{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Богатые и молодые: мифы о digital-профессиях, которыми грезят новички

Лента социальных сетей истекает елеем: «Получаю больше мужа», «3 простых шага и 100 тысяч в кармане», «Автоворонщика оторвут с руками». В интернет-маркетинге я с 2011-го: была копирайтером, контент-менеджером и SMM-специалистом, сейчас — digital-стратег в компании Ingate, и чего только не наслушалась о своей работе. В этой статье я расскажу о стереотипах в digital, которые имеют мало общего с реальностью.

Я быстро разбогатею

Есть люди, которые бросают прежнюю работу и устремляются в digital с целью молниеносного обогащения. Несколько лет назад мои подруги, находясь в декрете, решили стать инстаграм-блогерами. Одна писала о книгах, вторая — вести блог о красоте, третья — бэби-блог. Истории совершенно разные, но во всех случаях дело не выгорело.

Самой успешной оказалась бьюти-блогерка (или блогерша?). В сытое время она получала 20 тысяч рублей в месяц от интернет-магазинов и брендов косметики. Но с ростом инстамира выросла конкуренция, а потом рухнули цены на рекламу. Вскоре пришла к тому, что вкладывала в продвижение 20-40 тысяч, а получала максимум 15. Спустя некоторое время блог закрылся.

Если нутром чувствуете, что выстрелит: TikTok или Likee, канал в Telegram или Яндекс.Дзен, а может что-то еще — поздравляю. Возможно, окажетесь первопроходцем и набьете мешки золотом. В противном случае впустую потратите деньги и время для профессионального развития. Хотите внезапного богатства — играйте в спортлото.

Мне больше нравится модель постепенного развития, когда человек учится, пашет и поэтапно повышает свой уровень дохода. Это стандартная схема прокачки любого профессионала: от слесаря до сеошника. Моя карьера в digital начиналась с книг, статей, онлайн-курсов, стажировки в рекламном агентстве.

Короче, путь к богатству в digital (если он есть) выглядит так:

  • прошел курс обучения -->
  • набил руку на малых бюджетах -->
  • совершил тысячу ошибок -->
  • проанализировал результаты -->
  • наделал вторую тысячу ошибок -->
  • устроился в крутую компанию или набрал серьезных проектов -->
  • прочел в новостях, как 13-летний тиктокер заработал миллион за сутки :(

В 2018 году я работала контент-менеджером в VR-стартапе за 60 тысяч в месяц. С боссом отношения не сложились и пришлось снова пересесть на копирайтерский фриланс. Денег он толком не приносил, а вот выгорание я получила.

Устав от текстов, решила попробовать себя в дизайне. Пошла на курсы, а потом устроилась дизайнером в крупный новостной портал. Мне дико повезло: портфолио пополняется, работать интересно и чувствуется, как растут и скиллы, и доходы.

Алена Самсоненко, digital-дизайнер в интернет-сми

Успешные люди работают на фрилансе

Еще один миф вытекает из первого: все «диджитальные» ребята работают из дома, а еще лучше — с пляжа из рекламы «Баунти». Потыкал по клавишам 15 минут — пошел купаться в океане и пить мартини. Наверняка такие случаи имеют место быть, но, как я писала выше, это не о настоящей работе.

Digital действительно развивается как в природных условиях, так и в стенах крупных агентств и корпораций. Вот только не нужно путать фриланс и удаленную работу. На удаленке ты официально трудишься на своего работодателя, только из дома. Многие компании принимают удаленщиков. Главное — не факапить дедлайны и быть хорошо организованным человеком.

На фрилансе уровень моего дохода был на 50 % меньше того, что я зарабатываю сегодня в офисе.

Фриланс — это вольная охота. Сам ищешь клиентов, сам договариваешься, сам платишь налоги (или не платишь). Многие государства, в том числе и Россия, признают фриланс одной из форм трудовой занятости. В интернете довольно много апологетов фриланса и экспертов, которые, по их заверениям, «ни дня не работали в офисе».

Некоторые преимущества работы на фрилансе:

  • возможность планировать свои время и нагрузку самостоятельно;

  • нет необходимости каждый день собираться на работу и следовать строгому режиму;

  • рай для интроверта или человека, который ненавидит опенспейсы;

  • возможность работы или подработки в декрете.

Но есть и минусы:

  • нет социальных гарантий: болеть за свой счет, трудового стажа нет, на пенсию копишь сам;

  • клиенты-мошенники: если фрилансер работает без договора, его легко кинуть на деньги;

  • ненормированный рабочий день: приходится вести проект до последней клиентской правки;

  • отсутствие поддержки и внешней мотивации;

  • ад для экстраверта или человека, который обожает общение;

  • периоды затишья, когда клиентская база выгорает, а новых заказов нет.

Пожалуй, самое сложное в работе фрилансера — получить крупный проект. Новичку сначала придется поработать на свое портфолио. Интернет-маркетологи начинают с изучения рекламных кабинетов, проходят сертификацию в Яндексе и Google, а позже работают над маленькими низкобюджетными проектами. Дизайнеры бесплатно рисуют логотипы для ипэшников, вольные копирайтеры пишут тексты за пару сотен рублей.

Но даже классные специалисты, которые сделали имя упорным трудом, получают меньше, чем офисные работники. Чтобы привлечь слишком свободолюбивого эксперта, компании готовы платить гораздо больше. На фрилансе уровень моего дохода был на 50 % меньше того, что я зарабатываю сегодня в офисе.

Я занимаюсь маркетинговыми стратегиями для развития бизнеса крупных клиентов: увеличиваю продажи и ищу новые способы развития бизнеса. Мы всегда держим руку на пульсе и одними из первых узнаем о новых digital-инструментах.

Для тех, кому нравится такая быстрая и ритмичная сфера, офисная работа — это идеально.

Валентина Мамедова

, project DS компании Ingate

Digital — только разработка сайтов

Следующий миф — востребованы исключительно те, кто занимается разработкой интернет-ресурсов и наводит на них красоту. Это давняя байка, которая гуляет со времен возникновения Рунета, и в основном у старшего поколения. Мои родители думают, что я занимаюсь созданием сайтов, а их знакомым я даже не пытаюсь объяснять свой труд — гиблое дело.

Если возвращаться к нашим реалиям, действительно, веб-программисты и дизайнеры зарабатывают довольно много. Но помимо них есть множество специальностей, которые обеспечивают работоспособность программерских решений. По данным hh, в десятку высокооплачиваемых digital-профессий входят:

  • email-маркетолог — специалист, который отвечает за рассылку писем;

  • интернет-маркетолог — эксперт, который берет на себя ответственность за комплексное продвижение в интернете;

  • специалист по контекстной рекламе/таргетолог — маркетолог, который запускает рекламные кампании в поисковых системах и социальных сетях;

  • SEO-специалист — оптимизирует сайт и позиции сайта в Яндексе и Google;

  • SMM-специалист — главный по соцсетям.

Это всего лишь небольшой перечень сфер, востребованных сегодня. На деле он намного шире. Не вошли в этот список контентщики (редакторы, копирайтеры, корректоры, переводчики), успешные блогеры и многочисленные инфобизнесмены. Но все они прекрасно себя чувствуют без программирования.

Учился в вузе на прикладной информатике, во время прохождения практики вышел на копирайтинг (хотя правильно было бы назвать это контент-райтингом). С тех пор спектр деятельности заметно расширился — где копирайтинг, там и SMM, журналистика, редактура, переводы.

Заработок не фиксированный, зависит от уровня лени и выделенного времени. Протюленился месяц — заработал 20–30 тысяч или меньше. Поднапрягся — заработал в 2–3 раза больше.

Сергей Август
, копирайтер-фрилансер

Digital — только для молодежи

Говорят, интернет-революция прошла мимо старшего поколения. Люди «за пятьдесят» не понимают и не принимают современные технологии. Да, они чатятся в Одноклассниках и смотрят YouTube, но гаджеты им кажутся слишком современными, сложными и местами напоминают магические устройства. Наши родители — жуткие консерваторы.

В начале 2010-х маму отправили учиться компьютерной грамотности. Обычная практика работы с браузерами и Microsoft Office. Для мамы это стало настоящим испытанием: отступы, «Сохранить как», закладки. Полгода она погружалась в то, что мы освоили в детстве. Со смартфоном, который я ей подарила на день рождения, было уже проще, хотя WhatsApp по-прежнему дается с трудом.

Погоня за прогрессом — выход из зоны комфорта, и чем старше человек, тем больше энергии тратится на изучение технологий. Молодым ребятам проще. Они с детства привыкли к мобильному интернету и виртуальной реальности. Но уверена: освоить новое можно в любом возрасте, пусть на это и потребуется чуть больше времени и сил.

Мне 47 лет. За плечами художественная школа, два специальных высших образования. Работала в крупных компаниях, создавала полиграфию, рекламу на телевидении, занималась веб-дизайном. HTML5-баннеры для запуска в Programmatic я освоила год назад, недавно изучила монтаж видео.

Конечно, на изучение уходит время. Я всегда переживаю, что долго погружаюсь. А потом понимаю, что наше поколение «динозавров в дизайне» сильнее и кропотливее молодых специалистов, которые хотят без особых усилий, изучив две-три программы, получить все.

Ольга Ефимова

, digital-дизайнер

А что на самом деле

Под маской digital-профессий скрывается совсем не то, что обещают коучи и инфобизнесмены. Обычная работа: местами интересная, частично тяжелая. Копирайтинг, SMM, веб-дизайн, контекстную рекламу, интернет-маркетинг и programmatic можно освоить в любом возрасте. Главное — не верить в байки о золотых горах и загорелых фрилансерах.

Единственное отличие, которое я для себя поняла, — digital меняется гораздо быстрее, чем, например, инженерная мысль и техника. И базовые навыки, и продвинутые скиллы неизбежно устаревают в течение полугода: появляются новые форматы рекламы, поисковики выкатывают новые алгоритмы, развиваются новые направления в веб-дизайне и копирайтинге. И чтобы оставаться на плаву, приходится постоянно совершенствоваться.

Как говорят у нас в Ingate, если главное, что хочет человек — это стабильность, зарплата два раза в месяц и неизменный круг обязанностей, ему будет очень плохо. А всем, кто мечтает учиться, расти, делать свою работу круче и быстрее, добро пожаловать в digital. У нас не соскучишься.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда