{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как писать четкие ТЗ программистам, дизайнерам и даже себе

Составить техническое задание так, чтобы человек понял, что от него требуется и у него появилась внутренняя мотивация решить твою задачу, — это не особое искусство или магия, а конкретный скилл, который можно и нужно вырабатывать.

Красивая картинка для обложки статьи — будет отлично смотреться при шейринге везде! Используйте этот лайфхак :)​ by designers from Dupers!

У меня 8-летний опыт в проектном менеджменте, работе с дизайнерами, программистами и в постановке задач для них. А последние 3 года я руковожу собственной digital-студией «Пекло». Поэтому с уверенностью говорю, что неважно, работаешь ты с придирчивым разработчиком-перфекционистом или супер-творческим десигнером, подход к формированию задачи одинаковый, за исключением нескольких мелочей.

В этой статье я поделюсь советами и приемами, которые я использую в работе сам: как составить ТЗ так, чтобы вашим коллегам, подрядчикам, партнерам было приятно и комфортно принимать и осуществлять ваши задачи. А это залог эффективной командной работы, выполненных планов, заработанных денег. Поехали!

Заголовок/название задачи должен отвечать на вопрос «Что Сделать?»

Хорошие примеры:

  • Разработать дизайн анимированных баннеров для FB/Insta & Google для {CLIENTNAME}
  • Исправить отображение страницы /pricing на мобильных устройствах

Плохие примеры:

  • Баннеры для {CLIENTNAME}
  • Верстка на странице цен

В чем соль:

  • Ответ на вопрос «что сделать?» уже подразумевает действие и побуждает к нему
  • В хорошо сформулированной задаче должен быть видимый/ощутимый результат
  • Когда ты понимаешь желаемый результат — в итоге меньше прокрастинации и больше готовности приступить к задаче и сделать ее

Заголовок задачи должен давать понимание приблизительного объема работы

Хорошие примеры:

  • Сделать ХХ ресайзов готового дизайна под площадки для {CLIENTNAME}
  • Сделать адаптивную верстку личного кабинета для {CLIENTNAME}

Плохие примеры:

  • Дизайн для {CLIENTNAME}
  • Сайт для {CLIENTNAME}

В чем соль:

  • Если задача слишком объемная и «необъятная», то в итоге непонятно, с какой стороны к ней приступить, с чего конкретно начать и поэтому возникает стресс и прокрастинация
  • Надо постараться передать конкретный объем работы + если задача крупная, то обязательно должна содержать подзадачи, с которых нужно начать делать большую задачу

Рекомендации выше подходят как для мелких задач, не требующих дальнейших описаний, видения решения и так далее. Также я рекомендую использовать эти правила даже для ведения личных задач, а не только для постановки коллегам.

Сроки выполнения задачи

Задача, «подкрепленная» дедлайном более приоритетная и важная к исполнению. Задача без дедлайна получает статус «ну, когда-нибудь хорошо было бы ее сделать».

Если вы ставите задачу партнерам и вы не рулите приоритетами их задач, то обязательно уточняйте, когда ее смогут выполнить.

Описание задачи и его структура

Описание задачи необходимо для крупных и объемных задач, где нужно передать весь контекст проекта и понимание ситуации. Обычно описание задачи состоит из нескольких логичных последовательных блоков (это важно!):

  • Краткое описание проблемы и ее масштаба
  • Видение ее решения (или описание конкретных действий)
  • Профит и польза проекту/команде/всем от выполненной задачи

Но помните, что не нужно писать летописи-лонгриды из ваших user story при описании багов. Краткость — сестра таланта. Плюс текст отформатированный, с расставленными акцентами, логично распределенный на абзацы.

IT-шный пример

Заголовок: Задать подготовленные мета-данные для страниц сайта

Мы обнаружили, что на сайте не сформулированы titles & meta descriptions. У части страниц они не заполнены, половина страниц — дубли, а оставшаяся часть сформулирована без использования ключевых слов и некликабельно. Это критическая ошибка, так как без корректных мета-данных сайт не может расти в поисковой выдаче.

Мы составили таблицу в Google Docs с прописанными мета-данными для каждой статической страницы сайта, а также с шаблонами для динамически генерируемых страниц. Ссылка на документ: {link}. Так как у проекта нет админки, где мы могли бы все настроить своими руками, просьба вставить метаданные из документа на страницы сайта:

  • Для статических страниц данные вносятся копипастом
  • Для динамических страниц используются переменные. Например:%НазваниеТовара% за %price% от интернет-магазина BRANDNAME.COM. То есть, для каждой конкретной страницы сайта должно подставляться ее содержимое. Весь список переменных также находится в таблице.

Просьба это сделать ASAP, так как от этого зависит вся дальнейшая работа по оптимизации. После реализации задачи, мы отправим сайт на переиндексацию и сразу получим увеличение показов и кликов в выдаче! Если в ходе работы возникнут вопросы — без проблем спрашивайте!

Пояснение: кратко описываем проблему, подготавливаем всю необходимую информацию для разработчика (таблица), далее описываем решение задачи, объясняем подводные камни с «переменными». В конце обозначаем важность задачи, желаемые сроки и профит, который будет от решенной задачи. Также мы добавляем, что мы если что рядом и готовы оперативно ответить и помочь (снижает стресс при получении незнакомой задачи).

Самое важное: если решенная задача имеет конкретный результат и пользу, то у исполнителя есть мотивация ее выполнить. Если важность задачи не раскрыта и понимание того, что она даст, то и желания сделать задачу, быть причастным к ее решению тоже особого нет.

Дизайнерский пример

Заголовок: Разработать landing page для {clientname}

К нам обратились ребята из ХХХ. Они организуют ивенты и тусовки для крупных компаний, и за два года стали лидерами. Текущий лендинг — унылое говно и не соответствует их компании.

Мы узнали собрали всю инфу и контент у клиента:

  • {ссылка на гуглдок} — это ссылка на ТЗ с примерной последовательностью блоков и черновиками текстов. В случае, если появятся идеи и предложения — можно отойти от ТЗ и предложить свое решение.
  • {ссылка на гуглдиск} — собрали в папку все необходимое для проекта: исходники лого, фотографии с тусовок и командные фото
  • Вот подборка ссылок на хорошие сайты, которые можно изучить перед работой:

Помни: рисуем mobile-first, так как 90% трафика — мобильные устройства!

Предлагаю перед стартом работ встретиться и обсудить детали работ, я детальнее расскажу про компанию и структуру лендинга, которую мы продумали. По срокам — нужно показать макет до ХХХ, так что время на подумать есть. Контент дали хороший, заказчик адекватный — так что уверен, сможем сделать круто!

Пояснение: рассказываем о сильных сторонах клиента и о проблеме, даем всю необходимую информацию для старта работ и показываем важные технические нюансы. Из моего опыта, дезигнеры, как правило, не любят много букв, текст читают и копипастят невнимательно, поэтому с ними чаще всего нужно обсуждать задачу голосом. В конце, опять же, говорим о положительных нюансах и намерении сделать круто. Однако, жизнь, тяжелая и непредсказуемая штука: может прилететь говняный проект, и вы понимаете, что уже не отвертеться, его нужно сдать и забыть как страшный сон. В таком случае не обманывать коллегу и говорить честно: «Брат, мы должны сделать эту грязную работу!».

Контекст задачи

Некоторые из советов (вроде написания заголовков задач) вообще не требуют дополнительного времени на постановку, а вот насколько развернутые и детально описанные должны быть ТЗ — определяет контекст задачи. Перед постановкой задачи обязательно:

  • Поймите, насколько исполнитель знаком с проектом, для которого делается задача?
  • Учитывайте, делал ли он раньше аналогичные задачи с вами или вообще с кем-то
  • И если есть сомнения, что вы хорошо друг друга поймете — созвонитесь и синхронизируйтесь

В результате вы сэкономите всем время, нервы, быстрее и круче решите задачу, получите каеф от гладкого процесса.

Взаимоотношения с ответственным за выполнение задачи

С каждым человеком у нас складываются определенные взаимоотношения и стиль общения. И чтобы задача лучше читалась и воспринималась исполнителем, можно этот нюанс учитывать и отходить от официоза, канцеляризмов и написать текст на «вашем» языке, что тоже будет комфортнее для восприятия информации

Cover-letter для оформленной задачи — задачу нужно ПРОДАТЬ

Еще небольшая фишка: когда задача уже сформулирована по феншую. Ее нужно ПРОДАТЬ исполнителю:

  • Привлечь внимание
  • Вызвать интерес
  • Вызвать желание
  • СДЕЛАТЬ ЕЕ

Прямо по канонам AIDA получается, да? :)

Хороший пример:
Вася, привет! В процессе аудита сайта мы обнаружили серьезную ошибку — которая мешает росту сайта. Нужна твоя помощь. Посмотри, пожалуйста, ее сегодня — {ссылка на тикет}!

Плохой пример:
Всем привет! Завели новую задачу: {ссылка на тикет}

И еще мудрые советы в копилку:

  • Я прочитал книгу Getting Things Done Дэвида Аллена, и внедрил (и продолжаю это делать) методологию GTD на N% в свою жизнь и стал работать эффективнее и с меньшим стрессом. Очень ее рекомендую.
  • Используйте Главред для написания текста
  • Не ставьте задачи голосовыми сообщениями! %)

Главное, сформировать у себя привычку писать задачи по феншую — это перестанет быть для вас стрессом, нагрузкой и перестанет занимать дополнительное время. Зато будет порядок в процессах и в эффективности работы!

0
4 комментария
Slavik Shvets

Asana, а тз можно в доку(прикрепить в комменты)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Апрельский

Посоветуйте хорошие инструменты для постановки задач. Заранее благодарочка!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Leonov
Автор

Добрый день, Андрей! Возможно, не совсем правильно ваш вопрос. Мы чаще всего используем Google Docs и оформляем там документацию, развернутые технические задания, аудиты и так далее. А в качестве командного таск-менеджера (где вести и трекать задачи) — мы пришли к Asana для работы по агентству и всем клиентом. Пробовали и Trello, и Битрикс, но все наши потребности и задачи решила Асана. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Апрельский

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда