Как пройти 25 собеседований в маркетинге и не найти работу

Впервые с 18 лет я стал безработным. Вот прямо ушел с предыдущей работы в никуда. Без мам, пап и офферов. Было это как раз в январе 2019 года, когда все отдыхали и было время подумать над хотелками и стратегией поиска. Вариантов было несколько. Какой у меня был бэкграунд?

В закладки

• 1 год в BTL агентстве на позиции проджект менеджера промо-мероприятий.

• 2 года в образовательном стартапе на позиции со-основатель/менеджер по маркетингу. Конечно, директором по маркетингу назвать язык не повернется – бюджеты были небольшие: 500–600 тысяч в месяц, а обороты проекта, соответственно, 2–3 миллиона в месяц.

После этого подвернулся шанс попробовать на вкус B2B и я ушел в рекламный продакшн заниматься маркетингом. По факту никаким маркетингом там и не пахло. Суровый B2B держится на личных продажах. Несколько ЛПР, высокие многомиллионные чеки, долгий период закрытия сделки и вот это вот всё. Осознав это — я понял, что B2B не по мне, а заниматься звонками и личными встречами идет вразрез с ростом в digital маркетинге.

В итоге я пошел во все тяжкие: 25 собеседований, 4 оффера и ни один из них я не принял.

Дисклеймер

Если вы, как и я, впервые встали на путь мясорубки в виде собеседований, то помните:

Не бойся если ты один, бойся если ты 0

Омар Хайям
Философ

3. Примите тот факт, что в России на каком-либо этапе вас просто могут заигнорить/уйти в загас, не дать ответа, тянуть резину, игнорить по телефону или в вотсап. В общем – задинамить.

4. Если вас не берут, то это не значит, что вы тупой или некомпетентный. Возможно вы не туда собеседуетесь или вас собеседуют некомпетентные люди. А возможно это ретроградный меркурий. Просто помните о п.1.

5. Умение подать и продать себя — важнее реального опыта.

А теперь по порядку

Для начала стоит сразу понять, что процесс отбора при нормальной выборке собеседований — напоминает стандартную CRM с несколькими этапами. Ровно, как и в маркетинге:

1) Отклик (Попадание лида в CRM)

2) Приглашение на интервью с HR (Первичный контакт)

3) ТЗ — тестовое задание (Выслано КП)

4) Приглашение на интервью с менеджером по маркетингу / Group Head / CMO / Или сразу с СЕО (Горячий лид)

5) Оффер / Реджект (Реализовано/Не реализовано)

В маркетинге нет стандартов отбора и этапы собеседований каждая компания придумывает себе сама. Может быть 5 раундов с двумя ТЗ. А может ТЗ и не быть вовсе. Может отсутствовать этап HR, где людей в штат ищут сами middle-маркетологи. Бардак, но такова реальность.

Более-менее стандартизированный процесс отбора в агентствах: HR-ТЗ-ЛПР маркетолог (Менеджер, Group Head, Another Head) — 3 этапа, не учитывая скрининг. Возможен заключительный 4–й этап еще с одним ЛПР.

Собеседования на клиентской стороне — это всегда хаос и непонятки. Бывало, что этапа ТЗ не было и верили на слово, а бывало, что могут дать несколько тестовых заданий. Этап тестового есть в 90% случаев, адекватное тестовое — в половине из них. Задания на самих собеседованиях в режиме live также были, но не всегда и разные.

CRM

Чтобы не держать огромный массив коммуникаций в голове — я подключил свой любимый инструмент, который структурирует всю мою жизнь и заменяет десятки платных программ — Google Sheets. Вот так выглядел список актуальных этапов. Исходный массив был в 1,5 раза больше. (около 35–40 подходящих и понравившихся вакансий).

Очень много филиалов у Рогов и копыт. Очень​

Что мы тут видим? Ну, во-первых, это мини-CRM со статусами по каждому этапу (в таблице можно выбирать статус). Во-вторых, она помогает ничего не забыть, видеть big picture, диапазон ЗП, спектр секторов. Такую CRM можно создать как в Trello, так и в Notion в виде настоящей канбан-доски. Но мне было удобнее списком с выбором вариантов.

Забыл сказать! 80% вакансий были с любимого (нет) HH.ru

Как пользовался ей я?

Ссылка на мою CRM в Google Sheets (а.к.а Шаблон)

Во вкладке Исходный_массив я сделал “грязный” список всех вакансий и добавил описания. Так сказать — черновой вариант, чтобы не терять ссылки. Туда можно кидать как ссылки с HH, так и с Fb, LinkedIn или Telegram. И уже на те вакансии, что я откликался и мне ответили — я уже добавлял во вкладку В_ротации, где актуализировал этапы собеседований. Самая главная задача этой мини-CRM — это делать так, чтобы ничего не забыть, понимать нагрузку, понимать статусы и сколько компаний должны дать ответ. Учитывать тех, кто пропал с радаров.

Что-ж

25 компаний в течение примерно 6–7 недель — это в среднем 3–4 новые компании в неделю + процесс отбора по старым в случае позитивного решения по каждому этапу. Скажу честно, это довольно плотный темп, после которого можно стать интровертом, получить апатию к социуму, возненавидеть мир, вскрыть вены ноутбуком. Вариаций множество.

В моем случае — я физически не успевал сделать ТЗ для каких-то компаний. А некоторые ТЗ были слишком огромными. Чуть ли не целая маркетинговая стратегия с медиапланом, техническим заданием для дизайнеров/копирайтеров, креативом и таймингом продвижения. И это помимо того, что тебе нужно вникнуть в продукт/бизнес компании, порисечить конкурентов и задать нужные уточняющие вопросы по почте. На западе такие ТЗ могут оплачиваться, но мы-то в РФ.

Как я писал выше – российский рекрутинг таков, что коммуникация на любом этапе может просто оборваться. Даже если всё идет хорошо и остался финальный раунд с Chief Marketing Main Galaxy Executive Officer. Тут можно гадать, либо реально сливают, потому что завалил этап, либо кого-то взяли, а сказать тебе правду боятся.

Исходя из скрина видно, что 11 из 25 компаний с этапом Загас. Загас не только по причинам описанным выше, нет. Бывали и адекватные HR, которые сразу говорили, что посмотрят еще кандидатов и если те не пройдут, то пригласят тебя (Ха, но по опыту это отмаза). С учетом темпа — были и компании, для которых я не успевал сделать ТЗ вовремя. Я так и писал: Сорре, не успеваю сделать ТЗ, зато честно. Конечно, было и такое, что я присылал ТЗ, а потом HR уходил в загас. На любом этапе могут уйти в загас. Могут сказать, что перезвонят, но не перезвонивают. Могут не выходить на связь и прислать реджект тебе прямо в HH.ru (там есть такая функция). Мне кажется это основной бич российского рекрутинга и если вы HR, то, пожалуйста, не делайте так, давайте сделаем российский рекрутинг прозрачнее.

Что в итоге?

Итоговая конверсия получилась 16%. Очень маленькая, да. Мой подход был довольно глупый как минимум потому, что я искал работу на HH.ru (но как показала практика даже там можно что-то найти если сделать хорошую выборку и иметь что-то в голове). Разумнее было бы пойти другим путем, а именно — от обратного. Мой же поиск работы скорее напомнил обзвон по холодной базе, где есть некая маленькая конверсия успеха, а также исход, где тебя могут послать на АБВ. Как бы я сделал по-другому — я расскажу в другой статье, а пока, надеюсь, мой опыт был полезен и, возможно, сэкономит время и нервы.

Если вы дочитали статью до конца, то подписывайтесь на мой канал в телеграм - Что вы мне рекламируете? Там актуальный контент из сфер маркетинга и digital, много шуток и немного аналитики.
Делитесь, как искали работу вы, было бы интересно почитать.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Макс Корольков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": -2, "favorites": 42, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 101960, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 19 Jan 2020 21:50:51 +0300", "is_special": false }
(function(d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('covid-quiz'); if (container) { s.onload = function() { new Covid19Quiz.Special({ css: 'https://specials-f378ef5.gcdn.co/Covid19Quiz/all.min.css?' + ver, container: container, location: 'article', share: { url: '', title: '', } }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, 'a901f64b');
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
15

1. Заведи Линкедин и опиши весь свой опыт и скилы.
2. Подпишись на основные хештеги , и ищи публикации от рекрутеров.
3. Заведи Фейсбук и создай нормальный презентабельный профиль , удали все шутки за 300 на своей стене если фб уже есть ))
4. Собери шорт лист компаний, которые тебе нравятся, и ты бы хотел работать у них. Найди их ЛПР и добавляйся в друзья.
5. Добавляйся в профильные чаты/группы для вакансий в фб и телеге.
6. Увидел интересную вакансию? Находи профиль ЛПР и добавляйся в други. Скорее всего вакансия будет опубликована на его/ее стене. Если так то смело пиши в личку.
7. Собери фидбек по резюме и сделай его максимально привлекательным.
8. Не перекладывай процесс доказательства своей важности для компании, на плечи рекрутера )

Ответить
0

+++ отличный совет!

Ответить
2

Екарный бабай, сколько тут инглиш слов, а работу ту в итоге нашел? 

Ответить
0

да, позвали в проект знакомого без собесов и всяких ТЗ

Ответить
1

Отличный анализ! +++

Ответить
1

Хорошая джинсовая статья про то, как прельстив и любовен сервис Google Sheets

Ответить
0

Мне кажется реклама сервиса компании с многомиллиардным оборот - вряд ли нужна :)

Ответить
1

Отличная статья! Соискатель провел реальную работу и показал свой результат. Спасибо за ваш опыт! Это еще раз показывает, кто хочет тот может не "ныть" и достойно найти то, что ищет. Чаще соискатели после неудачного поиска складывают "ручки"  и либо "сидят без дела", либо начинают кидаться во все тяжкие "примерять разные не проф.работы". А потом как результат, поработав "руками" год, два, опять пытаются войти  уже с релевантом в "старые тапки". Тем самым еще хуже усложняя свою итак не простую ситуацию с работой. Я же рекомендую ищете свою работу, работу по которой вы действительно имеете опыт и скилы. Не бросайте, как бы трудно не было, используйте перерыв со смыслом, знакомьтесь.... Но идите к своей цели. Статья огонь!

Ответить
0

Станьте профессионалом тогда работа начнет сама вас искать

Ответить
0

"Могут не выходить на связь и прислать реджект тебе прямо в HH.ru (там есть такая функция)."

Да, там "Отмена" одной кнопкой. Причем даже комментировать не нужно.

Тут дизайн HH.ru совпадает с установкой всех HR "не комментировать причины отказа". 

Ответить
0

"5. Умение подать и продать себя — важнее реального опыта."

Всегда интересовал, а кто работать то будет?

Ответить
0

те, кто сумеет убедить начальство, что он незаменим и очень трудоспособный, даже если на деле ноль без палочки

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир