{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как из классической журналистики перейти в маркетинг: история редактора Авиасейлс

Героиня материала — Симона Андрисенко. Сегодня она редактор ПСЖР — журнала Авиасейлс о путешествиях. А когда-то писала тексты для популярных СМИ — Forbes Woman, «Горящая изба» и других. В Авиасейлс Симона устроилась по стандартному сценарию: откликнулась на вакансию, сделала тестовое, прошла несколько этапов собеседования и… получила оффер.

Симона рассказала про свой профессиональный путь, отношение к текстам, поделилась внутренней кухней работы в одной из самых желанных компаний и дала рекомендации тем, кто только делает первые шаги в работе с текстами.

Материал подготовила Полина Чернякова, копирайтер и журналист.

Работа в Авиасейлс от первого лица

— Что входит в пул твоих задач? Чем ты занимаешься?

— Я редактирую тексты для журнала о путешествиях ПСЖР. Придумываю темы для этих текстов, заказываю их у авторов. И если нужен текст про особое место, например, про Курильские острова, тогда специально ищу людей, которые или уже бывали там, или живут в том месте и готовы написать о нём. Я составляю тз авторам, получаю от них тексты, редактирую их и выпускаю. Это одна часть моей работы.

Вторая — создание смыслов внутри редакции. Вместе с другими редакторами мы придумываем сезонные темы. Так, в декабре 2023 года сделали спецпроект про чилловый отдых. Мы решили уйти от концепции «Успеть всё на свете за январские праздники» и выпустили материалы про санатории, бани и бесплатные способы расслабиться.

Иногда я участвую в креативных штурмах других команд. Например, кому-то из отдела маркетинга нужно придумать новый слоган или идею для сезонной кампании. Мы все вместе созваниваемся и обсуждаем, что можно сделать.

Ещё в ПСЖР мы выпускаем спецпроекты вместе с командой пиара. Летом 2023-го коллеги спросили у наших пользователей, берут ли они питомцев в поездки. Оказалось, 11% опрошенных иногда ездят с ними в отпуска, ещё 25% — пока нет, но хотели бы это делать. Именно для них мы сделали спецпроект с фондом помощи животным TEDDY FOOD. И выпустили большой лендинг, в котором собрали статьи про перевозку кошек, собак, черепах в самолётах, про требования к переноскам и пребыванию с животными в отелях.

Лендинг со статьями про путешествия с животоными от ПСЖР

Ещё я работаю в связке с командой продуктового маркетинга и пишу статьи о работе разных сервисов Авиасейлс. Например, я писала очень прикольный текст. Ребята из поддержки рассказали, с какими интересными запросами к ним обращаются пользователи — оказалось, они касаются не только билетов, обменов и возвратов, как может показаться на первый взгляд. Люди, видимо, настолько доверяют бренду, что иногда у Авиасейлс спрашивают: «Я влюбилась в парня, как ему признаться?», «Хочу полететь в гости к кому-то сюрпризом, помогите выбрать подходящий рейс». Или мой любимый запрос: «Я хочу уйти с урока ОБЖ, что делать?».

— Получается, ты решаешь разные задачи, но вся твоя работа связана всё-таки именно с текстами

— Я исключительно текстоцентричный человек. Вся моя жизнь, увлечения и работа связаны именно с текстами.

— С такими задачами, кажется, ты вообще не успеваешь заскучать на работе

— В Авиасейлс вообще не приходится скучать! Работать в маркетинге очень интересно, и это просто бомбовая команда. Ребята, мои коллеги, стараются везде и всюду рассказать, что Авиасейлс классный. Они делают это разными способами. Несколько любимых примеров: рекламные интеграции у блогеров, нативная реклама с порноактрисой (материал 18+), наружная реклама в необычных местах, например, в туалетных комнатах в аэропортах.

— Опиши свой рабочий день

— Большая часть моего рабочего времени уходит на работу с текстами: я редактирую или сам пишу, общаюсь с авторами и коллегами-редакторами. Также хожу на созвоны, где мы планируем контент или штурмим новые идеи.

Ещё у нас бывают общие онлайн-встречи, на которых ребята из разных команд делятся своим опытом и рассказывают про проекты. Когда я только пришла в Авиасейлс моя коллега рассказывала, как работает инфлюенс-маркетинг. Я слушала её с открытым ртом!

— Откуда ты берёшь идеи для материалов?

— Идеи часто рождаются из личного опыта. Я понимаю, что может меня волновать или вдохновлять, когда я куда-то еду. Ещё мне откликается подход моего главреда — из каждой поездки привозить текст. Например, в декабре 2023 года я ездила в Стамбул и написала про это статью. Вообще, в Авиасейлс путешествующая команда, и это очень вдохновляет.

Фото из личного архива героини

Иногда идеи для текстов возникают благодаря читателям и пользователям. Мы видим и реагируем на их комментарии и запросы. И само собой ориентируемся на тренды и актуальность: мы сейчас не будем писать много текстов про Францию, потому что туда сложно получить визу, а лететь нужно с пересадками. Не говорю, что тексты про Европу у нас не публикуются совсем, просто их меньше, чем про Турцию, например.

В медиа ПСЖР выходит несколько форматов текстов. Инструкции: что можно ввозить в Россию, какие документы нужны на визу в Италию. Путеводители — классический жанр для любого трэвел-медиа: что посмотреть в Нижнем Новгороде или зачем ехать в Боливию. Подборки обо всём — от топовых бань до мест, где круто пофоткаться на юге России с осенними листьями. Личный опыт — вдохновляющие истории: про парня, который полетел на остров, где провёл свои последние дни Наполеон, или про девушку, которая одна путешествовала по Марокко. Дневники трат — сколько стоит поездка в Дагестан или Сочи.

— Раз уж мы затронули тему форматов. Какой твой любимый?

— Я всегда была фанаткой личных историй. Люблю людей с классным жизненным опытом, которым можно поделиться. В статьях ПСЖР мы стараемся во все тексты добавлять кусочки личного опыта, чтобы повысить доверие читателей и сделать тексты более «живыми». Тогда получается не просто список достопримечательностей, который можно найти по первой же ссылке в интернете, а места с интересными историями, что-то локальное, о чём знают только местные.

От работы за «спасибо» до большой журналистики

— Какое у тебя образование?

— Я окончила бакалавриат по журналистике и магистратуру по политологии в МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Расскажи про свой первый опыт работы с текстами

— С публицистическими текстами я плотно работаю лет семь. Один из первых написала в начале первого курса для онлайн-издания журфака. Я ходила на фестиваль Comic Con — это большая тусовка для любителей комиксов — и брала там интервью у основателя российского издательства BUBBLE.

У меня был такой вход в журналистку: сначала я много делала за «спасибо», а через пару лет, когда уже был опыт и портфолио, мне начали платить.

Фото из личного архива героини

— Для каких медиа ты писала (или пишешь до сих пор)?

— Самые заметные мои тексты я писала для «Горящей избы», Афиши Daily, Forbes Woman.

— Дай совет, как человеку попасть на работу в хорошее СМИ?

— Стоит следить за интересными вам медиа в соцсетях, там обычно публикуют вакансии. Например, «Горящая изба» так делает. Ещё я убеждена, что в журналистике многое решает личное взаимодействие. Можно написать человеку в лс или на почту, заявить о себе, предложить темы для текстов, и получить положительный ответ. Я таким образом стала писать для медиа благотворительного фонда — откликнулась на пост главного редактора в Facebook*. Хоть она и ответила мне через два месяца, я всё равно получила работу.

Считаю, что для работы в медиа важна настойчивость. В рамках приличия, конечно.

— С какими страхами ты сталкивалась в работе на первых порах, и как ты с ними справлялась?

— На первых порах я очень волновалась перед интервью. Однажды я сидела на паре, моя преподавательница сказала, что сегодня есть возможность взять интервью у известного писателя. Я ничего про него не знала, но как раз тогда начала сотрудничать с Афишей Daily и захотела сделать для них материал. Редактор одобрил тему, и за три пары мне нужно было подготовиться к беседе, хотя я вообще не разбиралась в теме. Брать это интервью было страшно! Но я считаю, что для работы в медиа важно уметь быстро соображать и не бояться неожиданностей.

Ещё у меня был страх писать для крупных изданий. Когда аудитория большая, ценность того, что ты говоришь, возрастает. Я вообще всегда очень внимательно отношусь к информации. Мне не хочется плодить глупые, безнравственные вещи и бесполезный контент.

— В твоём портфолио много статей на серьёзные и непростые темы. Например, насилие, войны, неизлечимые болезни. Как ты готовишь себя к интервью с людьми, пережившими травматический опыт?

— Этой теме я посвятила много времени и рефлексии. Важно сохранять человечность, но при этом получать достаточно информации для материала. Я ходила на школу для журналистов, которые пишут про насилие. Там я слушала лекции психологов, юристов, практикующих журналистов — все они рассказывали, как освещать сложные темы и правильно брать интервью.

Потом у меня была работа в фонде. Я разговаривала с людьми, которые помогают другим. Когда я была автором в «Горящей избе», то много общалась с женщинами, пережившими насилие. Именно с опытом понимаешь, как грамотно и экологично выстраивать такие беседы.

— Каким своим текстом ты гордишься больше всего?

— Весной 2023-го я написала материал для Forbes Woman про женщин, которые жили в Нагорном Карабахе во время блокады. Я не ездила в зону конфликта, но разговаривала с девушками, находившимися там. Это было эмоционально сложное для меня интервью, и в итоге получился действительно важный текст.

— Ты продолжаешь писать тексты и сейчас?

— Я сейчас продолжаю писать «для поддержания формы». Пишу статьи в ПСЖР о своих путешествиях и иногда и сотрудничаю с другими изданиями. Например, я написала статью про женщин в наркобизнесе для Forbes Woman и большой разбор для Афиша Daily про запрет абортов в России — почему это ни к чему хорошему не приведёт.

Статья в Афиша Daily

Сейчас я преимущественно редактирую статью, но мне кажется важным не забывать, как писать статьи с нуля. Я стала неплохим автором, а сейчас надеюсь вырасти в хорошего редактора, который будет помогать другим авторам совершенствовать свои тексты, навыки, и развиваться в профессии.

Полезно иногда ставить себя на место коллег-авторов, с которыми я постоянно взаимодействую. И когда я получаю задание от редактора — это действительно другая идентичность, другая роль и другие задачи.

— Как тебе работа с текстами для ПСЖР после материалов на сложные и серьёзные темы?

— Честно, я выдохнула. Всё время писать про социалку — тяжело, а работать в компании, которая пишет про путешествия приятнее и спокойнее. При этом я не считаю, что статьи в ПСЖР — это исключительно развлекательный контент. Мы также пишем сложные тексты, которые требуют глубокого поиска и проверки информации. Особенно это касается инструкций.

К каждому тексту я отношусь так: если статья может понадобиться человеку и он будет на это ориентироваться, то в ней должны быть проверенные факты. Да, эти тексты не про социальную жизнь, но они не менее важные, относится к ним тоже стоит ответственно.

— По твоему мнению, какой он — хороший редактор?

— Редактору важно быть очень чётким в работе с текстами и в коммуникации. Он должен детально объяснять задачу автору, обговаривать сроки, условия. Ещё важно быть терпеливым, потому что постоянно нужно общаться с людьми. А это не всегда просто.

Фото из личного архива героини

Вообще для любого человека, работающего в медиа, важна любознательность и умение видеть в обыденном мире интересные «штуки».

— А какие качества ты ценишь в авторах?

— Обязательность и ответственность. Это проявляется в хорошем фактчекинге, внимательном отношении к деталям, стремлении соблюдать читательский интерес.

Конечно, гораздо проще работать с авторами, которых не нужно особо править, но я понимаю, что все люди разные. Более того, для ПСЖР часто пишут люди далёкие от мира текстов, но которые знают много про путешествия, побывали в интересных городах и странах, могут поделиться полезным и вдохновляющим опытом. При работе с ними моя задача — очень подробно составить тз. Буквально: набросать список вопросов, попросить автора ответить на них развёрнуто, а потом из этого собрать материал.

— Что ты посоветуешь людям, которые только начинают работать с текстами?

— Важно найти свою нишу, потому что работа с текстами очень многогранна. Это касается и тематики, и направления. Сейчас люди, которые умеют писать, нужны в разных сферах. Можно пойти в классическую журналистику. Тогда я советую пробовать стучаться во все двери и не бояться отказов.

Если человеку интересна редактура, то тоже важно понять, в какой сфере. Это и работа в СМИ, бренд-медиа, с интерфейсами и текстами в IT-продуктах . Мне кажется, сейчас будет особенно востребовано направление тренеров AI. Можно быть редактором внутренних коммуникаций или писать для внутреннего бренда какой-то крупной компании.

В работе с текстами всегда важна практика. Поэтому я абсолютно точно советую как можно больше писать.

* Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена.

0
5 комментариев
Лена Солодкова

Интересно, а что проще — придумывать темы для журнала о путешествиях или для социалки?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Дьяченко

Классное интервью))сейчас пойду смотреть ссылочки))

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Роман

Спасибо за вьюшку, супер!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Маркелов

Ну с таким необычным именем то)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Самойлов

вот бы мне всю жизнь заниматься каким-то делом

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда