Как я устраивался на работу в разгар пандемии
Рассказывает iOS-разработчик Андрей Морозов.
В конце февраля я озадачился поиском новой работы, но тогда и представить не мог, что собеседования, оформление и даже онбординг будут удаленными. На весь процесс — от собеседования до первого рабочего дня на новом месте — у меня ушло полтора месяца.
Рассказываю обо всем по порядку.
Собеседования 👨🏼💻
Первые собеседования проходили как обычно: я договаривался о встречах в офисе рано утром, либо в шесть-семь вечера, тратил в среднем около часа на дорогу и ещё от полутора до трех часов на само интервью.
Задачи по основной работе тоже никуда не исчезли, хотя в преддверии собеседований моя производительность падала практически до нуля. В таком режиме я побывал в Bookmate, ivi и inDriver.
А затем пришла она — самоизоляция.
На удивление многие компании не прекратили наем и даже адаптировали его к текущим реалиям. Вместо стеклянных переговорок и white-board’ов теперь были Zoom, мини-контесты с задачками на онлайн-платформах и live coding.
В результате запланированные интервью перестали убивать мою производительность на основной работе. В довесок к этому я сэкономил время на дорогу и теперь мог проходить по два собеседования в день.
Но есть и минусы.
- Харизма и обаяние. При живом общении человек так или иначе влияет на своего собеседника, используя харизму, мимику и жестикуляцию. В результате между ними возникает какая-то химия — положительная или отрицательная. Однако дистанционное собеседование, пусть и с использованием камеры, так не работает.
- Офис и атмосфера. В онлайн-формате нельзя прогуляться по офису и оценить окружающую атмосферу живьём. Статьи в корпоративных блогах компаний хоть и дают небольшое представление об обстановке, но все-таки могут приукрашивать реальность, либо умалчивать о каких-то недостатках и изъянах.
В результате, полностью дистанционные интервью у меня были с ребятами из МТС, «Юлы», Badoo, Joom и Tinkoff.
Но если с собеседованиями всё понятно, то как происходит процесс оформления? Где брать технику и подписывать документы?
Оформление 💼
В итоге мой выбор пал на Joom (и наоборот), где процедура оформления устроена довольно заботливо. Все данные для трудоустройства я заполнил на специальном сайте-анкете, там же выбрал нужную для работы технику.
В назначенную дату ко мне приехал курьер и аккуратно донес до двери ноутбук, клёвый набор для нового сотрудника с различными ништяками и папку документов. Отвозить подписанные бумаги тоже никуда не пришлось — достаточно было отправить фото и сканы обратно HR.
Справедливости ради стоит отметить, что похожий формат вывода нового сотрудника был и у ребят из «Юлы». Сейчас жалею, что не спросил об этом у HR других компаний: можно было бы сравнить подходы и оценить, насколько быстро компании готовы адаптироваться к удаленке.
Для полноты картины необходимо сказать, что увольнение с предыдущего места происходило совсем не дистанционно. Нужно было съездить, чтобы забрать трудовую книжку, расписаться во всех документах и сдать рабочую технику.
Однако, процедура оформления хоть и важный, но всего лишь первый шаг в новой компании. Гораздо интереснее, как устроено погружение в команду и рабочие процессы коллег, которых ты даже не видел вживую.
Онбординг 🚀
Во многих компаниях введение нового сотрудника в курс дела и его адаптация — самые слабые стороны HR-процессов.
Ведь именно в первые дни у человека формируется представление о зрелости команды и проекта в целом. Поэтому казалось, что в условиях вынужденной удаленки такое понятие, как онбординг и вовсе исчезло из оборота.
Не сказать, что у меня большой опыт прохождения этих самых онбордингов, но подход Joom впечатлил.
Первый день был полностью расписан по часам.
- Созвон с HR-директором. Активировали базовые сервисы и учетки. Почти везде используется корпоративный Google-аккаунт. Разобрали документы, пробежались по основным бумагам, которые нужно прочитать и подписать. В Notion я ознакомился с подробным чек-листом нового сотрудника.
- Настройка VPN. Подключился коллега из helpdesk, перехватил управление ноутбуком, поставил все необходимые сертификаты и удостоверился, что все ресурсы доступны.
- Обсуждение целей и планов. Созвонился с руководителем клиентских проектов (мобильные приложения и веб). Вкратце обсудили дальнейшие планы и задачи, которые стоят на этот квартал.
- Знакомство с командой. Каждый немножко рассказал о себе, своих интересах и увлечениях. Выяснилось даже, что один из парней из одного города со мной — привет, Уфа.
Да, за первый день невозможно охватить вообще всё. Но самое главное, что я понял, — в компании готовились к моему выходу: сформировали набор небольших задач, чтобы постепенно ознакомиться с проектом, а также подготовили все необходимые доступы заранее.
Итог 🏁
Коронавирус действительно изменил наше общество, заставив бизнес перестраивать и изменять свои процессы в угоду онлайн-формату. Сложно сказать, пошло ли это многим на пользу или нет. Но однозначно у нас теперь появился шанс на полностью дистанционные собеседования и процедуры оформления необходимых бумаг.
А главное, что компании, научившиеся проводить качественный онбординг в онлайне, с высокой вероятностью смогут продолжить делать это и в обычной жизни, что безусловно хорошо.
Что касается меня, то в середине марта было распутье — продолжить поиск работы или отложить эту авантюру до лучших времён, когда всё устаканится. Сейчас я понимаю, что сделал правильный выбор, ведь неизвестно, как долго ещё продлится карантин, а получать удовольствие от работы нужно здесь и сейчас!
Делитесь своим опытом трудоустройства или увольнения на удаленке в комментариях!
Комментарий недоступен
Вы нам льстите. Мы за Андреем поправили несколько формулировок и добавили опрос внизу.
С уважением, отряды отделов Joom.
А был ли мальчик? )) Вполне возможно, что Андрей Морозов - плод креативного воображения эйчаров.
Комментарий недоступен
У вас плохое резюме.
Увидел слово Joom. Перестал читать.
Начал покупать.
Начал писать.
О, я собеседовал Андрея(не в Joom)! Он крутой специалист и приятный собеседник)
Ну а чего вы его не взяли? Он руки скрестил и занял неправильную позу и вам показалось что он что-то скрывает?
Что про олежека можете сказать
Ну крутой это явное преувеличение. Если просто рассмотреть резюме, опыт работы и гитхаб (гуглится легко), то сразу ясно что он средненький зумерок.
Как мидл формошлеп под иос - да, норм. Но до специалиста ему еще расти и расти. 10 лет назад это был уровень джуна.
Если раньше при работе в офисе хоть как-то оформляли, пусть даже после испытательного срока и можно было даже свой трудовой договор увидеть, экземпляр которого вам либо вообще не выдавался, либо только при увольнении. Но сейчас вообще всё в чёрную. Удалёнка это абсолютно тоже самое что и фриланс. Никаких отчислений в страховые фонды. Никаких оплачиваемых отпусков. Можно месяц отработать, думая что вас оформили, а потом узнать что вас обманули и так и не получить зарплату за месяц.
в каких шарагах вам приходилось работать? Подавляющее большинство (по крайней мере до короны) удаленщиков - это it индустрия, там как только кандидату предложишь в черную работать, он сразу уйдет конкуренту
Del
Человек отправил сканы) Без цифровой подписи и т.д. Филькина грамота.
В общем конкурентам на заметку. Устраиваете подсодную утку в joom по сканам и закпываете конкурента)
Чтобы новым сотрудникам было спокойно, мы доставляем им документы, подписанные с нашей стороны. Они в ответ отправляют нам сканы. А наши оригиналы мы соберем уже после снятия режима самоизоляции. Возможно, это не лучшее решение, но мы доверяем коллегам и заботимся о них.
Кстати, специалисты трудовой инспекции в вебинарах говорят о том, что документы допускается подписывать в сканах с дальнейшим подписанием оригиналов после снятия режима самоизоляции.
Зависит от того - что в трудовом договоре написано
Сейчас повсеместно гос переходит на подписанные сканы бумаг (даже бюджетные конторы - и их никак не заставить нормальный документооборот вести)
Было очень интересно почитать про такой опыт ) и привет, из Уфы !
У меня коллега ушел на ИОС в джум, и думаю если он реально собеседовал Андрея немефического, и тот прошел то у него хороший уровень )
Комментарий недоступен
Сколько негатива(
Мне обычно пофиг на такие темы, но тут не смогла пройти мимо.
Джум - это просто нереально прекрасная рабочая атмосфера и супер-коллектив. Да, я начала работать тут очень недавно, но на мой взгляд, в компании чудесно все)
- Тестовое задание было интересным и не являлось попыткой использования бесплатного труда (в последнее время часто сталкивалась с такими компаниями: тестовое - длиннющий перевод, который потом будет красоваться на сайте. Бесплатно, естественно).
- Оба собеседования были (!!!) приятными (!!!)
- Обучение очень детальное + практика выполнения задач под руководством наставника (обучение оплачиваемое (!))
- Коллектив. Если вкратце - то это самые чудесные люди, с которыми я когда-либо работала. Все полны энтузиазма и позитива, эта энергетика передается даже через компьютер. Взаимопомощь, хорошее настроение и интересные задачи - это просто волшебно. А мне еще со многими предстоит познакомиться, жду с нетерпением)
Короче - I ❤ Joom
Так это не Андрей писал, сразу видно что пиарите "жум"
Было бы интересно больше узнать о самом процессе собеседования в вышеперечисленные компании. Вопросы, задачи и тд. Что сейчас в тренде на собеседованиях)
Кем ты видишь себя через 5 лет сцуг, почемы ту ушёл с предыдущего места работы, поедешь ли ты к родителям если они заболеют, ипотека есть, а если найду? Кого на районе знаешь? Кто из паханов может тебя порекомендовать?
ХЗ как про собесы, но опыт был с ними. Правда не было собеседований и странный для меня опыт. Нет конкретики) и т.д..
О, привет, Башкортостан)
Возьмите меня в helpdesk 🙃
Жиденькая коробочка для новичка
Пилить ещё очередной e-commerce, ну такое себе занятие для души и самореализации
Ребята, как попасть к Вам на собеседование сейчас, когда карантин продлили ?) Куда направить резюме?)
Марк, вакансии тут: https://hh.ru/employer/2801530
iOS разрабом не было проблемой устроиться на удаленку и до вируса, мало что изменилось , не понимаю к чему этот рассказ
Передавайте Акиму привет) Надеюсь, он уже в должной степени освоил русский язык, чтобы общаться с соискателями без высокомерия :)