того, куда человек движется, про траекторию, которую он задаёт здесь и сейчас.

Наши результаты

После коуч-сессий мы провели анонимный опрос наших ребят:

  • 4 человека отметили, что этот опыт был для них полезным;
  • 3 человека (75 %) сказали, что коуч помог в достижении той цели (запроса), которая у них была;
  • 1 человек (25 %) считает, что в некоторых случаях коуч ему помог, в других же он «держит в фокусе цель и стремится к результату».

Основными запросами были: мотивация, целеполагание, тайм-менеджмент, управление стрессом, управление командой и отношениями внутри неё.

Что дальше?

Мы получили хороший опыт и продолжим коуч-сессии в следующем году.

Есть много разных форматов взаимодействия с коучами. Мы, например, хотели бы иметь какой-то пакет сессий, которые можно провести в нужный момент:

  1. при переходе талантливых сотрудников с проекта на проект, из команды в команду, если при этом они будут испытывать стресс и затруднения;
  2. возможно, в будущем для перспективных ребят, в которых мы видим потенциал, но они не «раскрылись», — бывает, им просто нужен стимул для самореализации.

Также посматриваем в сторону группового коучинга для команд (проверим, насколько этот способ улучшает взаимодействие и достижение общих целей).

В итоге мы пришли к выводу, что корпоративный коучинг — это интересный метод, который определённо стоит использовать. Не надо бояться, что после занятий сотрудники уйдут или изменятся в худшую сторону, нужно просто помогать людям развиваться, создавать для них поддерживающую атмосферу — и это обязательно даст результат.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Джеклин Баффо", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 101845, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 18 Jan 2020 14:35:43 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Маркетинг
Управление репутацией, или инструменты, что увеличивают конверсию в заказы (SERM, отзывы и другие инструменты ORM)
Здесь вы получите полный разбор управления репутацией в интернете.
0
{ "id": 101845, "author_id": 353584, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/101845\/get","add":"\/comments\/101845\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/101845"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Статья конечно интересная. Но..... хочется взять реальный бизнес и как у***ть, по этим вашим коученгам, эйчарам, мотивации, кипиаю, сео специалистам и тд.... (я не олд)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }