{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Редактор с 20-летним опытом работы: «Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно идти туда, где страшно»

Редактор с 20-летним опытом, основательница писательского агентства «Мастерская слова» и автор телеграм-канала «Через тексты к деньгам» Ольга Рыбкина рассказала о своей работе редактором, а ещё поделилась, как справляется с многозадачностью и профессиональной деформацией.

Автор статьи: Елена Дьяченко

Начало карьеры

В одном из интервью вы говорили, что в десятом классе работали в городской газете. Расскажите, что это была за газета и как вы туда попали?

— Я мечтала связать свою жизнь с иностранными языками и стать переводчиком. Но были 90-е, родителям было сложно оплатить репетитора по английскому. Одноклассница рассказала, что в газете «Вечерний Первоуральск» работают со школьниками, и предложила попробовать писать статьи.

Когда мы пришли, нам дали задание — сделать интервью с первой учительницей. Мы оформили его вместе с одноклассницей, после чего я поняла, что не стоит совместно с кем-то писать статьи, лучше писать одной. Помню, как сильно мне понравился процесс работы над статьей и чувство, когда её публикуют.

Куда вы пошли учиться после школы и на кого?

— Я со второго раза поступила на факультет журналистики в Уральский государственный университет в Екатеринбурге. В первый раз мне не хватило двух баллов, но потом я подготовилась и через год поступила на бюджет. Училась пять лет, а с третьего курса начала работать полноценно в городских газетах.

Трудно было совмещать учебу и работу?

— Часто приходилось жертвовать учебой. Я пропускала пары, чтобы поехать на интервью или на мероприятие, или чтобы доделать статью. Но я быстро навёрстывала и университет закончила хорошо. Совмещать можно, у меня тогда не было семьи, забот.

Вы тогда выработали навык многозадачности?

— Да, с 2003 по 2006 год я параллельно работала в нескольких газетах. Екатеринбург большой город, в нем семь районов, каждый имел свою газету. Я работала в трех из них. Иногда получалось так, что газеты выходили одновременно, и я писала то туда, то туда. А учитывая мой объём работы, порой я писала по полгазеты. Вот такая была высокая работоспособность.

В какой момент вы поняли, что хотите развиваться в редактуре?

— Это было в 2006 году, под конец обучения в университете. Я уже посмотрела, как работают редакторы, подружилась с выпускающим редактором в газете, и поняла, что бегать на интервью мне уже не очень интересно. Поэтому поставила себе цель — после учёбы найти вакансию редактора.

Я нашла работу в интерьерном журнале «Современный дом и офис». У них было несколько разделов, и у меня в трудовой книжке было записано «Редактор разделов». Это была моя первая серьезная работа, но через полгода я ушла. Там был сложный график, редакция работала постоянно: по вечерам, на выходных, в праздники.

После увольнения я две недели отдохнула, и быстро нашла работу в журнале для современных родителей «Baby-Land». На собеседовании с директором мне показали обложки журналов. Я спросила, можно ли мне сказать своё мнение, она согласилась. Я рассказала, что и как нужно исправить, и после этого меня взяли работу. Потому что когда ты аргументировано и профессионально высказываешь своё мнение, то оно воспринимается адекватно, и человек понимает, что ты профессионал.

Публичность: социальные сети и первые клиенты

Когда вы начали вести свои социальные сети с позиции эксперта?

— Я начала вести Инстаграм* в 2018 году. Сначала я не понимала, что там делать и как развивать страницу. Но уже в 2020 году начала делать акцент на своём профессиональном опыте и экспертности.

Вам сложно было проявляться публично: снимать истории и видео?

— Очень сложно, у меня было сильное внутреннее сопротивление касаемо историй. Я творческий человек, настороженно отношусь к техническим моментам. Тогда у меня было сопротивление к историям, а сейчас к рилз, и я их совсем не снимаю. У меня около 10 000 подписчиков в Инстаграм*, но сейчас делаю акцент на Телеграмм и активно развиваю свой канал.

Я считаю это нормально, когда у тебя есть сопротивление к новым вещам. Просто когда ты понимаешь для чего это нужно делать — берёшь и делаешь.

Сталкивались ли вы с хейтерами в социальных сетях?

— Я долго ждала, когда они появятся. На пике в Инстаграме* у меня было 13 000 подписчиков. Были люди, которые были не согласны со мной в каких-то бытовых вещах. Например, как-то раз спорили в комментариях на тему финансов. На профессиональные темы споров не было.

Я получила волну хейта, когда началась СВО. Тогда я опубликовала пост с заголовком «Мне не стыдно», где сказала, что я русская и мои дети русские. Так было и будет и стыдиться мне нечего. И-и-и… от меня отписалось сразу 400 человек. Но часть комментариев была в стиле «я бежала неделю, чтобы сказать, как вы мне неприятны».

В сообществе «Подслушано копирайтинг» во Вконтакте часто обсуждают книги, я тоже включаюсь в обсуждения. И там есть женщина, которую раздражает, что я могу зарабатывать деньги на текстах, а она нет.

В целом я спокойно отношусь к хейту. Люди сливают свою энергию на негатив, а я перевожу её в позитивное русло, и это даёт мне прилив энергии.

Я хожу на сессии к психологу, где мы обсуждаем, в том числе, что негатив от других — это топливо для моей ракеты. И хейт — это форма любви человека к человеку, но в искаженной форме. Если тебя что-то триггерит в другом человеке, значит что-то есть в тебе или то, что ты хочешь сам. Просто кто-то проходит мимо, а некоторые реагируют.

Писательское агентство и первые книги на заказ

Что сподвигло открыть своё писательское агентство в 2021 году?

— Я в работе опираюсь на запрос. У меня есть подруга, крутой пиарщик, и она говорит, что большое отличие истинных экспертов в том, что они могут придумать курс, интенсив под запрос, а не предлагать постоянно одно и тоже.

С книгами работаю с 2019 года. Когда я написала одну книгу, вторую, когда начала позиционировать себя в социальных сетях как писатель, ко мне начали обращаться с запросами: книга «под ключ» (когда у заказчика есть идея, но нет текстов, все в голове); редактура рукописей; сопровождение авторов в процессе работы над книгой. Тогда я поняла, что не справляюсь с задачами, и мне нужно делегировать часть из них.

Делегирование — это единственный нормальный способ роста для профессионала. Делать всё самой просто нереально, и оптимальный способ продолжить расти вширь и ввысь — открыть агентство. Агентство совершенно по-другому воспринимается потенциальными клиентами, серьёзнее и весомее, чем просто писатель на фрилансе.

Когда я задумалась о делегировании, сразу встал вопрос о поиске адекватных специалистов. Я хотела простого — чтобы в команде меня понимали, и я могла доверять этим людям. Так и пришла идея создать курс «Книги на заказ»: сама обучила, сама взяла на работу.

Сколько человек в вашей команде, и чем конкретно занимаетесь вы?

— Сейчас на постоянной основе у меня четыре человека: два куратора, менеджер и корректор. И есть люди, которые работают на проектной основе: дизайнер, иллюстраторы, авторы. Всё зависит от задач, которые стоят.

Я веду клиента от заключения договора до выпуска книги. Веду переговоры с потенциальными клиентами и решаю юридические вопросы. Также я сама пишу книги, занимаюсь сопровождением авторов. Ещё редактирую рукописи, чрезвычайно люблю этот процесс.

Авторы из каких сфер чаще всего обращаются в агентство?

— Чаще всего мы работаем с экспертами и предпринимателями из самых разных ниш. Реже обращаются авторы художественной литературы, у них своя специфика.

Как происходит процесс работы от обращения клиента до выпуска книги?

— Сначала клиент обращается в агентство. Заключаем с ним договор и начинаем работать: собираем информацию от клиента, пишем текст, согласовываем. Пишем текст глав и согласовываем финальный вариант. Затем текст проходит этапы редактуры, корректуры, дизайна и верстки. Готовый вариант отдаем в типографию для печати.

Что самое сложное в работе с клиентами?

— Подстраиваться под TOV клиента, но я журналист, и умею это делать. Сложно добыть информацию, потому что основной источник информации клиент. А он, в силу своей занятости, может переносить интервью.

Трудно, когда клиент уже написал свою рукопись, но без структуры и четкого понимания для кого эта книга. Всё это нужно отредактировать вместе с клиентом. Это сложно, но очень интересно. Потому что это новый вызов, который я принимаю и делаю.

Отдых и восстановление после работы

Что помогает вам справляться с работой и не терять мотивацию?

— Сейчас меня мотивирует внутренняя ответственность, чтобы побыстрее закрыть ипотеку.

Ещё мотивирует желание довести каждый проект до конца. Когда я начинаю работать в проекте, у меня появляется невероятный интерес и азарт. Да, со временем приходит усталость, особенно когда проект долгий. Бывает, что пишем книгу год. И здесь главная мотивация:довести до логичного финала проект, чтобы клиент был доволен.

Вы сталкиваетесь с профессиональной деформацией? Возникает желание исправить тексты вокруг себя?

— У меня жёсткая профдеформация. Я вообще не люблю читать газеты и журналы, только книги читаю. Но у меня в голове как будто есть тумблер, благодаря которому я переключаюсь с редактора на читателя. Был период, лет 10 назад, когда меня триггерили ошибки, но потом я договорилась сама с собой, что исправляю только те тексты, за которые мне заплатили. Единственное исключение делаю для друзей, когда они просят посмотреть их тексты.

Недолго я работала в издательстве. Я тогда заинтересовалась книгами, и чтобы понять «внутреннюю кухню», устроилась туда на месяц корректором. И за месяц работы я уже не могла смотреть на книги. Когда читала для себя, анализировала, а правильно ли поставлен перенос, нет ли здесь ошибки.

Как вы отдыхаете после интеллектуальной работы?

— Я часто работаю без выходных продолжительное время. Поэтому для меня лучший отдых — это сон.

Я смотрю сериалы, которые уже смотрела, а новые — нет. Я смотрю «Сватов», «Крик совы» или листаю книги, которые уже знаю. Мы даже обсуждали эту тему с психологом: при просмотре нового должны формироваться новые нейронные связи, а мне наоборот нужно расслабить голову. Также мы выезжаем вместе с семьей на море. Море и горы очень расслабляют, хотя это и бывает не часто.

Вообще у меня сложно с отдыхом, отпусков как таковых у меня не бывает. Работа со мной даже на отдыхе. Я понимаю, что это не очень хорошо, поэтому нахожусь в процессе выстраивания баланса между работой и отдыхом.

Работа редактора: твердые и мягкие навыки

Какими твердыми и мягкими навыками должен обладать редактор?

— Грамотность, но стопроцентная грамотность — это редкость, поэтому лучше работать в тандеме с корректором.

Обязательно должно быть уважительное отношение к автору как к личности и к рукописи как к его творению. Не нужно убирать авторские особенности, чтобы не получилось множество одинаковых текстов с налетом стиля редактора.

Редактор должен разбираться в процессах организации, в которой он работает, и прокачивать свои управленческие способности, потому что нужно часто и быстро делегировать. Так как он не просто копирайтер, а управленец. Он должен понимать специфику работы с книгами, газетами.

Касаемо мягких навыков, то это прежде всего адаптивность, гибкость и стрессоустойчивость. Потому что бывает, что сегодня заказчик сказал так, а завтра совершенно иначе. Важно постоянно развиваться, чтобы избежать фактических ошибок. Не обязательно иметь высшее профильное образование, важнее начитанность и широкий кругозор.

Какой совет вы бы дали себе в начале редакторского пути?

— Не сомневаться в своих профессиональных способностях. Больше рассказывать о том, что ты делаешь и что умеешь. Больше ценить свое время.

Какой совет вы бы дали начинающим редакторам и копирайтерам?

— Больше читать и больше писать. Не бояться писать, не бояться заявить о себе миру. Я проводила у себя в канале опрос, и там был вопрос «Чего вам не хватает, чтобы зарабатывать?». И большинство ответили, что смелости и уверенности в своих силах. Это такие глубинные проблемы, которые не дают двигаться дальше и заявлять о себе как о профессионале.

И мне хочется передать всем коллегам свой девиз, который со мной еще со школы — «Ну не побьют же тебя за это». Сразу в голове появляется картинка и это очень успокаивает. И еще один девиз: «Иду куда страшно». Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, то нужно идти туда, где страшно и трудно. А там, где легко, там нет ни роста, ни денег. Чтобы забраться на гору, нужно, стиснув зубы, брать и делать.

*(Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ)

Ещё больше про тексты в канале «Копилки» https://t. me/smotri_kakoi_text

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Лена Солодкова

Какое вдохновляющее интервью, Лена, спасибо! Напоминать себе о том, что не нужно бояться полезно не только новичкам, но и старичкам. Мне это статья как раз и напомнила об этом :)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Дьяченко

Дааа, иногда шагнув в свои страхи можно получить бесценный опыт, уверенность и интересные знакомства ❤️❤️❤️

Ответить
Развернуть ветку
Rus Lan

я себе постоянно говорю, что если я чего то боюсь, то надо с этим бороться, но конкретно сейчас жалею о таком выборе

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Паршукова

Вот правда, если хочешь поменять что то в жизни, то нужно шагнуть в страх 👍

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

правда это не один раз придётся делать, пока не дойдёшь туда, куда хочешь

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

это все конечно здорово, но постоянное ощущение тревоги вас не отпустит

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда