{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как руководить дизайн-студией в Волгограде из Берлина

В интернете сегодня только и разговоров, что об удалёнке. Ещё о гречке и туалетной бумаге. Но с ними всё просто: либо есть, либо нет. С удалённой работой немного сложнее. Да, для большинства сотрудников IT-компаний почти ничего не поменялось, просто чуть больше самоорганизации. А вот руководителям этот переход даётся сложнее. У многих есть чувство, что контроль теряется и надо заново выстраивать процессы, которые работали бесперебойно многие годы.

Дизайн-студия «Магвай» существует 11 лет и сегодня входит в топ-50 креативных агентств России. За несколько лет мы сильно продвинулись вперед. Как раз в то время, когда я стала руководить студией удалённо. Осенью 2016 года мы с мужем решили переехать на ПМЖ в Германию.Обстоятельства изменились, и пришлось под них подстраиваться.Первое время мне было тяжело. Казалось, идея управлять на расстоянии настолько фантастическая, что под силу разве что Копперфильду. Моё настроение тогда похоже на то, что происходит у многих сейчас.

Хорошая новость: всё можно наладить! Я точно знаю, потому что сама прошла через это. Уже 4 года я живу в Берлине и работаю дистанционно. При этом основная часть команды находится в Волгограде, а наши клиенты из разных городов России и Европы.

Мой опыт

Мы работаем на рынке веб-разработки с 2009 года и долгое время придерживались правила:команда должна располагаться в офисе. Но хороших дизайнеров и программистов в родном городе не хватало, мы стали разово или для отдельных проектов обращаться к удалёнными специалистами. До недавнего времени основной состав работал оффлайн, сейчас все переместились в хоум офисы. А мне даже не пришлось ничего менять, я это сделала несколько лет назад.

Впрочем, когда я только осваивала новый формат работы, было много разных мыслей. Одна из основных задач руководителя – быть лидером команды, вдохновлять, обучать, показывать своим примером, как надо работать. А я чувствовала себя полководцем, который отсиживается в штабе, пока солдаты сражаются на передовой. Мне казалось, я бросила команду.

Понадобился год, чтобы всё наладить. Зато сейчас показатели студии в несколько раз выше, чем когда я работала в офисе. Мы увеличили оборот. Студия вошла во все известные рейтинги (Топ-50 креативных агентств России, Топ-100 веб-разработчиков России), мы выиграли все специализированные российские конкурсы, а на зарубежных получаем поддержку и одобрение в специальных номинациях. Мы провели ребрендинг и выработали позиционирование. Я сама стала намного эффективнее как руководитель. И все это благодаря удалённой работе.Поэтому я решила описать свой опыт и дать конкретные инструменты, которыми сегодня пользуюсь сама.

Что надо помнить

Удалённый руководитель –новая роль. Вот ты работал в офисе 8 лет, а тут просыпаешься и не надо выходить из дома, просто подходишь к компьютеру и начинаешь разбирать дела. Раньше ты был в гуще событий, мог сорваться 10 вечера на съёмку, держал всё в своих руках. А сейчас тебя и команду разделяют тысячи километров, и с этим сложно смириться. А ещё столько домашних дел: надо вытащить бельё из стиральной машинки и сходить в магазин, ты же всё равно дома…

Кстати, про домашние дела. Отвлекающих факторов будет много. Мне пришлось изобретать самоконтроль заново. В начале я даже переместилась в коворкинг. Это очень помогло. Когда научилась работать там, снова вернулась домой, обустроила отдельное место и теперь работаю эффективно из дома.

Что помогло мне наладить работу

Доверие. Нужно доверять как всей команде в целом, так и каждому отдельному сотруднику. Если нет доверия, на расстоянии руководитель превращается в собаку-подозреваку и начинает предвзято оценивать работу. А это плохо сказывается на общем эмоциональном фоне. К тому же если вы не доверяете сотруднику, он не должен быть в команде.

Постоянное общение, в том числе, неформальное. В один момент ты превращаешься в Большого Брата. Тебя не видит никто, а ты следишь за всеми. И в этот момент сложно не стать механическим голосом в телефонной трубке, который отдаёт приказы. Поэтому очень важно общаться. Сотрудники должны понимать, что у меня в голове, как я оцениваю их работу, довольна ли результатом, куда движется компания и т.д. Неформальное общение возвращает человечность и показывает, что я играю на стороне своей команды.Я постоянно на связи со своей командой. Я созваниваюсь, списываюсь, пытаюсь создать эффект полноценного присутствия. Это занимает много времени, но без этого никак при удаленном руководстве.

Инструменты удалённого руководителя

Очень отрезвил кассовый разрыв, который возник в студии в январе 2018 года. До этого времени я была в депрессии из-за расставания с командой и своей новой роли, а офис работал на самоокупаемость. Но когда чуть было не случился кассовый разрыв, я поняла: надо что-то менять. Тогда я занялась самоорганизацией и своей эффективностью, а после переключилась на улучшение эффективности команды в целом.

Сегодня среди моих инструментов:

Дашборды. Руководитель, особенно если это контроль-фрик (как я), должен понимать, что происходит в компании в каждый момент времени. Также я вижу финансовые движения, это даёт возможность предсказать и предотвратить кассовые разрывы, столь характерные для нашего бизнеса. Я настроила для себя целую систему дашбордов и знаю, чем занят любой сотрудник каждую минуту. Моя любимая связка: Trello+Битрикс24+Почта+ мессенджеры+ГуглДокс. Мой день начинается и заканчивается просмотром этих дашбордов. Я чувствую себя капитаном космического корабля, который на многих экранах следит за состоянием судна и полётом. А ещё у меня действует правило «спроси статус не в день дедлайна, а задолго до него».

Чек-листы. Так я оцениваю качественные показатели работы и отправляю на доработки, если хотя бы один пункт чек-листа не выполнен.

Долгосрочное планирование с менеджерами студии. Мы руководствуемся правилом «12 целей за 3 месяца». Ставим цели, достигаем их, фиксируем результат.

Ежемесячные отчеты. Все исполнители ведут ежедневные отчеты, которые я внимательно просматриваю в конце месяца. Это помогает улучшить производительность, определить проблемы и исключить подобные ситуации в будущем.

Ежедневные микро-планерки. Мы проводим их с менеджерами и обсуждаем задачи исполнителей, трудности с клиентами и внутристудийные вопросы. Важный временной момент – на обсуждения не больше 20-25 минут, иначе это превращается в обмен шутками.

Ретро-митинги. Обычно их мы проводим в конце недели, но бывает и так, что они случаются стихийно. Это происходит, когда какая-то проблема решена, но нужно понять, почему она случилась и что сделать, чтобы исключить подобные трудности в будущем.

Эффективность я отслеживаю по выполненным задачам и анализу отчетов исполнителей. Благодаря моему опыту это несложно. Я могу предсказывать, где возникнет проблема и «подстелить соломку», также я понимаю, сколько времени займёт та или иная задача. В работе также помогает дробление на этапы. Так проще выстраивать взаимоотношения с клиентами, а мне понимать, что происходит в компании, как идёт выполнение задач. Это удобно для всех.

Сегодня удалённая работа – реальность нашего времени, а события в мире только подстёгивают осваивать этот вариант быстрее. Надеюсь, мой опыт вам поможет. В благодарность автору можно выслать рулон бумаги! ;)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
ivan krapivin

Заголовок звучит как план Барбаросса в 1941-м

Ответить
Развернуть ветку
Nina Kalaus
Автор

В этом и была особая "пасхалка"

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гарбер

А что за рейтинг креативных агентств, где Магвай в топ-50? 

Ответить
Развернуть ветку
Nina Kalaus
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Артем Гарбер

Тогда называйте рейтинги своими именами. Это не рейтинг креативных агентств.

Ответить
Развернуть ветку
Nina Kalaus
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Артем Гарбер

Нина, я понимаю, что дальше своего сегмента вы не смотрите. Но в России есть рейтинг креативных агентств. Вот загуглите.
Помимо рекламной выдачи вы можете увидеть, что рейтинг креативных агентств это устойчивое выражение, которое много лет закреплено за рейтингов креативных агентств АКАР. И он не ограничивается digital-агентствами.
Именно на него ориентируются крупные компании в тендерах.

Ответить
Развернуть ветку
Nina Kalaus
Автор

Спасибо за разъяснение! Да, мы, действительно, довольно погружены в свою сферу и оперируем терминами, которые были даны создателями рейтинга. На будущее не буду терять слово "digital".

Ответить
Развернуть ветку
Lev Baranov

Хорошая статья. для меня не хватило "взгляда с другой стороны": как отнеслись сотрудники, какие у них проблемы были, как изменилась команда за эта время, на чем споткнулись, а что наоборот помогло

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда