Медиаискусство: обзор магистратур и других программ
В наше время медиаискусство становится все более востребованным. Как арт-менеджер, вижу каждый день, что галереи и культурные институции ищут именно медиахудожников, а не традиционных. Решила разобраться, где можно получить это образование. Рассматривала программы магистратуры, бакалавриата, допобразования.
1. Медиаарт и искусственный интеллект от Института Лобачевского, Нижний Новгород
Профиль: 54.04.01 ДИЗАЙН
Цель магистерской программы:
формирование междисциплинарных команд, которые работают на стыке современного искусства, мультимедийных технологий и ИИ.
Задачи магистерской программы:
- внедрение новых образовательных и отраслевых стандартов в сфере мультимедиа и IT.
- объединение интересов академического сообщества и лидеров индустрии.
- интеграция специалистов сферы искусства и искусственного интеллекта для решения совместных проектных задач.
- применение сквозных цифровых технологий в системе подготовки междисциплинарных команд.
Форма обучения – очная.
Срок обучения – 2 года.
Вступительные испытания:
1. Обязательная часть: эссе (мотивационное письмо) на тему «Современные проблемы и концепции дизайна»
2. Вопрос на выбор по альтернативным разделам:
2а) «Теория, методология и практики дизайна» (включая творческую клаузуру)
2б) «Высшая математика и методы программирования» (включая математические вычисления)
Абитуриенты могут самостоятельно выбрать один из вопросов по разделам (2а) или (2б) с учетом своей специализации, а также максимального раскрытия творческого потенциала.
Минимальный балл — 40.
Программа включает изучение следующих дисциплин:
– Философия и методология науки
– Креативная экономика и креативные индустрии
– Дизайн-исследования и трендвотчинг
– Методы визуализации проектной идеи и прототипирование
– Теория и история искусств
– Дизайн-проектирование
– Информационное законодательство в области искусственного интеллекта и смежных областей
– Медиапроизводство и технологические инновации
– Продюсирование цифровых и медиапроектов.
Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль имеет своего куратора-партнера: академического и технологического. Высшая школа искусств и дизайна выступает системным интегратором и держателем контента проектных и исследовательских задач.
Эта программа хоть и не называется "Медиаискусство", но ее выпускники обладают навыками для его создания.
Выпускники программы «Виртуальная и дополненная реальность» — специалисты-разработчики, которые способны спроектировать, разработать и интегрировать продукты на движках Unity и Unreal Engine.
Магистранты научатся создавать реалистичные 3D-сцены, цифровые двойники реальных производственных процессов, разрабатывать приложения виртуальной и дополненной реальности. Томский политех имеет большой опыт разработки систем виртуальной реальности.
Материально-техническая база
Для обеспечения образовательного процесса и развития креативного потенциала студентов исползуются современные компьютеры и программные продукты, включая инструментальные средства разработки, которые являются стандартами индустрии: Unity, Unreal Engine 4/5, Perforce, PlasticSCM.
Во время обучения студенты работают с различными гарнитурами виртуальной реальности такими как: Pico 4, HTC Vive, Oculus Quest 2, Oculus Rift S, Samsung Odyssey и др.
Также студеты имеют доступ к системам захвата движения (Motion capture) Perception Neuron, Leap Motion, Microsoft Kinnect 2.
Где проходит практика
- «ЭкстентВ»
- «Кибериан Линкс»
- «Роснефть»
- «Периметр»
3. Digital Art в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ)
Da — это первая в России практико-ориентированная магистерская программа, которая работает на стыке науки и искусства, обучая специалистов в дисциплинах нового направления. Понимая технологическое искусство как медиатор между наукой и социумом, образовательная программа вводит инновационные технологии и новый инструментарий для создания проектов на актуальные темы
Первая в России магистерская программа Art&Science открыта для выпускников любых специальностей — и технических, и творческих — которым интересно проявить себя в сфере научно-технологического искусства. Вы сможете заниматься научными исследованиями и создавать художественные проекты на стыке искусства, науки и технологий.
Мы учим студентов творчески смотреть на достижения науки, видеть их красоту и находить в них идеи и инструменты для создания арт-объектов. С самого начала вы будете работать в команде с известными художниками и кураторами в области цифрового, технологического искусства и биоарта из разных стран.
Вы получите доступ к лабораториям ИТМО и будете придумывать арт-проекты вместе с учеными на основе их исследований и разработок. Уже во время обучения студенты представляют собственные работы на крупнейших российских и международных фестивалях технологического искусства, таких как «Киберфест», Ars Electronica и другие.
Обучение проходит полностью на английском языке в мультикультурной среде, в компании студентов и педагогов со всего мира.
Мы последовательно вводим наших студентов в мир современного искусства, через теорию — к практике. Уже на первом году обучения студент выбирает один из четырёх профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство». Выбранный профиль определит образовательный трек с углублённым изучением специальных дисциплин, которые будут полезны студенту в дальнейшей работе.
«Художник компьютерной графики, или CG artist — это профессиональный создатель виртуальных миров. Без его работы невозможно представить ни зрелищный кинематограф, ни видеоигры, ни рекламу — практически ни одну область сегодняшней индустрии развлечений», — Алексей Кухаронок, руководитель направления «CGI и визуальные эффекты» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
7. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ от МАММ. Курс для тех, кто хочет разбираться в современном искусстве
Цель курса — помочь начинающему художнику найти свое место в многообразии направлений, идей и подходов в искусстве ХХ—ХХI веков. Программа соединяет исторический обзор основных этапов авангарда с практическими заданиями. Мы совершим экскурс в историю модернизма и современного искусства и посмотрим, как менялось социальное значение художественной деятельности, как сами художники осмысляли задачи своего творчества. Поговорим о наиболее актуальных подходах и попробуем определить область интересов и предпочтений каждого участника курса. На курсе используется много методических материалов, они остаются у участников после обучения.
Видео — одна из главных форм формирования и обмена картинами мира. Экспериментальный кинематограф, видеоарт, дипфейк, инсталляции с цифровыми и аналоговыми движущимися изображениями — это огромный сегмент искусства, часть биеннале и ярмарок, а также способ документировать искусство. Для жизни и художественного производства в третьем десятилетии 21 века, безусловно, необходимо обладать навыком критического зрения. Теоретически и практически подбирать ключи к дешифровке, обнаружению швов видео-реальности.
Как отличать документальное и вымышленное? Как расширять зрение зрителя и использовать иммерсивные технологии? Как управлять экранным временем? И взламывать нарративы, предложенные политической реальностью? Курс поможет ответить на эти вопросы, погрузиться в видеоарт как главный источник отражения действительности, а главное, на практических примерах научит отличать настоящее от искусственного в современном видеоконтексте.
Подобные программы есть и в других Вузах и институциях, направление будет все расширяться и расширяться.
Мой канал по творческим конкурсам для художников и всех, кто хочет развиваться, как арист.
Мой канал с возможностями в сфере производства видео и документального кино.
Буду рада видеть вас!